Решение о восстановлении в очереди на получение первичного жилья



Дело №2-8414/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Костыревой Е.С.,

с участием представителя истца Митрофановой И.В.,

представителя ответчика ФГУ ИЗ-28/1 УФСИН России

по Амурской области Герасименко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Балакиной Ирины Васильевны к ФГУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области о восстановлении в очереди на получение первичного жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Балакина И.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, указав, что проходила службу в ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области с *** года по *** года в звании старшего прапорщика. На основании приказа начальника учреждения от *** *** по п. «В» ст.58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) была уволена со службы *** года.

В период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, не имея собственного жилья, ***г. подала рапорт на имя начальника учреждения ИЗ-23/1 (ныне ИЗ-28/1) с просьбой поставить ее в очередь, как нуждающейся в жилищных условиях.

На основании п.12 Постановления Совета Министров РСФСР от ***г, об утверждении «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», данный рапорт (заявление) был зарегистрирован в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» (начатой ***г), она поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и в соответствии с п. 16 «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», внесена в книгу *** «Учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

В *** году ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области было выделено *** квартир. К этому времени она уже не служила в ИЗ-28/1 и достоверной информацией о продвижении в очереди на получение первичного жилья не располагала. Руководство ФБУ ИЗ-28/1 и жилищно-бытовая комиссия (далее по тексту - ЖБК), так же не уведомила ее о состоянии решения ее жилищного вопроса. Комиссия ЖБК к ней не приходила, обследования жилищных условий не проводила, акта не составляла.

В *** году из сообщения ФБУ ИЗ - 28/1 она узнала о своем исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с непредоставлением документов на перерегистрацию, в связи с чем, неоднократно обращалась к председателю ЖБК ФБУ ИЗ-28/1 ФИО1 с просьбой предоставить ей документы, на основании которых ее исключили из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не получив ответа на устный запрос, представитель истца *** года письменно обратилась к начальнику ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области с просьбой предоставить ей копии документов, на основании которых истец была исключена из списка очередников.

***г. представитель получила документы, из которых стало известно, что она была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий решением ЖБК от ***г. протокол ***.

С данными действиями руководителя ФБУ ИЗ- 28/1 и решением ЖБК от *** года - не согласна, полагает, что данные действия и решения ЖБК о его исключении из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получения первичного жилья, существенно нарушают ее жилищное право, поскольку руководство ФБУ ИЗ-28/1 и ЖБК до принятия решения ЖБК от *** года не уведомили ее о том, что необходимо предоставить в ЖБК определенный перечень документов. Никаких писем и уведомлений в *** году она не получала, и ей не было известно о том, что необходимо было предоставить в ЖБК пакет документов.

Также члены ЖБК ИЗ-28/1 до принятия решения ***г. не пришли, не осмотрели ее жилище, не уведомили о том, что необходимо представить в ЖБК определенный перечень документов. Никаких писем и уведомлений в *** году не получала и ей не было известно о том, что необходимо было предоставить в ЖБК пакет документов.

Полагает, что действия ЖБК противозаконны, и противоречат ст. 56 ЖК РФ, поскольку в данной статье указан исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такое основание как не предоставление документов на перерегистрацию отсутствует.

Кроме этого, руководство ФБУ ИЗ-28/ уже после принятия решения ***г. о снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в соответствии с ч.2 ст.56 Жилищного Кодекса РФ не уведомило в трехдневный срок о принятом решении.

Фактически, она узнала о своем исключении из списка на получение первичного жилья из полученных ею копий документов в конце *** года.

Если бы она была уведомлена ЖБК надлежащим образом о необходимости представить документы, то в обязательном порядке данное требование было бы выполнено. Так как она по-прежнему нуждается улучшении жилищных условий, что подтверждается справками из отдела регистрации ЕИРЦ г.Благовещенска, где указано, что ее семья состоит из пяти человек, при занимаемой ими жилой площади 28,9 кв.м., выпиской из ЕГРП об отсутствии сведений о зарегистрированной у истицы собственности.

Таким образом, полагает, что руководство ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области решением ЖБК протокола *** от ***г. об исключении истца из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарушило жилищное право истицы, вставшей на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ***г. то есть до ***г. и прослужившей в УИС более 10 лет в календарном исчислении, уйдя на пенсию по выслуге срока службы.

