Решение о признании незаконным отказа во включении в состав семьи супруги и детей



Дело ***РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Бугаева А.В.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО10, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к ФИО11 о признании незаконным отказа во включении в состав семьи супруги и детей, возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с учетом членов семьи,

у с т а н о в и л :

ФИО5, ФИО10, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 обратились в суд с данными исковыми требованиями, в обоснование указав, что ФИО5 приходит службу в ФИО12 УВД г.Благовещенска в должности участкового уполномоченного милиции, вместе с семьей проживает в квартире *** общей площадью 53, 3 кв.метров, принадлежащей ФИО9. Собственного жилья не имеют. Постановлением ФИО11 *** от *** года ФИО5 признан нуждающимся в жилом помещении по категории участкового уполномоченного милиции с составом 1 человек.

*** года истцы обратились в ФИО11 с заявлением о включении в состав семьи ФИО5, признанного нуждающимся в жилом помещении, его супругу ФИО10 и несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО4. Письмом от *** года со ссылкой на положения ст.30 Закона РФ от *** года *** «О милиции» ФИО5 было отказано во включении в состав семьи его супруги и несовершеннолетних детей.

По мнению истцов, данный отказ является незаконным. Положения ст.30 Закона РФ « О милиции» регламентируют только необходимость предоставления жилого помещения участковому милиции, но не устанавливает порядок предоставления жилого помещения, который определен нормами жилищного законодательства. К членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители.

Истцы просили признать отказ комиссии по жилищным вопросам при ФИО11 от *** года о включении в состав семьи членов семьи ФИО5 незаконным, обязать ФИО11 включить в состав семьи ФИО5, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции, согласно Постановлению ФИО11 *** от *** года его супругу ФИО10, сыновей ФИО4 и ФИО2.

В судебном заседании представитель истцов на заявленных исковых требованиях настаивал, в обоснование высказал аналогичные доводы, указанные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, признать отказ комиссии по жилищным вопросам при ФИО11 от *** года о включении в состав семьи членов семьи ФИО5 незаконным, обязать ФИО11 включить в состав семьи ФИО5, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции, согласно Постановлению ФИО11 *** от *** года его супругу ФИО10, сыновей ФИО4 и ФИО2.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом, обратились с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя. Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в отсутствии истцов.

Представитель ФИО11 ФИО6, действующая на основании доверенности *** от *** года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в отсутствии указанного лица.

Из письменного отзыва представителя ФИО11 ФИО6 следует, что в соответствии с положениями ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Поскольку ФИО5 обращался с заявлением о постановке его на учет нуждающихся именно по категории участковых уполномоченных, его заявление было рассмотрено в рамках закона «О милиции», ЖК РФ, и Закона Амурской области «О жилищной политике» и *** года постановлением администрации *** он был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 1 человек.

Таким образом, ФИО5 был признан нуждающимся в жилом помещении по определенной категории, установленной в законе «О милиции», в рамках ст. 52 ЖК РФ. Статья 30 закона «О милиции», являясь специальной нормой, устанавливает определенные гарантии по обеспечению жильем сотрудников милиции и не позднее шести месяцев с момента вступления в должность участковых уполномоченных милиции в связи с характером их трудовой деятельности, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Положениями ст. 17 закона «О милиции» установлено, кто является сотрудниками милиции в Российской Федерации, а положениями ст. 18 указанного закона закреплено, что сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными настоящим Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью. Таким образом, исходя из анализа указанных положений закона следует, что закон «О милиции» в своих положениях устанавливает гарантии по обеспечению жильем только сотрудникам милиции и участковым уполномоченным. Исключение из данного правила установлено в абз. 4 ст. 30 закона «О милиции» лишь для участковых уполномоченных милиции, работающих в сельской местности и в поселках городского типа, к которым истец не относится. Таким образом, закон «О милиции», также как и Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ***г. ***, Федеральный закон «О ветеранах» *** от ***г. гарантируют право на обеспечение жильем лишь указанным в данных законах категориям граждан, без учета остальных членов семьи, следовательно, только данные граждане в соответствии с положениями ст. 52, 49 ЖК могут быть приняты на учет нуждающихся в жилом помещении, органом местного самоуправления по соответствующей категории. Поскольку члены семьи ФИО5 не относятся к указанной в законе «О милиции» категории граждан, которых органы местного самоуправления, органы исполнительной власти либо организации обязаны не позднее шести месяцев с момента вступления в должность обеспечить жильем, следовательно, предусмотренных законом оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции ФИО10, несовершеннолетних ФИО4 и ФИО2 у ФИО11 не имеется. Таким образом, ФИО11 не было нарушено каких-либо прав, свобод и законных интересов истца. Просила истца в удовлетворении иска отказать.

Представитель ФИО13 ФИО7, действующая на основании доверенности *** от *** года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил дело рассмотреть в отсутствии указанного лица.

