Решение об оспаривании действий должностного лица



Дело № 2-7183/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием заявителя Андреева С.В., его представителя Мельника В.В., ФИО6 Черней А.В., представителя УВД по Амурской области Левиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андреева Сергея Викторовича об оспаривании действий должностного лица - ФИО5, связанных с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта,

УСТАНОВИЛ:

Андреев С.В. обратился в Благовещенский городской суд с данным заявлением, в обоснование которого указал, что *** года он обратился с рапортом к ФИО6, с просьбой о рассмотрении его рапорта о постановке на очередь для получения квартиры, в связи с отсутствием у него постоянного места жительства. Кроме того, в рапорте он указал, что с *** года по *** года он являлся сотрудником ОВД по Благовещенскому району и стоял в очереди на получение жилой площади. К выше указанному рапорту приложил копию рапорта от *** года, а также справку ОВД по Благовещенскому району от *** года. *** года он получил ответ *** заместителя ФИО6 Тишкова К.Ю., из которого следует, что его рапорт о включении в список лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по Амурской области, с даты постановки на указанный учет в ОВД по Благовещенскому району будет решен только после рассмотрения его рапорта о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от *** года, жилищно-бытовой комиссией ОВД по Благовещенскому району и принятия по нему решения. *** года он обратился с рапортом к ФИО7 о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** года, так как он был сотрудником ОВД по Благовещенскому району с *** года по *** года и стоял в очереди на получения жилья, о чем свидетельствует копия его рапорта от *** года и справка, приложенная к заявлению. *** года он получил ответ от ФИО5 Черней А.В., из которого следует, «что в целях соблюдения требований норм жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующих постановку на учет граждан и включении его в соответствующею очередь в ОВД по Благовещенскому району не представляется возможным в связи с непредставлением им перечня документов в жилищно-бытовую комиссию в *** году, его кандидатура не была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий». Заявитель считает, что действия должностного лица, выразившиеся в отказе постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года, являются необоснованными и незаконными, в ответе на его рапорт нет ни одной ссылки на норму права, в соответствии с которой ему отказано в восстановлении его на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** года. Кроме этого, в соответствии с представленными документами, он стоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года, о чем свидетельствует его рапорт от *** года с резолюцией поставить в очередь согласно списка и справки ОВД по Благовещенскому району, в которой указано, что он стоял в очереди на получение жилой площади в ОВД по Благовещенскому району. Кроме этого, в нарушении статьи 31 Жилищного Кодекса РСФСР, действующего в то время о принятом решении по его рапорту, поданному в *** году, о том, что его не поставили на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, письменно его никто не извещал. Кроме того, действия должностного лица в отказе постановки (восстановлении) его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** года нарушают его права на предоставлении ему жилья, установленные статьей 40 Конституции РФ и статьей 30 Федерального закона «О милиции». Просит признать действие заместителя председателя жилищно-бытовой комиссии отдела внутренних дел по Благовещенскому району, выразившееся в отказе постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года - незаконным, обязать жилищно-бытовую комиссию отдела внутренних дел по Благовещенскому району восстановить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года.

В судебном заседании заявитель Андреев С.В. и его представитель Мельник В.В. уточнили заявленные требования, просили обязать жилищно-бытовую комиссию отдела внутренних дел по Благовещенскому району поставить заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года. В остальной части требования поддержали, привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

В судебном заседании ФИО6 Черней А.В. с требованиями заявителя в части признания его действий незаконными не согласился, в остальной части не возражал. В обоснование своей позиции пояснил, что в числе документов в ОВД отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки Андреева С.В. на учет. Книга регистрации рапортов уничтожена по истечению срока хранения. Он не мог поставить заявителя на учет, поскольку им не были предоставлены необходимые документы.

В судебном заседании представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица УВД по Амурской области Левина С.В. возражений относительно заявленных требований не высказала.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из материалов дела, *** года Андреев С.В. обратился с рапортом на имя ФИО7 о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** года, так как до *** года он являлся сотрудником ОВД по Благовещенскому району и состоял в очереди на получение жилья.

В ответе ФИО6 Черней А.В. от *** года указано, что заявитель не был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредоставлением перечня документов в жилищно-бытовую комиссию ОВД по Благовещенскому району в *** году.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** года ***, Определение от *** года ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Возможность обеспечения жильем сотрудников милиции по месту их службы предусмотрена положениями статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции».

В ходе судебного разбирательства установлено, что заявитель Андреев С.В. с *** года по *** год являлся сотрудником ОВД по Благовещенскому району, затем был переведен на новое место службы в УВД по Амурской области.

*** года он обратился с рапортом на имя председателя жилищно-бытовой комиссии УВД по Амурской области с просьбой рассмотреть и решить вопрос о постановке его на очередь для получения квартиры с даты постановки на указанный учет в ОВД по Благовещенскому району.

