Решение о признании подвергшейся радиационному воздействию, обязании выдать удостоверение, взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-7709/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Безруковой О.П.,

с участием: истца Приходько Л.И.,

представителя Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области - Вишневецкой Л.Г.,

представителя Министерства финансов РФ - Теркулецкой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Приходько Людмилы Ильиничны к Министерству внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, Управлению занятости населения Амурской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Администрации г. Свободного, Министерству финансов РФ о признании подвергшейся радиационному воздействию, обязании выдать удостоверение, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Приходько Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению труда и занятости населения Амурской области, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Администрации г. Свободного, и просит в иске: 1) признать ее (истца) подвергшейся радиационному облучению (воздействию) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне *** с получением суммарно (накопленной) дозы облучения более 5 с 3 (бэр), но не более 25 с 3 в (бэр); 2) обязать Министерство РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать истцу удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки установленных Федеральным законом от *** ***; 3) взыскать в свою пользу с Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий *** рублей компенсации морального вреда.

Заявление принято к производству Благовещенского городского суда определением судьи от ***, которым к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (по требованию о компенсации морального вреда).

По определению от *** судом в порядке ст. 44 ГПК РФ соответчик - Управление труда и занятости населения Амурской области - заменен на его правопреемника - Управление занятости населения Амурской области (ввиду переименования на основании постановления губернатора Амурской области от *** ***).

В обоснование заявленных требований в иске указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду были даны устные пояснения о том, что в период с *** по *** она проживала в селе ***. Данный населенный пункт входит в Перечни населенных пунктов *** и бывшей ***, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от *** *** (в ред. Распоряжения Правительства РФ от *** ***). В соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от *** ***, истицей подавались документы с просьбой внести сведения о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление для выдачи ей удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию. *** истцом было получено письмо Управления труда и занятости населения ***, где до ее сведения было доведено, что выдача удостоверений МЧС России приостановлена. За прошедшие с момента получения данного письма годы истцу так и не было выдано соответствующее удостоверение. Это обстоятельство истица расценивает как свидетельствующее о нарушении ее прав предусмотренных названным Федеральным законом.

Представители Управления занятости населения Амурской области, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Администрации г. Свободного, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем суд на основании правил ч. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснив об изложенных в иске обстоятельствах. Дополнительно суду пояснила, что выдача ей удостоверения должна быть произведена, в числе прочего, на основании конституционного принципа равенства прав всех граждан Российской Федерации, поскольку проживавшим в тот же период времени и в том же населенном пункте иным гражданам, к числу которых относятся и ее (истца) родственники - родные брат ФИО2 и сестра ФИО1 - аналогичные удостоверения МЧС России были выданы и закрепленными в законе льготами и мерами социальной поддержки они уже пользуются.

Требование о взыскании с МЧС России компенсации морального вреда истец обосновывает тем, что в связи с невыдачей ей ответчиком удостоверения на протяжении более чем трехлетнего периода времени она (Приходько Л.И.) лишена возможности воспользоваться полагающимися ей по закону как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию, материальными выплатами и иными предусмотренными Федеральным законом от *** *** мерами социальной поддержки (получение бесплатных рецептов на лекарственные средства либо денежной компенсации на их приобретение, и т.д.), а длительное бездействие ответчика причинило ей моральный вред в виде нравственных переживаний по поводу случившегося.

