Дело № 2-8278/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Безруковой О.П.,
с участием: истца Негоновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Негоновой Татьяны Алексеевны к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об оспаривании решения, признании права, обязании выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Негонова Т.А. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит: 1) признать заключение об отказе в выдаче истцу государственного жилищного сертификата незаконным; 2) признать за истцом право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске на семью из одного человека; 3) возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства обязанность выдать истцу государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске Амурской области на состав семьи из одного человека.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от *** года, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Администрация г. Благовещенска.
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились представители Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Администрации г. Благовещенска, Министерства финансов РФ, Министерства финансов Амурской области, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представившие. При таких обстоятельствах и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных Негоновой Т.А. требований в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду даны устные пояснения о том, что постановлением мэра города Благовещенска Амурской области от *** *** «О включении граждан в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** -*** годы» истец была включена в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы по категории и граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ***. В период с *** по *** истец проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании приказа Министра обороны РФ от *** *** истец была уволена из Вооруженных Сил в запас по статье 48 - по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, имея общую продолжительность военной службы 13 лет 9 месяцев 28 дней и обладая правом на получение жилой площади, истец избрала постоянное место жительства в городе Благовещенске Амурской области, и с *** состоит в очереди на улучшение жилищных условий в отделе по учету и распределению жилой площади города Благовещенска Амурской области. До получения жилья в избранном постоянном месте жительства истец зарегистрирована в ***, однако фактически проживает в амурской области в ***, которую она снимает на основании соответствующего договора. Жилья в собственности у истца не имеется. Истцом было подано мэру г. Благовещенска заявление о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории г. Благовещенска с составом семьи один человек. Однако заключением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области истцу отказано в выдаче сертификата, со ссылкой на отсутствие у нее основания для нахождения на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на территории г. Благовещенска ввиду ее проживания в ином населенном пункте. Данное решение истец считает незаконным и нарушающим ее права на получение государственного жилищного сертификата по избранному ей месту жительства.
Выслушав пояснения истца и исследовав материалы гражданского дела, судом были установлены следующие обстоятельства.
В период с *** по *** истец Негонова Татьяна Алексеевна проходила действительную военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании приказа Министра обороны РФ от *** *** Негонова Т.А., имея воинское звание - прапорщик, была уволена из Вооруженных Сил в запас по статье 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
После увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имея общую продолжительность военной службы в календарном исчислении - 13 лет 9 месяцев 28 дней, в льготном исчислении 20 лет 3 месяца 13 дней, и обладая правом на получение жилой площади, Негонова Т.А. избрала постоянное место жительства в г. Благовещенске Амурской области, и с *** состояла в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи 1 человек в отделе по учету и распределению жилой площади г. Благовещенска Амурской области.
До получения жилья в избранном постоянном месте жительства истец временно проживает в ***, в ***, расположенной в ***.
В качестве основного места жительства истец зарегистрирована по адресу - Еврейская автономная область, ***. Данная *** предоставлена истцу в пользование на условиях найма по договору от ***, заключенному с ее собственником - ФИО1
Жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма у Негоновой Т.А. как по месту ее фактического временного проживания в ***, месту регистрации в ***, так и по избранному месту жительства в г. Благовещенске - не имеется, что подтверждается материалами дела.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** Негонова Т.А. была включена в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ***.
Как указано в заключении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, за подписью исполняющего обязанности министра ФИО2, в котором отсутствует указание на дату его вынесения и его номер, по результатам проверки учетного дела Негоновой Т.А., как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ***, было принято решение об отказе в выдаче ей (Негоновой Т.А.) государственного жилищного сертификата. В обоснование такого решения приведена ссылка на подп. в п. 26 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденного постановлением Правительства РФ от *** *** с указанием на имеющуюся у органа местного самоуправления и неисполненную им обязанность по снятию Негоновой Т.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на территории г. Благовещенска ввиду ее постоянного проживания в ***.
