Дело № 2-8234/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Безруковой О.П.,
с участием: представителя ответчика Забайкальского линейного УВДТ МВД России - Кизимовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шуваева Андрея Анатольевича к Государственному учреждению «Забайкальское линейное Управление внутренних дел на транспорте МВД России» об оспаривании отказа и признании права,
УСТАНОВИЛ:
Шуваев А.А. обратился в суд с иском, просит: 1) признать отказ МВД РФ Забайкальского управления внутренних дел на транспорте Благовещенского линейного отдела внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте недействительным; 2) признать за истцом право участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» и выдачи государственного жилищного сертификата.
Письменным заявлением от ***, принятым судом в порядке ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, истец Шуваев А.А. уточнил предмет иска в части и просит: 1) признать незаконным решение начальника Забайкальского УВДТ от *** года исх. *** 2) признать за ним (истцом) право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы».
Кроме того, в судебном заседании от ***, с учетом уточнения истцом предмета иска, судом в порядке ст. ст. 41, 44 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Благовещенского линейного отдела внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте Забайкальского Управления внутренних дел на транспорте МВД РФ на надлежащего ответчика - ГУ «Забайкальское линейное УВД на транспорте МВД России».
Присутствовавший в предыдущем судебном заседании *** и уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, истец Шуваев А.А. в настоящее судебное заседание не явился, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представил. При таких обстоятельствах и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что в *** года, в связи с предстоящим увольнением со службы в органах МВД России по сокращению штатов и при наличии выслуги в календарном исчислении более 10 лет, истец Шуваев А.А. обратился через Благовещенский линейный отдел внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (далее - Благовещенский ЛОВД) по месту своей службы с заявлением (рапортом) на имя начальника Забайкальского УВДТ о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», полагая себя имеющим право на получение государственного жилищного сертификата в качестве участника указанной подпрограммы.
На отказ Благовещенского ЛОВД в постановке истца на учет нуждающихся в жилом помещении, мотивированный подачей рапорта после *** и совершенный с рекомендацией обратиться в орган местного самоуправления, Благовещенским транспортным прокурором было внесено представление об отмене в связи с тем, что в компетенцию должностного лица Благовещенского ЛОВД рассмотрения поставленного вопроса не входило.
В *** года истцом был получен оспариваемый им ответ (решение) за исх. № Ш-2 начальника Забайкальского УВД на транспорте генерала-майора милиции ФИО1, согласно которому из материалов жилищно-бытовой комиссии (ЖБК) Благовещенского ЛОВД выявлено, что на очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Шуваев А.А. не состоит, так как рапорт о постановке на учет был подан им ***, а в соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ и ст. 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях с *** осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. В этой связи указано об отсутствии у ЖБК Благовещенского ЛОВД и ЖБК Забайкальского УВДТ оснований для включения Шуваева А.А. в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.
Между тем, по обращению в *** года в Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска истцом была получена справка о нахождении его с *** на учете при администрации г. Благовещенска в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 3 человека, и что по состоянию на *** год общая очередь Шуваева А.А. на получение жилого помещения - 2279-я, а первоочередная, как ветерана боевых действий - 962-я.
Анализируя действующее законодательство в указанной сфере, истец полагает, что он подпадает под действие подпункта «г» пункта 5 указанных Правил. Между тем, на момент поступления в Забайкальское УВДТ рапорта о включении в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, сведения о постановке его (Шуваева А.А.) на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах жилищно-бытовой комиссии Благовещенского ЛОВД отсутствовали, руководство Забайкальского УВДТ не имело возможности принять решение о включении кандидатуры истца в установленный список.
В соответствии с пунктом 2 Постановления губернатора Амурской области от *** *** «О реализации государственных жилищных сертификатов» функции по оформлению и выдаче сертификатов гражданам - участникам подпрограммы. В том числе гражданам, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам, вставшим на учет в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) до *** возложены на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Между тем. в указанном ведомстве для учета принимаются лица, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилых помещений) до ***.
При таких обстоятельствах в настоящее время истец Шуваев А.А. не является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», а органами прокуратуры, не усмотревшими оснований для принятия мер прокурорского реагирования, ему рекомендовано обратиться за разрешением спорного вопроса в суд.