На основании изложенного просит признать незаконным решение от *** года жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области об исключении Балакиной И.В. из списка состоящих на улучшение жилищных условий и получении первичного жилья, обязать ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области восстановить ее в списке состоящих на улучшение жилищных условий и получение первичного жилья под номером *** (семь), взыскать судебные расходы на услуги представителя в сумме *** рублей, за оплату государственной пошлины в сумме *** рублей, за получение информации из УФРС по Амурской области *** рублей, за оформление доверенности - *** рублей, всего *** рублей.

В судебное заседание не явилась истец Балакина И.В., о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, обеспечила явку представителя. С учётом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие истца, в соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

В судебном заседании представитель истца на иске настаивала, подтвердила указанные доводы. Дополнительно указала, что ответчик, чтобы уйти от ответственности постоянно, когда дело доходит до суда начинает фальсифицировать документы. Есть решение суда от ***г. в отношении ФИО2, в котором суд установил, что ЖБК делает документы такими, как им удобно. Полагает, что законных оснований для отмены своего же решения у ЖБК не было - таких полномочий в инструкции нет. Решение ЖБК отменяется вышестоящей инстанцией. Не понятно, что мешало комиссии восстановить Балакину И.В. в очереди еще в *** году. В инструкции и в Положении отсутствуют пункты, которые давали бы право ЖБК отменять свои собственные решения.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что, фактически признав требования истца, они их уже удовлетворили - истица восстановлена в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером ***, о чем уведомили ее *** года, но не согласны с судебными издержками.

В инструкции действительно не оговорено полномочие ЖБК на отмену решения, однако нигде в законе нет и указания на то, что это делать запрещено.

После суда с ФИО2 они восстанавливают всех, кто был исключен по этому пункту инструкции, потому что действительно нет такой нормы, согласно которой можно исключить из-за того, что он не предоставил документы. Ответчик признал, что их решение об исключении истицы из списка незаконно и восстановил ее права.

Выслушав объяснения лиц участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ***г. Балакина И.В. подала на имя председателя Жилиной комиссии учреждения ИЗ-23/1 заявление с просьбой поставить ее в очереди нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании данного заявления она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и внесена в список сотрудников учреждения имеющих право на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Балакина И.В. проживает и зарегистрирована по адресу: *** г.Благовещенска Амурской области, что подтверждается справкой отдела регистрации ФИО3

Из протокола *** от *** года заседания жилищно-бытовой комиссии ФГУ ИЗ-28/1 УФСИН России по *** следует, что Балакина И.В. не предоставила документы на перерегистрацию очереди, в связи с чем, постановлено, в соответствии с п.5.3 «Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области», исключить ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

*** года в адрес Балакиной И.В. было направлено сообщение об исключении ее из списка состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, что следует из простого сопроводительного письма, подписанного председателем жилищно-бытовой комиссии учреждения за номером ***.

Согласно записи *** из книги *** регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - Балакина И.В. снята с учета, на основании протокола *** от *** года. В списке граждан, состоящих на улучшении жилищных условий в ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области по состоянию на *** года, Балакина И.В. среди лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствует.

По сообщениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним *** от *** года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на какое - либо недвижимое имущество за Балакиной И.В. Данный документ подтверждает отсутствие у истца в собственности по состоянию на сегодняшний день какого-либо недвижимого имущества.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от *** года *** «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, граждане, принятые на учет до *** года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ не содержит императивно установленной нормы права о том, что при непредставлении документов о перерегистрации гражданина, нуждающегося жилом помещении, он подлежит снятию с учета в качестве такового.

Пунктом 1 статьи 10 Закона Амурской области о *** года *** «О жилищной политике в Амурской области» установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которой гражданин обязан написать заявление и собрать пакет необходимых документов, перечисленных в указанной статье, после чего комиссией принимается решение о принятии гражданина и членов его семьи на учет.

В силу п.12 указанного закона, органы местного самоуправления ежегодно в четвертом квартале осуществляют перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и размещают информацию о сроках перерегистрации в средствах массовой информации не позднее тридцати дней до начала перерегистрации.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в органы местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении.

