Дело № 2-8707/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Каревой С.Г.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества" о признании общественной организации прекратившей свою деятельность с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с указанным иском к Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества", в котором просит прекратить деятельность общественной организации в качестве юридического лица и исключить данную организацию из единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указало, что организация зарегистрирована как общественное объединение ***, учетный номер ***. Организации присвоен основной государственный регистрационный номер ***, ***. Председателем правления избрана ФИО1. Согласно учредительным документом местонахождение организации определено г. Благовещенск ***. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность общественных организаций являются Федеральный закон от *** *** «Об общественных объединений» и Федеральный закон от *** *** «О некоммерческих организациях». На основании абз. 3 части 1 статьи 29 указанного закона, общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В нарушении указанной нормы закона в период с *** - *** годы в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации данные сведения не поступали. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области на основании приказа от *** *** была проведена выездная плановая проверка в ходе которой было установлено, что организация по юридическому адресу не находится, уведомление о проведении проверки возвратилось. В соответствии с частью 2 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в. п. 1 ст. 5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. За нарушение сроков предоставления информации о смене юридического адреса в отношении председателя правления был составлен протокол об административном правонарушении, и назначен штраф *** рублей. Кроме того, за нарушение федерального законодательства общественной организации *** были вынесены предупреждения о не представлении в установленный срок отчетности и сведений о новом местонахождении, и направлены председателю и одному из учредителей. ФИО1 предупреждения были получены, но нарушения не устранены. Считает что ответчиком неоднократно нарушались положения статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая предусматривает, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании изложенного просит суд признать Амурскую областную общественную организацию «Общественный центр российско-японского сотрудничества»прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из единого государственного реестра юридических лиц.
В судебном заседании представитель истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Каревая С.Г., поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика - Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества" - в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту нахождения (юридическому адресу) - г. Благовещенск, ***, однако судебное извещение возвращено в суд с отметкой «за истечением срока хранения». На основании изложенного, суд полагает свою обязанность по извещению ответчика исполненной надлежаще.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области. О времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
При этом правовая позиция Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области относительно исковых требований изложена в представленном письменном отзыве, в котором представитель третьего лица пояснил, что Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе» установлено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ст. 21.1 предусмотрен упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность (при условии отсутствия денежных требований со стороны третьих лиц). В соответствии с данной нормой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Положениями статей 61-65 ГК РФ определен общий порядок ликвидации юридических лиц независимо от цели их создания. Действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства. Статьей 21 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен определенный пакет документов, который должен быть представлен в регистрирующий орган. Кроме того, считает, что нарушения ответчика являются устранимыми, не исключена возможность явки представителей общественной организации и представления всех сведений. По данным Управления ФНС России по Амурской области по состоянию на *** общественная организация имеет задолженность по уплате пени перед бюджетом в размере *** рублей. Просит отказать в удовлетворении требований.
Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.5,7 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме как общественная организация.
Судом установлено, что *** состоялось общее собрание Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества", на котором были приняты решения о государственной регистрации организации, утвержден Устав организации, сформированы руководящие органы и ревизионная комиссия. Председателем правления избрана ФИО1.
*** учредителями общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества" обратились в Управление юстиции Амурской области с заявлением о государственной регистрации общественной организации «Амурская областной организации Независимого профсоюза военнослужащих Российской Федерации» представив пакет учредительных документов, сведения об учредителях - физических лицах.
По результатам рассмотрения представленных документов Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области было принято решение о регистрации Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества", выдано свидетельство о регистрации общественной организации *** от ***, в котором в качестве места нахождения постоянно действующего руководящего органа - Правление, указан г. Благовещенск, ***. Присвоен основной государственный регистрационный номер *** Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Амурской области выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия ***.
В материалах дела имеется гарантийное письмо директора МП г.Благовещенска ФИО3 от *** *** о предоставлении юридического адреса *** общественной организации ФИО4 Амурская область, г.Благовещенск, *** 2-й этаж.
Согласно абз 3 ст.29 Федерального закона общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с частью 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п 1 ст. 5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
В нарушении указанных норм права, как следует из искового заявления в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации за ***-*** годы не предоставлены отчет о деятельности общественного объединения и сведения о персональном составе руководящих органов.
Постановлением мирового судьи *** по Благовещенскому городскому судебному участку *** по делу об административном правонарушении от *** Амурская областная общественная организация "Общественный центр российско-японского сотрудничества" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное предоставление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган таких сведений в неполном объеме или искаженном виде) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** (***) рублей.На основании приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации от *** проведена плановая выездная проверка по месту нахождения и осуществления деятельности Амурской областной общественной организации "Общественный центр российско-японского сотрудничества", в ходе проведения проверки было установлено, что организация по юридическому адресу: г.Благовещенск, *** не находится, о чем составлена докладная записка от *** ***.
За нарушения федерального законодательства *** были вынесены предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Предупреждения направлялись: по домашнему адресу (***, г.Благовещенска) члена Правления общественной организации ФИО2, согласно имеющегося в деле почтового уведомления письмо вернулось с отметкой «за истечением срока хранения», по домашнему адресу (***, г.Благовещенска) члена Правления общественной организации ФИО1 предупреждения получены ***, по юридическому адресу - уведомление вернулось за истечением срока хранения.
В силу абз. 9 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области о невозможности удовлетворения требований Управления Министерства юстиции по Амурской области об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, по основаниям того, действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства, кроме того, по состоянию на *** общественная организация имеет задолженность по уплате пени перед бюджетом в размере *** рублей.
Полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, которым в данном случае является Управление Министерства юстиции по Амурской области, на обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения в случае неоднократного непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», прямо регламентируется положениями данного закона.
Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности общественным объединением целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.
Признать Амурскую областную общественную организацию "Общественный центр российско-японского сотрудничества" г.Благовещенска Амурской области прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Никитин В.Г.