Из доводов искового заявления усматривается, что данный документ, в котором фактически отражено решение компетентного органа об отказе в выдаче истцу государственного жилищного сертификата, она (Негонова Т.А.) полагает незаконным, поскольку избранным местом ее жительства после увольнения из Вооруженных сил является г. Благовещенск.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 15 этого же Федерального закона предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ *** от *** были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с данными Правилами, государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.
Согласно п. 5 Правил, правом на участие в подпрограмме, в числе прочих, обладают граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ***, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из дела следует и не было оспорено ответчиком или третьими лицами, что Негонова Т.А., уволенная с военной службы и вставшая в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) до ***, определенно подпадает под указанную категорию лиц, обладающих правом на участие в подпрограмме.
При этом из существа заявленных истцом требований и исследованных судом документов усматривается, что предметом спора является не само по себе наличие либо отсутствие у истца права на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 1 человек, поскольку обстоятельства наличия у нее такого права суд полагает установленными на основании выше исследованных материалов, а наличие либо отсутствие у Негоновой Т.А. права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения именно в г. Благовещенске, при ее проживании и регистрации в ином населенном пункте, а у Минстроя Амурской области обязанности выдать ему такой сертификат.
В качестве основания к отказу в выдаче истцу государственного жилищного сертификата, в оспариваемом ей решении, имеется ссылка на подп. «в» п. 26 Порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению в военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного постановлением Правительства РФ *** от ***.
Данным подпунктом предусмотрено, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезде на другое постоянное место жительства.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Согласно пункту 22 Правил, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.
Следовательно, действующие в настоящий момент нормы Российского законодательства не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Избранным местом жительства истца является г. Благовещенск, где она состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с *** года, ее проживание в *** и ***, как следует из текста искового заявления, является временным и обусловлено отсутствием у нее жилого помещения по избранному месту жительства на территории ***.
Обстоятельство наличия у истца регистрации в квартире, расположенной в *** судом расцениваются как не имеющие существенного правового значения для рассматриваемого спора, поскольку в силу ст. 3 названного Закона РФ от *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от *** регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В целях обеспечения воинского учета в соответствии со ст. ст. 8, 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства. Кроме того, данными нормами предусмотрено, что граждане обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства.
Таким образом, обязанность в постановке на воинский учет гражданина обусловлена как увольнением с военной службы, так и сменой места жительства при увольнении либо после увольнения, однако эта обязанность не может нарушать его права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства по льготным основаниям. Указанная позиции также была отражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** *** и определении от *** ***.
Вышеизложенные установленные судом обстоятельства, применительно к приведенным законоположениям, регулирующим порядок выдачи гражданам государственных жилищных сертификатов, позволяют прийти суду к выводу об отсутствии признаков законности и обоснованности в обжалуемом истцом Заключении Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, которым ей было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. В этой связи заявленное истцом Негоновой Т.А. требование о признании незаконным Заключения данного Министерства об отказе в выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске Амурской области по избранному месту жительства, является законным и обоснованным, и как следствие подлежит удовлетворению.
Ввиду установления судом не оспаривавшихся ответчиком обстоятельств действительного наличия у истца права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске на семью из одного человека, а у Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области обязанности выдать ей такой сертификат, а также в порядке восстановления нарушенных жилищных прав истца (ст. 11 ЖК РФ), суд полагает подлежащими удовлетворению и требования истца о признании за ней права на получение государственного жилищного сертификата и возложении на ответчика обязанности выдать ей такой сертификат для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске на состав семьи из одного человек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Негоновой Татьяны Алексеевны удовлетворить.
Признать незаконным заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области об отказе в выдаче Негоновой Татьяне Алексеевне государственного жилищного сертификата.
Признать за Негоновой Татьяной Алексеевной право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске на семью из одного человека.
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства выдать Негоновой Татьяне Алексеевне государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в г. Благовещенске Амурской области на состав семьи из одного человека.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов