Решение о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии



Дело № 2-8926/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.

При секретаре Курковой М.В.

С участием истца Абросимова Н.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абросимова Николая Павловича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Абросимов Н.П. обратился в суд с данным иском к ответчику Военному комиссариату Амурской области, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** и получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...». Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом Амурской области. Пенсия истцу исчисляется из должностного оклада и оклада по воинскому званию с учетом районного коэффициента. В соответствии с законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …, и их семей» военным комиссариатом пенсия должна назначаться бессрочно (пожизненно) с применением районного коэффициента 1,3, который учитывался в расчетах пенсии до ***. Истец считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил его право на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы, на районный коэффициент 1,2. В связи с этим истцу причинены убытки, вызванные недоплатой пенсии. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 с ***, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек.

В судебном заседании истец на доводах искового заявления настаивал, просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель ответчика просил рассмотреть дело в его отсутствие в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из возражений на исковое заявление, поступившего от представителя ответчика, Яковлевой В.В. действующей на основании доверенности, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлена районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....». Поскольку до настоящего времени другого правового акта на Федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3. при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Однако истцу пенсия была установлена ***. Доводы истца о том, что уменьшение размера пенсии произведено незаконно с *** также несостоятельны, так как пенсия ему была назначена ***. Согласно Закону, финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством. Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Амурской области в размере 1.30 не имеется. Просила в иске истцу отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно удостоверению серии *** Абросимов Н.П. является военным пенсионером, ему назначена пенсия с ***.

Как видно из дела, и не оспаривается ответчиком, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,2, который применяется при расчете пенсии истца ответчиком до настоящего времени. Служба истца до увольнения на пенсию проходила в районах Амурской области, не относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии с *** районный коэффициент в размере 1,2 был применен обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что установление размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Абросимова Н.П. о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд

решил :

Абросимову Николаю Павловичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с ***, понуждении Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Матюханова Н.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200