Согласно ответа ФИО6 от *** года на рапорт заявителя вопрос о его включении в соответствующую очередь в УВД будет решен только после рассмотрения его рапорта о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от *** года жилищно-бытовой комиссией ОВД по Благовещенскому району и принятия по нему решения.

Позиция указанного должностного лица по настоящему делу основана на том, что на момент вступления его в должность имеющиеся в ОВД по Благовещенскому району документы не содержали ни рапорта Андреева С.В. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни протокола заседания ЖБК о рассмотрении данного рапорта.

Из пояснений заявителя Андреева С.В. в судебном заседании следует, что *** года он подавал на имя иФИО8 ФИО4 рапорт с просьбой о постановке на очередь для получения квартиры. Факт подачи такого рапорта должностным лицом, чьи действия обжалуются по данному делу, по существу не оспаривался.

Кроме того, данное обстоятельство подтверждается как представленной заявителем копией указанного рапорта от *** года с резолюцией «т. ФИО2 пр. поставить на очередь согласно списка. ***», о подложности которого участвующими в деле лицами заявлено не было, так и показаниями допрошенных свидетелей ФИО3 и ФИО1

В частности, свидетель ФИО3 пояснил, что с *** года занимал должность ФИО6. На момент вступления его в должность документация по учету нуждающихся в улучшении жилищных условий велась ненадлежащим образом, имелись только рапорта сотрудников, как таковая жилищно-бытовая комиссия свою деятельность не осуществляла. В числе имевшихся рапортов он видел и рапорт Андреева С.В.

Свидетель ФИО1 пояснил, что работал совместно с заявителем в ОВД по Благовещенскому району. Он обращался в ОВД с рапортом о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако никакого заседания жилищно-бытовой комиссии по данному вопросу не проводилось, рапорт просто находился в отдельной папке в ОВД. Только после перевода в УВД по Амурской области он стал узнавать, что с его рапортом, ознакомился со всеми имеющимися в ОВД документами, связанными с этим, в числе которых он видел рапорт Андреева С.В. и список очередников с фамилией Андреева С.В. В УВД от него потребовали предоставить протокол заседания ЖБК ОВД по Благовещенскому району с решением о постановке на учет, однако такого протокола в ОВД не было, в связи с чем ему первоначально отказали в постановке на очередь в УВД. Затем он обратился лично к ФИО7, объяснил ситуацию, в которой не был виноват, после чего его приняли на учет.

Показания данного свидетеля подтверждаются ответом ФИО7 от *** года, в котором указано, что в рамках рассмотрения рапорта ФИО1 от *** года жилищно-бытовой комиссией УВД осуществлена проверка состояния учета лиц, включенных в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в ОВД по Благовещенскому району. Проверка показала, что в указанном отделе отсутствуют надлежащим образом утвержденные списки очередников, протоколы заседания ЖБК ОВД о постановке заявителей на указанный учет, журнал регистрации соответствующих рапортов. Исходя из ответа ФИО7 от *** года ФИО1 включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что отсутствие в ОВД по Благовещенскому району отдельного решения жилищно-бытовой комиссии о включении Андреева С.В. в список очередников само по себе не свидетельствует о том, что Андреев С.В. не нуждался в улучшении жилищных условий и не имел права состоять в таком списке, в то время как ненадлежащее ведение делопроизводства в ОВД по Благовещенскому району (по состоянию на *** год) как объективно независящее от заявителя обстоятельство не может нарушать его права. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что по рапорту Андреева С.В. от *** года было принято решение об отказе в его постановке на учет, а также о том, по какой причине

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В этой связи требование заявителя о возложении на жилищно-бытовую комиссию ОВД по Благовещенскому району обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта, то есть с *** года, подлежит удовлетворению.

В тоже время, требование Андреева С.В. о признании незаконными действий ФИО6 Черней А.В. об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с *** года не может быть удовлетворено, поскольку решение о постановке сотрудников на такой учет должно приниматься в установленном порядке жилищно-бытовой комиссией, а не единолично указанным должностным лицом. Кроме того, на момент подачи Андреевым С.В. рапорта от *** года Черней А.В. должность заместителя председателя жилищно-бытовой комиссии ОВД по Благовещенскому району не занимал и, соответственно, в настоящее время не может нести ответственности за состояние служебной документации, которая должна была вестись на тот момент в жилищно-бытовой комиссии.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования Андреева Сергея Викторовича удовлетворить частично.

Обязать жилищно-бытовую комиссию Отдела внутренних дел по Благовещенскому району поставить Андреева Сергея Викторовича на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты подачи рапорта, то есть с *** года.

В удовлетворении требований Андреева Сергея Викторовича о признании незаконными действий должностного лица - ФИО6 Черней А.В., связанных с отказом в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200