Дело №2 - 8443/2010
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Кузьминой Е.В.,
При секретаре Гололобовой Т.В.,
С участием: истца Димова А.А., помощника прокурора г. Благовещенска Назаровой Т.В., представителя третьего лица - Правительства Амурской области Войлошникова Д.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска в защиту прав и законных интересов Димова Анатолия Анатольевича к администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образования. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах. В соответствии со ст.ст. 11, 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанностей в натре.
На основании изложенного, прокурор г. Благовещенска просил суд обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Димову А.А. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Истец Димов А.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные помощником прокурора г. Благовещенска, настаивал на удовлетворении заявленных требований, дополнительно суду пояснил, что *** году окончил общеобразовательную школу, потом поступил в ПТУ *** по специальности штукатур-маляр, плиточник-облицовщик, но не закончил его, через год был отчислен из учебного заведения. В *** году он был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении. Указал, что изначально он был зарегистрирован в общежитии по *** г. Благовещенска без права на жилое помещение, однако фактически в общежитие никогда не вселялся. Потом ему пояснили, что он снят с регистрационного учета, в связи с чем, он был зарегистрирован на один год по месту жительства бабушки: г. Благовещенск, ***. Однако позже выяснилось, что у него сохранилась регистрация в общежитии по *** г. Благовещенска.
Представитель третьего лица - Правительства Амурской области в судебном заседании пояснил, что в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из статьи 132 Конституции РФ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Согласно абз. 1 ст. 5 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделаются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 ст. 2 и частью 3 ст. 4 настоящего Закона. Вместе с тем финансовое обеспечение переданных полномочий предусмотрено Законом Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год». Частью 3 ст. 4 Закона Амурской области от *** *** установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области. Из документов, приложенных к исковому заявлению, усматривается, что истец относится к вышеуказанной категории граждан, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о рождении Димова А.А., свидетельством о смерти ФИО1, копией свидетельства о смерти ФИО2, постановлением администрации г. Благовещенска об учреждении опеки над несовершеннолетним Димовым А.А., постановлением администрации г. Благовещенска от *** ***, постановлением мэра *** от *** ***. Кроме того, окончание пребывания истца в образовательном учреждении подтверждается аттестатом об основном общем образовании от *** серии А ***. Учитывая изложенное, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению органом местного самоуправления, определяемым по месту жительства истца, при установлении факта отсутствия закрепленного за истцом жилого помещения.
Представитель ответчика - администрации г. Благовещенска, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя администрации г. Благовещенска в связи с занятостью представителей в других судебных процессах. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможными рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
При этом из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации г. Благовещенска следует, что Димов А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, не имеющее закрепленного жилого помещения с ***. Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке регулируются ЖК РФ, в частности ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечении малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование г. Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования г. Благовещенска не входит. Обеспечение сирот жильем относится к дополнительным гарантиям по социальной защите сирот и в первую очередь регулируется Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьями 5 и 8 которого предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделаться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Из ст. 132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ (ст.ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ч. 6 ст. 19). В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в переделах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно п. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди в соответствии с нормой предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. На *** год г. Благовещенску предусмотрено субвенций в сумме *** рублей (Приложение *** к Закону Амурской области от *** ***-ОЗ), в связи с чем, администрацией г. Благовещенска в газете «Благовещенск» *** от *** - *** объявлен конкурс на приобретение 11 жилых помещений на указанную выше сумму. Указанные 11 жилых помещений приобретены и предоставлены *** сиротам: ФИО3, ФИО14, ФИО4, ФИО13, ФИО5, ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7 в рамках исполнения судебных решений. В связи с этим дети-сироты, состоящие на учете в органах местного самоуправления, не обеспечиваются жильем в порядке очередности, поскольку в первую очередь в силу действующего законодательства исполняются решения суда. Исходя из конституционно-правового смысла, изложенного в определении Конституционного Суда РФ от *** *** следует, что переданные органу местного самоуправления полномочия исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Поскольку в настоящее время на учете в качестве нуждающихся по категории сирот стоит около 100 человек, а выделенные денежные средства на *** год г. Благовещенску израсходованы и приобретенные квартиры распределены между сиротами, следовательно, с учетом указанных разъяснений Конституционного Суда РФ от *** ***, администрация г. Благовещенска является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. администрация г. Благовещенска в силу закона исполняет переданные полномочия лишь в пределах выделенных на их реализацию денежных средств. Таким образом, администрация г. Благовещенска, действуя в пределах полномочий, предоставленных ей законом, осуществляет все юридически значимые действия для приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах выделенных субвенций. Вины органа местного самоуправления в том, что указанных денежных средств в *** году выделено недостаточно, нет. На основании изложенного, ответчик просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители третьих лиц - Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не известны, ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителей Министерств в адрес суда не поступало. При данных обстоятельствах, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся представителей Министерства образования и науки Амурской области, Министерства финансов Амурской области.
Выслушав пояснения помощника прокурора г. Благовещенска, истца Димова А.А., представителя Правительства Амурской области, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором г. Благовещенска в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39 часть 2 Конституции РФ), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
На основании ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере образования.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным порядком закреплено, что лица, указанные в п. 1, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в п. 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, указанных в п. 5 настоящего Порядка, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в п. 1 настоящего Порядка (п.п. 2, 3, 7, 8 Порядка).
Согласно свидетельству о рождении *** от ***, свидетельству об установлении отцовства *** от *** Димов Анатолий Анатольевич родился *** в ***, о чем *** Икейским сельским советом *** составлена запись акта о рождении ***. Родителями Димова А.А. являются ФИО1 и ФИО2.
Согласно свидетельству о смерти *** от *** ФИО1 умерла ***.