Представитель ответчика Государственного учреждения «Забайкальское линейное Управление внутренних дел на транспорте МВД России» по доверенности Кизимова Е.С. иск Шуваева А.А. не признала. В обоснование возражений привела доводы о том, что на основании приказа Министра внутренних дел РФ от *** *** Забайкальское управление внутренних дел на транспорте МВД России (далее - Забайкальское УВДТ) реорганизовано в Забайкальское линейное управление внутренних дел на транспорте МВД России (далее - Забайкальское линейное УВДТ) с присоединением к нему подчиненных линейных органов внутренних дел на транспорте, и в настоящее время Забайкальское линейное УВДТ осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Принятое в начале *** года начальником Забайкальского УВДТ и оспариваемое истцом решение за исх. № Ш-2 об отказе Шуваеву А.А. во включении его в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» представитель ответчика полагает законным и обоснованным. Считает, что при совершении отказа ответчик верно сослался на пункт 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы, в силу которого для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, соответствующие заявления на участие в подпрограмме должны подавать в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат). В данном случае Шуваев А.А. на учете в Забайкальском УВДТ либо в его структурном подразделении Благовещенском ЛОВД в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, рапорт о постановке на учет нуждающихся был подан им в *** года, то есть после ***. В этой связи с заявлением о признании участником подпрограммы Шуваеву А.А. следовало обратиться в орган местного самоуправления - Администрацию г. Благовещенска, где он и состоит на соответствующем учете с *** года.
Изучив доводы заявления, выслушав пояснения представителя ответчика и исследовав доказательства дела, суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом, с *** по *** Шуваев Андрей Анатольевич являлся сотрудником Забайкальского УВД на транспорте МВД России (Забайкальское УВДТ) и проходил службу в Благовещенском линейном отделе внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (Благовещенский ЛОВД).
Согласно приказу Забайкальского УВДТ от *** *** Шуваев А.А. был уволен со службы в органах МВД России по сокращению штатов, выслуга лет на *** составила: в календарном исчислении - 16 лет 10 месяцев 01 день, в льготном - 25 лет 02 месяца 17 дней.
Из справки Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от *** *** следует, что с *** Шуваев А.А. состоит на учете при администрации г. Благовещенска в качестве нуждающегося в жилом помещении, с составом семьи 3 человека, по состоянию на *** год общая очередь Шуваева А.А. на получение жилого помещения - 2279-я, а первоочередная, как ветерана боевых действий - 962-я.
В *** года Шуваев А.А. обратился через Благовещенский ЛОВД по месту своей службы с заявлением (рапортом) на имя начальника Забайкальского УВДТ о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», полагая себя имеющим право на получение государственного жилищного сертификата в качестве участника указанной подпрограммы.
На отказ председателя жилищно-бытовой комиссии Благовещенского ЛОВД от *** за исх. *** в постановке Шуваева А.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, мотивированный подачей рапорта после *** и совершенный с рекомендацией обратиться в орган местного самоуправления, Благовещенским транспортным прокурором было внесено представление об отмене в связи с тем, что в компетенцию должностного лица Благовещенского ЛОВД рассмотрения поставленного вопроса не входило и поэтому заявление рассмотрено с нарушением требований Федерального закона от *** *** «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». В этой связи материалы по заявлению (рапорту) Шуваева А.А. были направлены Благовещенским ЛОВД в Забайкальское УВДТ для рассмотрения и принятия решения компетентным должностным лицом.
В *** года истцом Шуваевым А.А. был получен оспариваемый им ответ (решение) за исх. *** начальника Забайкальского УВД на транспорте генерала-майора милиции ФИО1, согласно которому из материалов жилищно-бытовой комиссии (ЖБК) Благовещенского ЛОВД выявлено, что на очереди лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Шуваев А.А. не состоит, так как рапорт о постановке на учет был подан им ***, а в соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ и с Федеральным законом от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях с *** осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. В этой связи указано об отсутствии у ЖБК Благовещенского ЛОВД и ЖБК Забайкальского УВДТ оснований для включения Шуваева А.А. в кандидаты для участия в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты», согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***.