Представитель Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области против удовлетворения заявленных истцом требований возражала. В обоснование возражений сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела и в котором указано, что порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от *** ***. Удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня получения представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов. Приходько Л.И. обратилась в управление труда Администрации Амурской области с заявлением о выдаче ей удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ***. Управлением была проведена проверка представленных документов, сведения о Приходько Л.И. были внесены в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. *** представление о выдаче удостоверения, с приложением к нему выписки из реестра, а также копий представленных документов, были направлены в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Бланк удостоверения на ее имя из МЧС России не поступил, так как выдача удостоверений гражданам, проживавшим в соответствующих населенных пунктах за пределами периода радиационного воздействия, была приостановлена в связи с отсутствием нормативных правовых актов в целях установления суммарных (накопленных) эффективных доз облучения населения вследствие радиационного воздействия за весь период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с *** по *** годы. Приходько Л.И. проживала в населенном пункте *** с *** по ***. Данный населенный пункт подвергся воздействию радиации ***, то есть на момент ядерного взрыва истца в нем не проживала. Перечнями населенных пунктов *** и бывшей ***, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от *** ***-р и *** ***, установлены сверхнормативные дозы облучения граждан (более 5 сЗв), проживавших во включенных в Перечни населенных пунктах только на даты ядерных испытаний *** и ***. Суммарная (накопленная) эффективная доза облучения граждан, проживавших в населенных пунктах за пределами периода радиационного воздействия, определяется в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Методические указания по определению суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне утверждены Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от *** ***, которые введены в действие с ***. В настоящее время расчет доз облучения в соответствии с указанной методикой пока не осуществляется, так как для определения доз облучения граждан требуются исходные данные, которые разрабатываются Министерством обороны Российской Федерации. Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от *** *** разъяснено, что порядок определения индивидуальных доз облучения данной категории граждан по указанным Методическим указаниям и организация, осуществляющая расчет доз, будут определены МЧС России. До настоящего времени этот вопрос не урегулирован.

После того, как будет определена организация, осуществляющая расчет суммарных (накопленных) доз облучения, Приходько Л.И. сможет обратиться в нее за получением документа о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения за период проживания в населенном пункте *** с *** по ***. В случае, если на основании расчетов доз облучения граждан, проживавших в населенных пунктах за пределами периода радиационного воздействия, будет определено, что Приходько Л.И. получила дозу облучения свыше 5 сЗв, то ее документы будут заново рассмотрены и направлены в МЧС России для оформления удостоверения специального образца. На основании того, что Министерством внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области документы Приходько Л.И. на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, были рассмотрены и направлены в МЧС России в соответствии с действующими правилами выдачи указанных удостоверений, то данное Министерство не является надлежащим ответчиком по данному спору.

Представитель соответчика Министерства финансов РФ заявленные истцом требования также полагала не подлежащими удовлетворению, в обоснование возражений привела доводы, тождественные доводам возражений представителя Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области.

В отзывах на исковое заявление, поступивших в адрес суда от Администрации г. Свободного и Управления занятости населения Амурской области, указано, что лица полагают себя ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку полномочия по ведению учета граждан, проживающих на территории области и подвергшихся радиационному воздействию радиации, выдаче им удостоверений соответствующего образца и осуществлении контроля за предоставлением им льгот и социальных гарантий, возложены в настоящее время на Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области.

При этом в отзыве Администрации г. Свободного указано, что ведущим специалистом данной администрации был подготовлен пакет документов для отправки в Управление труда и занятости Амурской области. Приходько Л.И. было изъявлено желание самостоятельно доставить подготовленный пакет документов в Управление труда и занятости Амурской области, о чем она расписалась в реестре, получив этот пакет для самостоятельного представления. Далее данный пакет документов, согласно информации Управления труда и занятости Амурской области, был направлен *** в Министерство РФ по ГО и ЧС.