Кроме того, в соответствии с п.2 раздела 3 Положением о комиссии ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области по жилищным и социально-бытовым вопросам, утвержденным приказом начальника учреждения *** от *** года, данная комиссия устанавливает сроки перерегистрации состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, а п. 5.3 раздела 3 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ФГУ УФСИН РФ по Амурской области содержит положение, согласно которому право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения жилого помещения, за исключением случаев…не предоставления в установленные сроки документов для перерегистрации в очереди.

Из анализа данных положений следует, что комиссии ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области по жилищным и социально-бытовым вопросам обязана была установить срок для перерегистрации заявлений граждан, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, уведомить о таком сроке заинтересованных лиц.

Таким образом, из представленных в деле доказательств следует, что указанные в иске нарушения имелись.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в случае нарушения его прав и свобод.

Как следует из материалов дела протоколом заседания комиссии по жилищно-бытовым вопросам *** от *** года решение ЖБК ФГУ ИЗ-28/1 от ***г. об исключении Балакиной И.В. из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и получении первичного жилья отменено, истец восстановлена в списке под порядковым номером 7.

Суд констатирует, что Положение о комиссии ФБУИЗ-28/1 УФСИН по Амурской области по жилищным и социально-бытовым вопросам, утвержденное приказом ФБУ ИЗ-28/1 № 116 от *** года, не содержит прямых указаний на возможность самостоятельной отмены решений этой комиссии. Однако, законодательство РФ не содержит императивного указания на то, что принятие такого рода решений невозможно, а потому суд считает решение ЖБК ФГУ ИЗ-28/1 от *** года о признании незаконным решения этой же комиссии от *** года об исключении Балакиной И.В. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий на получении первичного жилья и восстановлении ее в данном списке под порядковым номером ***, - легитимным и обоснованным.

В соответствии с ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку в день рассмотрения настоящего гражданского дела оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод истца и необходимости в связи с этим возложения на ответчика обязанности по устранению таких нарушений не имеется, суд приходит к выводу, что исковые требования Балакиной И.В. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с ч.1 ст. 101 ГПК РФ при отказе истца от иска понесенные им судебные расходы ответчиком не возмещаются. Истец возмещает ответчику издержки, понесенные им в связи с ведением дела. В случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

Поскольку об указанном выше решении жилищно-бытовой комиссии истцу тало известно лишь *** года, то есть после подачи данного иска в суд (***года), с ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области в пользу Балакиной И.В. подлежат взысканию судебные расходы, подтвержденные документально справками и квитанциями, имеющимися в материалах дела: на оплату государственной пошлины в сумме *** рублей, за получение информации из УФРС по Амурской области *** рублей, за оформление доверенности - *** рублей.

С учетом ст.100 ГПК РФ в пользу истца с ответчика надлежит взыскать расходы на услуги представителя в сумме *** рублей, полагая данный размер соответствующим критерию разумности пределов возмещения, конкретным обстоятельствам дела в соотношении с объектом судебной защиты по данному гражданскому делу. В этой связи суд учитывает, что в соответствии с договором от *** года *** рублей получены представителем истца за сбор документов, составление искового заявления и представительство в суде, включая представление интересов истца в суде второй и надзорной инстанции, хотя рассмотрение в которых еще не происходило. Дело рассмотрено в одном судебном заседании, в судебном заседании представитель истца принимал активное участие.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Балакиной Ирине Васильевне в признании незаконным решения комиссии ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области по жилищным и социально-бытовым вопросам от *** года об исключении ее из списка состоящих на улучшение жилищных условий и получение первичного жилья, и в обязании ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области восстановить ее в очереди на получение жилья с включением ее в список состоящих на улучшение жилищных условий и получении первичного жилья в федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор» *** УФСИН России по Амурской области под порядковым номером ***.

Взыскать с ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН России по Амурской области в пользу Балакиной Ирины Васильевны судебные расходы на услуги представителя в сумме *** рублей, государственную пошлину в сумме *** рублей, за получение информации из УФРС по Амурской области *** рублей, за оформление доверенности - *** рублей, всего в сумме *** рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Горбаконенко

Решение в окончательной форме принято ***г. А.В. Горбаконенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200