Из свидетельства о смерти *** от *** следует, что ФИО2 умер ***.
Таким образом, судом установлено, что Димов Анатолий Анатольевич, *** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** над несовершеннолетним Димовым А.А., в период с *** по ***, находящимся в детском доме г. Благовещенска, была установлена опека, опекуном назначена ФИО6
Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** начальнику отдела по учету и распределению жилья администрации г. Благовещенска было предписано поставить несовершеннолетнего Димова А.А. на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия.
Из копии аттестата об основном общем образовании серии *** от *** усматривается, что в 1998 году Димов А.А. получил основное общее образование в муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе *** г. Благовещенска Амурской области.
Из материалов учетного дела следует, что после окончания общеобразовательного учреждения *** Димов А.А. обратился с заявлением на имя мэра г. Благовещенска, вход. ***, о постановке на учет на улучшение жилищных условий по месту жительства, приложив к нему соответствующий пакет документов.
Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Димов А.А. принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом из извещения от *** *** следует, что постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Димов А.А. был принят на учет на улучшение жилищных условий по льготной категории (сирота).
В *** году Димов А.А. обращался в администрацию г. Благовещенска с заявлением по вопросу предоставления ему жилого помещения по договору социального найма.
Однако ответом Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от *** в удовлетворении просьбы Димова А.А. было отказано со ссылкой на отсутствие денежных средств, выделенных из областного бюджета для приобретения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма для лиц из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. При этом было подтверждено, что Димов А.А. с *** состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения; по состоянию на *** год его очередь на внеочередное получение жилого помещения - 10-я.
Ответами Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска от ***, ***, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от *** подтверждается, что в собственности Димова А.А. не имеется каких-либо жилых помещений, договоры социального найма, специализированного найма жилого помещения с ним не заключались, право на приобретение жилого помещения муниципального жилищного фонда в собственность бесплатно в порядке приватизации Димов А.А. не использовал, жилое помещение за ним не закреплялось.
Из адресной справки Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Амурской области от ***, копий поквартирной карточки, карточки регистрации на квартиру *** г. Благовещенска, свидетельства о регистрации по месту пребывания *** от *** следует, что с *** Димов А.А. зарегистрирован в общежитии по *** г. Благовещенска, находящемся в муниципальной собственности муниципального образования г. Благовещенска (выписка из реестра муниципальной собственности от ***); в период с *** по *** был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Благовещенск, ***, - в жилом помещении, принадлежащем бабушке Димова А.А. - ФИО6 на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность граждан *** от ***. При этом находящимся в материалах учетного дела актом проверки жилищных условий заявителя подтверждается, что в общежитии по *** г. Благовещенска Димов А.А. зарегистрирован без предоставления жилой площади.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время истец фактически проживает у бабушки по адресу: г. Благовещенск, ***.
При этом из пояснений истца следует, подтверждается ответом Отдела ЗАГС по г. Благовещенску и Благовещенскому району от ***, что Димов А.А. в браке не состоит, детей не имеет.
Учитывая изложенные обстоятельства, в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Димов А.А. как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление органом местного самоуправления по месту жительства жилого помещения.
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно приложению *** к Закону Амурской области *** от ***, в бюджете Амурской области на *** год были предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере *** рублей.
В соответствии с приложением *** к Закону Амурской области от *** *** «Об областном бюджете на *** год» на *** год для муниципального образования г. Благовещенска предусмотрен размер субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме *** рублей, в связи с чем, администрацией г. Благовещенска в газете «Благовещенск» *** от *** - *** был объявлен конкурс на приобретение 11 жилых помещений на указанную сумму.
Однако, как установлено судом, не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение Димову А.А. как сироте администрацией г. Благовещенска в указанном выше порядке не предоставлено.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, т.е. на администрации г. Благовещенска.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик с момента постановки истца на учет как лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и вплоть до настоящего времени, надлежащим образом не исполнил.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора г. Благовещенска о предоставлении Димову А.А. жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и ее вины как органа местного самоуправления, в том, что размер субвенций, выделенных г. Благовещенску на приобретения жилья для указанных категорий граждан, недостаточен для обеспечения всех состоящих на таком учете, не имеется, не могут быть приняты судом во внимание. По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу как лицу, отнесенному к категории детей, оставшихся без попечения родителей. При этом довод о недостаточности размера выделяемых средств на приобретение жилья указанной категории граждан судом не принимается во внимание, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, а также от исполнения аналогичной обязанности. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от исполнения таких обязанностей и функций.
Кроме того, согласно п.п. 3-4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в случае невозможности приобретения и предоставления по договорам социального найма жилого помещения в соответствии с нормой органы местного самоуправления вправе предоставлять жилые помещения, превышающие по площади норму, но не более чем в 2 раза; предоставлять жилые помещения лицам, указанным в части 3 статьи 4 настоящего Закона, из муниципального жилищного фонда, формируемого за счет средств местных бюджетов, с последующим возмещением расходов за счет субвенции на реализацию полномочий, установленных частью 3 статьи 4 настоящего Закона.
Одновременно суд учитывает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено во внеочередном порядке, и находит недоказанными ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ обстоятельства невозможности приобретения жилья для истца за счет средств, выделенных для этих целей на *** год с учетом того, что обстоятельства фактического выделения указанных субвенций ответчиком не оспаривались.
При этом судом учитывается, что действующее законодательство признает жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного, исковые требования прокурора г. Благовещенска подлежат удовлетворению - на администрацию г. Благовещенска подлежит возложению обязанность предоставить Димову А.А. жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Димову Анатолию Анатольевичу жилое помещение в г. Благовещенске, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме, - с ***.
Председательствующий :