Из отзыва на исковое заявление, поступившего в адрес суда от Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), следует, что заявленные истцом требования данный ответчик полагает не подлежащими удовлетворению. В обоснование такой позиции указано, что Федеральным законом от *** *** «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» определены три обязательных условия предоставления гражданам мер социальной поддержки, два из которых относятся к проживанию - населенный пункт и время проживания в нем, а третье - получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5сЗв(бэр). В Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от *** *** (в редакции распоряжения от *** ***-р) населенные пункты разбиты на группы в зависимости от времени радиационного воздействия (даты проведения ядерного испытания) на жителей этого населенного пункта. *** включено в Перечень в связи с испытанием, проведенным ***. Другие ядерные испытания, проводившиеся на полигоне, значимого радиационного воздействия на жителей *** не оказали, что подтверждается научными отчетами Государственного учреждения НИИ региональных медико-биологических проблем *** и *** годов, выполненными в соответствии с поручениями Президента РФ *** от *** и Правительства РФ *** от *** по договору на создание научно-технической продукции *** от *** между МЧС России и ГУ НИИ РМЭП на основе архивных данных, представленных Минобороны России. Реконструкция доз выполнена в соответствии с утвержденными Госсанэпиднадзором Российской Федерации Методическими указаниями «Оценка доз облучения населения в регионе локального выпадения радиоактивных продуктов ядерного взрыва». При определении полученной гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения учитывается несколько факторов, в том числе, состав взрыва. При этом основной вклад в дозу облучения, полученную населением вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, составляет облучение населения от выпадения на местность короткоживущих радионуклидов в первые сутки после проведения испытания. Со временем отдаления от даты испытания значения уровней возможного облучения граждан значительно снижаются. В приложении *** «Критерии отнесения граждан к числу подвергшихся радиационному воздействию» к итоговому отчету *** года Государственного учреждения Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем по теме «Разработка перечня населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период ***-*** гг.. в дозах свыше 5 сЗв» представлен расчет спада дозы облучения, в соответствии с которым к получившим дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерного испытания *** могут быть отнесены граждане, проживавшие в *** (7-я группа населенных пунктов) на день проведения этого ядерного испытания. Поэтому, подпунктом «б» пункта 3 Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, для получения удостоверения единого образца было предусмотрено условие о необходимости проживания в данном населенном пункте на день проведения ядерного испытания, оказавшего воздействие на этот населенный пункт, чем обеспечивалось подтверждение получения гражданином дозы облучения в пределах свыше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) и свыше 25 сЗв (бэр). Определением Конституционного Суда Российской Федерации от *** *** отменено частично постановление Правительства Российской Федерации от *** *** «Об утверждении Правил выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», в связи с чем механизм признания граждан подпадающими под действие Федерального закона от *** *** также частично утрачен. Однако указанным Определением оставлено в силе условие получения гражданином суммарной (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне для предоставления мер социальной поддержки. С целью приведения нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона от *** ***, в соответствие с этим законом по критерию полученной гражданами дозы облучения, разработаны и утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от *** *** Методические указания «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Пунктом 3 приказа МЧС России от *** *** установлено, что при проживании граждан за пределами периода радиационного воздействия, от граждан могут быть истребованы документы о полученной (суммарной) накопленной эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Реализация пункта 3 указанного Приказа МЧС России будет осуществляться после определения Правительством Российской Федерации органа, на который будут возложены обязанности по выдаче заключений о полученной дозе радиационного воздействия, в соответствии с утвержденными методическими указаниями, для решения вопроса о статусе граждан в соответствии с Федеральным законом от *** ***. Согласно расчету 12 ЦНИИ Минобороны России по утвержденным Методическим указаниям эффективные дозы облучения жителей *** на день проведения ядерного испытания *** составили в зависимости от возраста от 4,53 до 7.35 сЗв (бэр), а наиболее поздняя дата, начиная с которой последующее неограниченное проживание лица в населенном пункте приведет к облучению в дозе, превышающей 5 сЗв - ***. Получение гражданами, проживавшими после *** в ***, дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), архивными данными и указанными научными отчетами не подтверждается, доказательств получения Приходько Л.И. дозы облучения, превышающей 5 сЗв(бэр), при проживании в этом поселке спустя 5 лет после проведения ядерного испытания, оказавшего радиационное воздействие на население ***, истцом не представлено. Поэтому у Министерства отсутствуют законные основания для оформления и выдачи истцу удостоверения единого образца, в связи с отсутствием факта радиационного воздействия на истца в дозе свыше 5 сЗв. Принимая во внимание, что радиоактивное загрязнение населенных пунктов вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне происходило в основном за счет короткоживущих изотопов радиоактивных элементов, довод о том, что суммарная (накопленная) эффективная доза облучения граждан, проживавших в том или ином населенном пункте в различные временные периоды, является постоянной величиной, противоречит объективным законам физики. Следовательно, указанный довод не может являться справедливым при правовом регулировании общественных отношений, а потому подход к применению действующего законодательства с его учетом противоречит основным принципам правового регулирования - социальной справедливости и равенства граждан перед законом.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав доказательства дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Ашифина (после вступления в брак - Приходько) Людмила Ильинична проживала в *** в период с *** по ***. Данное обстоятельство подтверждается справкой администрации Никольского сельсовета *** *** от ***.

Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, как вытекает из статей 1, 2, 7 Конституции РФ во взаимосвязи ее со статьями 42 и 53, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Вред, причиненный гражданам в результате радиационного воздействия вследствие техногенных аварий и иных чрезвычайных ситуаций, порождает особый характер отношений между гражданином и государством: обязанность возмещения вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, государство принимает на себя.

Социальная защита граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне *** и ***, первоначально была предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от *** ***, которым с *** на граждан, проживавших в ***-*** годах и получивших в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), в населенных пунктах, включаемых в утверждаемый Советом Министров - Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространялись отдельные компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от *** *** был утвержден Перечень населенных пунктов ***, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне *** и ***. Эти населенные пункты были разбиты на категории в зависимости от полученной их населением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***-р населенные пункты, подвергшиеся радиационному воздействию ***, были выделены в отдельную категорию.

В связи с принятием Федерального закона от *** «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Указ Президента Российской Федерации от *** *** был признан утратившим силу (Указ президента Российской Федерации от *** ***).

При этом названным Федеральным законом на граждан, проживавших в 1949-1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также детей первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на их родителей, были распространены отдельные льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статья 1).

Действующий в настоящее время Федеральный Закон от *** *** «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантирует установленные им меры социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей (статья 1).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона установлено, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в ***-*** годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр).

Перечнем населенных пунктов ***, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** *** (в редакции распоряжения Правительства РФ от *** ***), предусмотрено, что *** отнесено к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания *** на Семипалатинском полигоне суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв (раздел II Перечня).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении ***-О от ***, признание за гражданами, подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, права на возмещение вреда здоровью свидетельствует о принятии государством на себя обязанности по возмещению такого вреда, в том числе предоставления мер социальной поддержки. Соответственно, и механизм исполнения государством своей обязанности не должен быть таковым, чтобы им ограничивались права этих граждан или сужался круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей этих мер. Иное привело бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Положения статей 1 и 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не могут рассматриваться как ограничивающие право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названным Федеральным законом для лиц, проживавших в ***-*** годах (после начала ядерных испытаний - ***) в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством. Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинской полигоне, и получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

Поскольку истец Гаврилова Н.П. проживала на территории, пострадавшей от ядерного взрыва *** на Семипалатинском полигоне, по *** года включительно, то ее следует признать подвергшейся радиационному воздействию как получившая суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Правительство Российской Федерации постановлением от *** *** утвердило «Правила выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», которыми установлено, что выдача удостоверений по форме согласно приложению осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее трех месяцев со дня подачи документов, в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

Постановление Правительства РФ *** от *** вместе с утвержденными им Правилами утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства от *** ***.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в период действия указанных Правил, истица обратилась в Управление труда *** с заявлением о выдаче ей удостоверения единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральным законом от *** № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно утвержденной заместителем губернатора Амурской области выписке из реестра учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Приходько Л.И. внесена в указанный реестр с указанием места ее проживания в период с *** по *** - ***.

*** за исх. *** Администрацией Амурской области было направлено в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представление о выделении, в числе прочих граждан и для истицы Приходько Л.И., трех удостоверений гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. К данному представлению была приложена выписка из вышеупомянутого реестра и иные документы, прилагавшиеся Приходько Л.И. к заявлению о выдаче ей удостоверения.

В соответствии с пунктом 5 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ *** от ***, обязанность по выдаче гражданам удостоверений подтверждающих их отнесение к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложена на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из копии письма Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за исх. *** от ***, направлявшегося органам исполнительной власти субъектов РФ, следует, что в связи с вынесением Конституционным судом РФ определения ***-О от ***, вопросы оформления и выдачи удостоверений, выдаваемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, будет разрешаться в установленном порядке после принятия нормативных актов во исполнение данного определения.

Как следует из пояснений истицы удостоверение установленного образца ей до настоящего времен не выдано, и доказательств обратного суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено.

На основании изложенного, а также учитывая установленное судом наличие у ответчика - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - обязанности выдать истице удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение льгот и компенсаций, установленных ФЗ от *** *** «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», суд приходит к выводу о законности и обоснованности такого требования истицы и считает его подлежащим удовлетворению.

Доводы МЧС России об отсутствии по делу доказательств действительного получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр) судом отвергаются как несостоятельные в силу ст. 4 ГК РФ, поскольку Правилами выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, действовавшими на момент подачи истцом соответствующего заявления о выдаче ей такого удостоверения в Управление труда Администрации Амурской области занятости и направления Администрацией Амурской области в МЧС России представления о выдаче удостоверения истцу, не предусматривалось представление гражданами документов о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании каких-либо расчетов доз облучения.

Как видно из положений Федерального закона от *** «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и распоряжения Правительства Российской Федерации от *** ***-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от *** ***-р) в их совокупности, проживающее в *** в период с *** года по *** год население было императивно отнесено к населенным пунктам, население которых получило вследствие ядерного испытания *** на Семипалатинском полигоне суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения больше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.

На момент обращения истцы в *** году в компетентные органы власти с заявлением о выдаче удостоверения методических указаний по определению суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существовало, поскольку эти указания были утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации лишь по постановлению от *** ***. Следовательно, эти методические указания, а равно как и положения приказа МЧС России от *** *** к спорному правоотношению сторон по времени его возникновения применению не подлежат. Более того, как верно отмечено в письменных возражениях МЧС России, реализация пункта 3 указанного приказа МЧС России будет осуществляться только после определения Правительством РФ органа, на который будут возложены обязанности по выдаче заключений о полученной дозе радиационного воздействия, в соответствии с утвержденными методическими указаниями, для решения вопроса о статусе граждан в соответствии с Федеральным законом от *** ***.

По мнению суда, длительное (на протяжении нескольких десятков лет) бездействие органов государственной власти по не урегулированию порядка расчета суммарных (накопленных) эффективных доз облучения для населения перечисленных в упомянутых выше Перечнях населенных пунктов, а также не определение компетентных органов, полномочных производить такие расчеты и выдавать заключения о размере дозы облучения, не должно приводить к ограничению прав истицы на включение ее в круг лиц, уже признанных законом в качестве получателей предусмотренных Федеральным законом от *** мер социальной поддержки, которые проживали в тех же населенных пунктах в тот же период времени и которым удостоверения соответствующего образца МЧС России уже выданы.

Таким образом, истец Приходько Л.И. подлежит признанию подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне *** с полученной суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр). Кроме того, на ответчика МЧС России следует возложить обязанность выдать Приходько Л.И., *** года рождения, удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

При этом в удовлетворении остальной части иска, по требованию Приходько Л.И. о взыскании в ее пользу с Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) компенсации морального вреда в сумме *** рублей, суд полагает необходимым отказать, поскольку какими-либо виновными действиями либо бездействием данного органа государственной власти задержка в выдаче истцу удостоверения обусловлена не была. Кроме того, наличие перенесенных нравственных страданий истец фактически связывает с нарушением ее имущественных прав на получение мер социальной поддержки (выплата компенсаций и т.д.) в рамках упомянутого выше Федерального закона, тогда как в силу ч. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации лишь в случаях, предусмотренных законом, а рассматриваемый случай к таковым не относится.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Приходько Людмилы Ильиничны удовлетворить в части.

Признать Приходько Людмилу Ильиничну подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне *** с полученной суммарной (накопленной) эффективной дозой облучения больше 5 сЗв (бэр), но не более 25 сЗв (бэр).

Обязать Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Приходько Людмиле Ильиничне, *** года рождения, удостоверение единого образца, подтверждающее право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В удовлетворении остальной части искового заявления Приходько Людмиле Ильиничне отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200