Из письменного отзыва представителя ФИО13 ФИО7, следует, что частью 1 статьи 30 Закона РФ от *** года *** «О милиции» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению участковых уполномоченных милиции жилой площадью. Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и настоящему Федеральному закону. Согласно п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке
непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания
в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального
обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении
опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в
виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне. Указанный перечень является исчерпывающим, в него не входят сотрудники милиции (в том числе, участковые уполномоченные милиции), а также члены их семьи. Кроме этого, законом «О милиции» гарантировано право на обеспечение жильем лишь указанной в законе категории граждан, без учета остальных членов семьи, следовательно, только данные граждане в соответствии с положениями ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть приняты на учет нуждающихся в жилом помещении. Поскольку члены семьи ФИО2 не относятся к указанной в законе категории граждан, которых органы местного самоуправления, органы исполнительной власти либо организации обязаны не позднее шести месяцев с момента вступления в должность обеспечить жильем, то и предусмотренных законом оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении по категории участковых милиции у ФИО10, ФИО4 и ФИО2 у органа местного самоуправления не имеется. Кроме этого, ни положениями ст. 30 Закона РФ «О милиции», ни Жилищным кодексом Российской Федерации прямо не предусмотрено предоставление сотрудникам милиции и членам их семьи жилого помещения на условиях социального найма. Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти (ст. 1 Закона РФ «О милиции»). Следовательно, обеспечение сотрудников милиции жилой площадью является одной из гарантий правовой и социальной защиты работников милиции, т.е. государственным обязательством. Конституцией Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности местного самоуправления. Конкретизируя принцип самостоятельности местного самоуправления, с учетом конституционного права на жилище, Конституционный суд РФ в определениях от *** ***, от *** г. ***, разъяснил, что обязанность органов местного самоуправления предоставить жилое помещение сотрудникам милиции прямо и непосредственно связана с компенсацией из федерального бюджета расходов, возникающих при осуществлении указанной обязанности органами местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления не могут реализовать государственные полномочия, т.к. нет финансирования со стороны Федерации для приобретения жилых помещений для участковых уполномоченных милиции. Учитывая изложенное, Комитет считает заявленные требования необоснованными, просит отказать в их удовлетворении полностью.

Выслушав пояснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписки из приказа *** от *** года, справки ФИО14 УВД по г.Благовещенску *** от *** года ФИО5 был назначен на должность участкового уполномоченного милиции отдела милиции *** подразделения милиции в составе УВД по г.Благовещенску с *** года, проходит службу в указанной должности до настоящего времени.

В соответствии с постановлением мэра г.Благовещенска *** от *** года ФИО5 был признан нуждающимся в жилом помещении по категории участковый уполномоченный милиции с составом семьи 1 человек.

*** года ФИО5 обратился в ФИО11 с заявлением о включении в состав его семьи, признанного нуждающимся в жилом помещении членов его семьи супругу ФИО10 и детей ФИО4, ФИО2.

Согласно ответу *** от *** года истцу было отказано во включении в состав его семьи супруги и сына со ссылкой на положения ст. 30 Закона РФ « О милиции».

В силу абз.1 ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

По мнению ФИО11 вышеуказанные положения гарантируют право на обеспечение участковым уполномоченным милиции жильем без учета членов семьи. Исключение для данного правила составляют только участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа.

Действительно абз.3 ст.30 вышеуказанного закона установлено, что участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.

Однако данная норма закрепляет льготы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, которые распространяются как на участкового уполномоченного милиции так и членов его семьи.

В силу ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку ст.30 Закона РФ « О милиции» только возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения участковому уполномоченному милиции, однако при этом не устанавливает порядок предоставления жилого помещения, в данном случае применению подлежат нормы жилищного кодекса РФ, которым предусмотрено предоставление жилого помещения с учетом всех членов семьи.

Согласно материалам дела ФИО5 зарегистрирован по адресу ***, его супруга и несовершеннолетние дети по адресу ***

В соответствии с договором приватизации от *** года квартира *** в г.Благовещенске Амурской области находится в собственности ФИО8.

Из свидетельства о государственной регистрации права серия *** от *** года следует, что собственником квартиры *** по *** в г.Благовещенске является ФИО9.

Из сообщений ФИО15 следует, что права на объекты недвижимости за ФИО5, ФИО10, несовершеннолетними ФИО4 и ФИО2 не зарегистрированы.

При таких обстоятельствах, отказ во включении в состав семьи ФИО5, признанного нуждающимся в жилом помещении членов его семьи- супруги и детей, является необоснованным.

Учитывая вышеизложенное, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Признать отказ комиссии по жилищным вопросам при ФИО11 о включении членов семьи ФИО5, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции, незаконным.

Обязать ФИО11 включить в состав семьи ФИО5 принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции согласно постановлению ФИО11 *** от *** года, его супругу ФИО10, сына ФИО4, *** года рождения, сына ФИО2, *** года рождения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.

Судья: А.В. Бугаев

-32300: transport error - HTTP status code was not 200