Дело № 2-7392/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зеева Владимира Владимировича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента, взыскании недополученной суммы пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Зеев Владимир Владимирович обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** года и получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...». В соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от *** года *** назначенная пожизненно пенсия военным комиссариатом исчислялась с применением районного коэффициента 1,3. С введением в действие Закона РФ от *** г. *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.. .., и их семей» военным комиссариатом пенсия была переназначена с *** года пожизненно также с применением районного коэффициента 1.3, который учитывался в расчетах пенсии до *** года. Районный коэффициент 1,3 применялся к расчетам пенсии по *** года. С *** года Военный комиссариат без извещения и разъяснения причины в нарушение Закона снизил районный коэффициент с 1.3 до 1,2, который и применяется до настоящего времени. Он проходил службу в отдаленных местностях и после увольнения на пенсию постоянно проживает в Амурской области, также отнесенной к отдаленной местности. Для местности, в которой проходил службу истец, приказом *** от *** г. установлен районный коэффициент 1,3 и денежное довольствие истца исчислялось с применением данного коэффициента. Считает, что уменьшение районного коэффициента фактически является пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм причитающихся истцу, о принятии решения об уменьшении применяемого районного коэффициента и причинах этого, ответчик не уведомлял. Данными действиями ответчика нарушено его право. На основании этого просил восстановить его право на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, обязав Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года в сумме *** рублей.
Решением Благовещенского городского суда от *** года исковые требования Зеева В.В. удовлетворены, восстановлено право истца на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3. С Военного комиссариата Амурской области в пользу истца взыскана недополученная пенсия за период с *** года по *** года включительно, в сумме *** рублей.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** года указанное решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Благовещенский городской суд.
Истец, представитель ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с ч.ч 4, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Изучив доводы искового заявления и возражений представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, с *** года Зеву В.В. была назначена пенсия по выслуге лет, при расчете которой применялся районный коэффициент 1,3. С *** г. при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ. Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** г. *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что ее право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, где проходил службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** г. *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** г. «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно закону от *** г. *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** г. (***).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.
В соответствии со статьей 15 (часть 4) Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно статье 17 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от *** года *** "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (пункт 1).
В силу пункта 10 названного Постановления Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от *** г. *** "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 1 Протокола *** к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что "требование" - даже относительно пенсии - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола *** к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В силу ст. 17 Конвенции ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-то государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в конвенции.
В соответствии со ст. 52 закона *** от *** г. заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
При наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Согласно ст. 49 закона *** от *** г. в редакции, действующей по состоянию на *** г. (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства Российской Федерации от *** г. *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" не предусматривали.
Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.
Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.
Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.
Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о восстановлении нарушенного права и взыскании суммы недоплаченной пенсии суд связан пределами заявленных требований, как это установлено в части 3 статьи 196 ГПК РФ.
При обращении в суд истец просил восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 и взыскать недополученную пенсию за период с *** года по *** года. В этой связи суд учитывает следующее.
Как было указано выше, с момента выхода на пенсию Зеву В.В. была назначена пенсия по выслуге лет, при расчете которой применялся районный коэффициент 1,3. С *** г. при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2 (пенсионное дело ***).
В частности, из представленных ответчиком в ходе подготовки настоящего дела к судебному разбирательству материалов пенсионных дел Зева В.В. следует, что *** года он обратился на имя военного комиссара по *** с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет. На основании указанного заявления Военным комиссариатом было заведено пенсионное дело *** и с *** года Зееву В.В. была назначена пенсия за выслугу лет, согласно соответствующего расчета военного комиссариата при ее исчислении был применен районный коэффициент в размере 1,3.
В последствии *** года Зеев В.В. обратился на имя военного комиссара по *** с заявлением о назначении ему пенсии по инвалидности. На основании данного заявления Военным комиссариатом было заведено новое пенсионное дело *** и с *** года Зееву В.В. была назначена пенсия по инвалидности. Согласно расчета данной пенсии при ее исчислении сразу был применен районный коэффициент в размере 1,2, выплата ранее назначенной пенсии по выслуге лет прекращена, что подтверждается соответствующим донесением о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, применяемый в указанный истцом период с *** года по *** года районный коэффициент в размере 1,2 был назначен Зеву В.В. не в порядке пересмотра и исправления ранее допущенной ошибки, а в связи с переходом истца по его желанию и на основании его заявления с *** года на новый вид пенсии, при таком переходе выплата ранее назначенной пенсии была прекращена и истицу с учетом действующего на данный момент законодательства вновь назначена пенсия по другому основанию.
Следовательно, в указанный истцом период с *** года по *** года размер районного коэффициента был назначен правильно, в соответствии с действующим пенсионным законодательство; нарушения пенсионных прав истца в указанный период ответчиком допущено не было.
В связи с этим законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зееву Владимиру Владимировичу к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права, взыскании недополученной пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Никитин В.Г.