Дело № 2-8615/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Крючковой С.Г.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области к Амурскому областному некоммерческому партнерству деловых людей «Международный юридический центр» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратился в суд с указанным иском к Амурскому областному некоммерческому партнерству деловых людей «Международный юридический центр», в котором просит ликвидировать некоммерческую организацию. В обоснование заявленных требований указал, что Амурское областное некоммерческое партнерство деловых людей «Международный юридический центр» зарегистрировано Межрайонной инспекции МНС России *** по Амурской области *** за основным государственным регистрационным номером ***. Согласно уставным документам, директором организации был избран ФИО1, юридическим адресом ответчика определен г. Благовещенск ***. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций является Федеральный закон от *** *** «О некоммерческих организациях». В соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации», указанные сведения должны представляться в срок до *** года следующего за отчетным периодом. Помимо указанного, некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в сети Интернет или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или сообщение о продолжении своей деятельности. Ответчиком за период с *** по *** годы отчеты не представлялись, сведения о продолжении своей деятельности в *** году опубликованы не были. В адрес организации *** было направлено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства, но письмо вернулось с отметкой «адресат не найден». Кроме того, ответчику были направлены: информация о необходимости регистрации основных видов экономической деятельности от *** ***, уведомление о проведении выездной проверки от *** ***, но все письма были возвращены с отметкой «адресат не найден». Таким образом, сведения о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа в Управлении отсутствуют. В соответствии с п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. Так же, ответчиком не были представлены сведения о видах экономической деятельности согласно Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** ***, подлежащие обязательному включению в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ст. 24 Федерального закона от *** *** «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности организации, которые предусмотрены, ее учредительными документами. Таким образом, ответчиком неоднократно нарушались положения статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 указанного Закона, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. На основании изложенного просит вынести решение о ликвидации Амурского областного некоммерческого партнерства деловых людей «Международный юридический центр».
В судебном заседании представитель истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Крючкова С.Г., поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - Амурское областное некоммерческое партнерство деловых людей «Международный юридический центр» - в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту нахождения (юридическому адресу) - г. Благовещенск, ***, однако судебное извещение возвращено в суд с отметкой «организация не значится». На основании изложенного, суд полагает свою обязанность по извещению ответчика исполненной надлежаще.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области. О времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При этом правовая позиция Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области относительно исковых требований изложена в представленном письменном отзыве, в котором представитель третьего лица пояснил, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению. Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе» установлено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Положениями статей 61-65 ГК РФ определен общий порядок ликвидации юридических лиц независимо от цели их создания. Действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства. Статьей 21 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен определенный пакет документов, который должен быть представлен в регистрирующий орган. Кроме того, считает, что при отсутствии доказательств неоднократных и существенных нарушений ответчиком закона и его вины, отсутствуют обстоятельства, указывающие на необходимость принятия в отношении ответчика крайней меры - ликвидации. По данным Межрайонной ИФНС России ***по Амурской области по состоянию на *** некоммерческое партнерство имеет задолженность по налоговым платежам в размере *** рублей. Просит отказать в удовлетворении требований.
Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 50 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческим партнерством, в силу ст. 8 Федерального закона от *** *** "О некоммерческих организациях", признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 8 Федерального закона от *** *** определено понятие некоммерческого партнерства, которым признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что *** состоялось общее собрание участников Амурского областного некоммерческого партнерства деловых людей «Международный юридический центр», на котором были приняты решения о создании партнерства, утвержден Устав организации, сформированы руководящие органы и ревизионная комиссия, заключен учредительный договор.
С *** Указом Президента РФ от *** *** в Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от *** *** внесены дополнения, согласно которым организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций вменена Минюсту России.
Согласно п. 3, п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. В частности, к таким сведениям относятся: адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
В силу п.п. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от *** *** «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организации» срок предоставления документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее *** года, следующего за отчетным.
В нарушении указанных норм права, как следует из искового заявления, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации за *** - *** годы не представлены отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов (форма ***); уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ***). Так же организацией не представлялись сведения о видах экономической деятельности, согласно Общероссийскому классификатору кодов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта от *** ***, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Кроме того, организация не представила сведения о новом адресе, поскольку приказ и уведомление о проведении плановой выездной проверки направленные по месту нахождения и осуществления деятельности по адресу: г.Благовещенск, ***, возвращены с отметками «адресат не находится».
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от *** следует, что Амурское областное некоммерческое партнерство деловых людей «Международный юридический центр» находится по адресу: г.Благовещенск, ***.
В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области о невозможности удовлетворения требований Управления Министерства юстиции по Амурской области о ликвидации некоммерческого партнерства по основаниям того, что налоговый орган обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств, а также прав и законных интересов лиц работающих по найму, кроме того, по данным Межрайонной ИФНС России ***по Амурской области по состоянию на *** некоммерческое партнерство имеет задолженность по налоговым платежам в размере *** рублей.
Полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации некоммерческой организации, которым в данном случае является Управление Министерства юстиции по ***, на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в случае неоднократного непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», прямо регламентируется положениями данного закона.
Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в связи с чем, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.
Ликвидировать Амурское областное некоммерческое партнерство деловых людей «Международный юридический центр».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Никитин В.Г.