Направленным в адрес Шуваева А.А. письмом заместителя Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры от *** истцу сообщено о результатах проведенной по его жалобе прокурорской проверки. Согласно данному письму, при подготовке ответа на заявление Шуваева А.А. начальник Забайкальского УВДТ руководствовался требованиями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, а также сведениями, представленными из жилищно-бытовой комиссии Благовещенского ЛОВД. На момент поступления в *** года в Забайкальское УВДТ рапорта о включении в список лиц, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, сведений о постановке Шуваева А.А. на учет нуждающихся в органах МВД России в жилищно-бытовой комиссии Благовещенского ЛОВД отсутствовали, и руководство Забайкальского УВДТ не имело возможности принять решение о включении кандидатуры Шуваева А.А. в установленный список. В этой связи Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой констатировано отсутствие нарушений в действиях начальника Забайкальского УВДТ при рассмотрении рапорта Шуваева А.А. и принятии по этому рапорту решения, а также указано об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** (далее - Постановление ***) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу 3 подпункта «а» и абзацу 3 подпункта «г» пункта 5 Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее - Подпрограмма) федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы (далее - Правила), утвержденных пунктом 2 Постановления ***, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; а также граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу пункта 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению ***, к которому прилагают следующие документы: а) граждане, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 5 настоящих Правил: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения. О принятом решении гражданин уведомляется в порядке, установленном органом исполнительной власти (пункт 21 Правил).
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета (пункт 22 Правил).
В силу пункту 23 Правил, повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 22 настоящих Правил.
В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с *** по *** года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункт 24 Правил).
Учитывая то, что в настоящее время Шуваев А.А. является гражданином, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями (по сокращению штатов) и общая продолжительность его службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, суд приходит к выводу о том, что истец подпадает под категорию граждан, указанных в подпункте «г» пункта 5 указанных выше Правил и имеющих право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы.
Следовательно, за истцом такое право следует признать в силу закона, в связи с чем данное исковое требование подлежит удовлетворению.
По смыслу пункта 19 Правил, обращение гражданина, обладающего право на участие в Подпрограмме, для цели его признания участником этой Подпрограммы, должно производиться соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в их совокупности, принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях с *** осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства.
Тогда как в данном случае обращение Шуваева А.А. в органы (жилищно-бытовые комиссии) Забайкальского УВДТ МВД России с рапортом о включении в число кандидатов на участие в Подпрограмме состоялось в *** года, то есть после ***, и фактически было адресовано указанным органам, в которых истец на учете нуждающихся в жилом помещении не состоял. Следовательно, в такой ситуации к компетенции данных органов рассмотрение и разрешение вопроса о признании истца участником Подпрограммы не относилось. Кроме того, начальник Забайкальского УВДТ при принятии в *** года законного и обоснованного решения за исх. *** не располагал сведениями о нахождении Шуваева А.А. на учете нуждающихся в жилом помещении при Администрации г. Благовещенска с *** года, а вывод об отсутствии нарушений при подготовке и принятии данного решения подтвержден по результатам проверки по заявлению Шуваева А.А. органами Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры.
При этом обстоятельство нахождения Шуваева А.А. с *** на учете нуждающихся в жилом помещении при Администрации г. Благовещенска - свидетельствует о необходимости обращения истца за признанием его участником Подпрограммы в порядке, урегулированном Правилами, в орган местного самоуправления, а не к ответчику.
При таких обстоятельствах заявленное Шуваевым А.А. иное исковое требование - о признании незаконным решения начальника Забайкальского УВДТ от *** года исх. *** - суд находит не подлежащим удовлетворению.
Отказывая истцу в удовлетворении данного требования, но при этом констатируя наличие у Шуваева А.А. право на участие в Подпрограмме в силу подп. «г» пункта 5 Правил, суд считает необходимым отметить, что частичное удовлетворение настоящего иска не лишает истца Шуваева А.А. права на обращение, в порядке исполнения пункта 19 Правил, с заявлением о признании участником Подпрограммы в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Шуваева Андрея Анатольевича удовлетворить в части.
Признать за Шуваевым Андреем Анатольевичем право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы».
В удовлетворении остальной части иска Шуваева Андрея Анатольевича к Государственному учреждению «Забайкальское линейное Управление внутренних дел на транспорте МВД России», по требованию о признании незаконным решения начальника Забайкальского УВДТ от *** года исх. *** - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов