именем Российской Федерации
*** года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Рябченко Р.Г.,
при секретаре ФИО0,
с участием представителя прокуратуры г. Благовещенска - старшего помощника прокурора Фоняковой Е.А.,
представителя ответчика ФИО5 ФИО3,
ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска в интересах Российской Федерации к ФИО5, ФИО2 о признании приказа о зачислении на обучение недействительным и возложении обязанности отменить его,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска в интересах Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском к ФИО5 ФИО2, в обоснование которого указал, что прокуратурой г. Благовещенска при проведении проверки по жалобе ФИО4 установлены нарушения законодательства об образовании при зачислении на бюджетной основе на обучение на юридический факультет заочного отделения ФИО2 (приказ «О зачислении» от *** ***.). Приказ ФИО6 ФИО5 (далее ФИО5 «О зачислении» от *** ***в части зачисления ФИО2 на обучение на бюджетной основе является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Согласно 4.1 Устава ФИО5 принятого конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся университета *** г., ФИО5 является государственным образовательным учреждением федерального подчинения, учредителем которого выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с п.1.1 ст.16 Закона Российской Федерации от *** *** «Об образовании» правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Статьей 11 Федерального закона от *** *** «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено, что порядок установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям средств федерального бюджета, имеющим в ведении высшие учебные заведения, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в соответствии с нормативами, установленными настоящим Федеральным законом. Контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ими ежегодно по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Частью 2 Устава ФИО5 утв. Министерством образования и науки Российской Федерации, пунктом 7 ч.1 Правил приема граждан в ФИО5 на ***/*** учебный год предусмотрено, что вне конкурса при условии успешного прохождения испытаний в ФИО5 принимаются граждане, уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б»- «г» п. 1, подпунктом «а» п.2 и п.З ст. 51 Федерального закона от *** *** «О воинской обязанности и военной службе» (ФИО2к данной категории не относится), а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (такого документа из воинской части им не представлено). Министерством образования и науки Российской Федерации на ***/*** учебный год ФИО5 было выделено 11 бюджетных мест по заочной форме обучения по специальности 030501 «Юриспруденция», что соответствует требованиям законодательства об образовании, ч. 2 Устава ФИО5. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» (далее ***) граждане, проходившие военную службу по контракту и уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования без вступительных испытаний при наличии незаконченного высшего или высшего военного профессионального образования. Пунктом 5 ст. 23 ФЗ *** установлены дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение гражданам, уволенным с военной службы, в том числе и обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения, имеющим профессиональную квалификацию только военного профиля. Федеральным законом от *** *** «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 4 ст. 2 названного закона). Вместе с тем, в нарушение вышеназванных требований закона приказом ФИО6 ФИО5 от *** *** на 1 курс юридического факультета заочной бюджетной формы обучения по специальности *** «Юриспруденция» незаконно, в нарушение п. 4 ст. 2 *** был зачислен военнослужащий ФИО2, который гарантированное Конституцией Российской Федерации (ст. 43) право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном учреждении уже реализовал, окончив ДальГАУ в *** году. ФИО5 не является военным образовательным учреждением и выданная ФИО2 военным комиссаром г. Благовещенска и Благовещенского района справка от *** *** о наличии у него высшего военного профессионального образования, которая явилась основанием для зачисления его на 1 курс юридического факультета заочной бюджетной формы обучения (бесплатно) по специальности *** «Юриспруденция», не основана на законе и второе высшее профессиональное образование он может получить только на платной основе. Таким образом, *** допускается нецелевое расходование бюджетных средств, связанных с обучением ФИО2 на бесплатной (бюджетной) основе. С целью устранения выявленных нарушений закона прокуратурой г. Благовещенска *** в адрес ФИО5 внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения законодательства об образовании не устранены, ФИО2 продолжает обучаться на бюджетной основе. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» просил суд признать приказ ректора *** «О зачислении» от *** ***.в части зачисления ФИО2 на обучение на бюджетной основе недействительным.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Благовещенск - старший помощник прокурора ФИО1 пояснила об обстоятельствах, изложенных в заявлении, просила заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 по доверенности ФИО3 с заявленными требованиями не согласилась, по существу предъявленных требований пояснила, что согласно Правилам приема в университет в *** году прием в университет для обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования проводится по личному заявлению граждан. Лица, имеющие особые права при поступлении в университет, предоставляют соответствующие документы при подаче заявления. ФИО2 при поступлении в ФИО5 помимо заявления предоставил копию диплома об окончании в *** году ДальГАУ, получив специальность: инженер-механик. Кроме того, предоставил 2 справки из военкомата о подтверждении права на льготное поступление в ВУЗ. Таким образом, при поступлении ФИО2 обладал правом на поступление без вступительных испытаний, во-первых, в связи с его увольнением по организационно-штатным мероприятиям; во-вторых, как имеющий выслугу лет в вооруженных силах более 15 лет.
Ответчик ФИО2 с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что первое образование в ДальГАУ он получал платно, это образование было признано родственным его военной специальности, кроме того, он был уволен с выслугой более 15 лет по организационно-штатным мероприятиям.
Изучив доводы искового заявления, заслушав пояснения участников процесса, а также изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно приказа ФИО5 от *** года *** ФИО2 зачислен на первый курс юридического факультета заочной бюджетной формы обучения по специальности 030501 «Юриспруденция».
Как следует из протокола заседания приемной комиссии ФИО5 *** от *** года ФИО2 зачислен на 1 курс заочной бюджетной формы обучения юридического факультета по специальности *** - «Юриспруденция» без вступительных экзаменов.
Как следует из пункта 7 ч.1 Правил приема граждан в ФИО5 на ***/*** учебный год, утвержденных приказом ректора от *** года, вне конкурса при условии успешного прохождения испытаний в ФИО5 принимаются граждане, уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б»- «г» п. 1 (по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта; по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе; по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву), подпунктом «а» п.2 (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и п.3 ст. 51 Федерального закона от *** *** «О воинской обязанности и военной службе».
В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» право на поступление в государственные образовательные учреждения профессионального образования имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие общую продолжительность военной службы 15 лет и более. Граждане, имеющие среднее военное или высшее военное профессиональное образование, проходят обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования бесплатно.
Из представленного послужного списка военнослужащего следует, что ФИО2 призван на военную службу *** года Ленинским военным комиссариатом Амурской области, находится в военном звании прапорщик. В период с *** года по *** прапорщик ФИО2 проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Амурской области, а с *** года по настоящее время проходит службу в военном комиссариате г. Благовещенска и Благовещенского района.
Согласно расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию, предоставленного военным комиссариатом г. Благовещенска и Благовещенского района полные годы выслуги прапорщика ФИО2 составили 22 года 2 месяца и 5 дней.
Из имеющейся в материалах дела выписки из приказа военного комиссара города Благовещенска и Благовещенского района от *** года *** следует, что ФИО2 досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Командующего войсками Дальневосточного военного округа от *** года *** и на основании приказа Военного комиссара Амурской области *** от *** года зачислен в распоряжение военного комиссара г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области в соответствии с подпунктом «и» пункта 2 статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы.
Согласно диплому ИВС *** от *** года ФИО2 в период с *** года по *** год прошел обучение в Дальневосточном государственном аграрном университете по специальности «Механизация сельского хозяйства», по результатам обучения ему присуждена квалификация инженер-механик.
Как следует из ответа ФГОУВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет» от *** года по данным бухгалтерского учета имеются данные об оплате за обучение ФИО2, студента ФЗО ИМСХ за *** год - 4 курс по приходному ордеру *** от *** на сумму 3500 рублей; за 5 курс обучения - приходный ордер *** от *** года на сумму 6000 рублей, что, с учетом отсутствия в деле доказательств бесплатного обучения ФИО2 в ФГОУ ВПО ДальГАУ, позволяет суду установить факт прохождения им обучения в ФГОУ ВПО ДальГАУ на платной основе.
Таким образом, вопреки доводам истца, ответчиком ФИО2 до поступления в ФИО5 не было реализовано право на бесплатное получение высшего образования.
При этом согласно ответа военного комиссариата г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области *** от *** года ФИО2 с *** года по *** года проходил действительную военную службу по контракту в должности ФИО7 узла связи военного комиссариата Амурской области *** вышеуказанная должность является родственной его гражданской специальности полученной по результатам обучения в Дальневосточном государственном аграрном университете.
Следовательно, поскольку в силу п. 5 ст. 19 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» военнослужащие, имеющие высшее или среднее гражданское профессиональное образование, родственное по профилю подготовки военной специальности, при прохождении военной службы по этой специальности приравниваются по образованию к военнослужащим, окончившим соответствующие высшие или средние военные образовательные учреждения профессионального образования, суд приходит к выводу о том, что образование, полученное ФИО2 в ФГОУ ВПО ДальГАУ, приравнивается в его случае к высшему военному профессиональному образованию.
При подаче документов при поступлении в ФИО5 ФИО2 предоставлялись справки от *** от *** года и *** от *** года военного комиссариата г. Благовещенска и Благовещенского района Амурской области, подтверждающие право ФИО2 на прохождение бесплатного обучения в учреждениях высшего профессионального образования, в связи с выслугой лет службы по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, которые правильно были оценены приемной комиссией как основание для включения ответчика в льготную категорию абитуриентов.
На основании изложенного, суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца, так как установленные судом обстоятельства свидетельствуют о правильности определения ответчиком ФИО5 оснований для зачисления ответчика ФИО2 на 1 курс юридического факультета заочной бюджетной формы обучения (бесплатно) по специальности *** «Юриспруденция», таким образом, ФИО5 не допускает нецелевого расходования бюджетных средств связанных с обучением ФИО2 на бесплатной (бюджетной основе).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прокурору г. Благовещенска, действующему в интересах Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований к ФИО5 ФИО2 о признании недействительным приказа ФИО6 ФИО5 от *** года *** в части зачисления ФИО2 на обучение на бюджетной основе и о возложении на ФИО6 ФИО5 обязанности отменить приказ в указанной части - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Г. Рябченко