Решение о признании общественной организации прекратившей свою деятельность с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц



Дело № 2-8088/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области Каревой С.Г.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с настоящими исковыми требованиями к ответчику, в обоснование своих требований указало, что Амурская общественная организация «Агентство экологической защиты» зарегистрирована, как общественное объединение Управлением Федеральной регистрационной службы Амурской области ***, за ведомственным номером ***. Основными нормативными актами, регулирующими деятельность общественных организаций являются Федеральный закон от *** *** «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон от *** ***«Об общественных объединениях». В соответствии с частью 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней со дня наступления таких изменений. На основании протокола общего собрания от ***, председателем правления организации был избран Киракосян Ваэ Федкаевич. Срок полномочий председателя правления истек ***. До настоящего времени полномочия председателя правления не подтверждены. Также, в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в срок до *** года следующего за отчётным. Так, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области от организации не поступили сведения за ***,***,*** года: уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ***); отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов (форма ***); информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании пли использовании (форма ***). За указанное нарушение федерального законодательства на юридический адрес организации, и на домашний адрес руководителя неоднократно направлялись предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Письма возвращались за истечением срока хранения, либо по причине того, что адресат по указанному адресу не проживает. Кроме того, на основании приказа от *** была назначена плановая выездная проверка по месту нахождения организации. Проверка не состоялась, в связи с тем, что организация по своему юридическому адресу не находится, а сведения о новом юридическом адресе не были представлены. На основании данного факта составлена служебная записка. Считает, что ответчиком неоднократно нарушались положения статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», которая предусматривает, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Просит суд признать Амурскую общественную организацию «Агентство экологической защиты» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области Карева С.Г., поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика - Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» - в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом с соблюдением требований ст. 113 ГПК РФ по последнему известному месту нахождения (юридическому адресу) - г. Благовещенск, ***, однако судебное извещение возвращено в суд с отметкой «за истечением срока хранения», в адреса учредителей: ФИО2, ФИО5, ФИО3 были направлены судебные извещения, которые получены ими, ФИО4 - письмо вернулось с отметкой «нет номера квартиры». На основании изложенного, суд полагает свою обязанность по извещению ответчика исполненной надлежаще.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области. О времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При этом правовая позиция Управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области относительно исковых требований изложена в представленном письменном отзыве, в котором представитель третьего лица пояснил, что Постановлением Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе» установлено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Налоговый орган в соответствии с наделенными полномочиями обязан до исключения организации из ЕГРЮЛ проверить полноту выполнения организацией налоговых обязательств (уплата налогов, сборов, пеней штрафов) во избежание нарушений со стороны общественной организации, а также прав и законных интересов лиц, работающих по найму. Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ст. 21.1 предусмотрен упрощенный порядок исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, прекратившего свою деятельность (при условии отсутствия денежных требований со стороны третьих лиц). В соответствии с данной нормой юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Положениями статей 61-65 ГК РФ определен общий порядок ликвидации юридических лиц независимо от цели их создания. Действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства. Статьей 21 ФЗ от *** *** «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрен определенный пакет документов, который должен быть представлен в регистрирующий орган. Кроме того, считает, что нарушения ответчика являются устранимыми, не исключена возможность явки представителей общественной организации и представления всех сведений. Просит отказать в удовлетворении требований.

Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.5,7 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения могут создаваться в том числе в такой организационно-правовой форме как общественная организация.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Судом установлено, что *** состоялось общее собрание учредителей Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты», на котором были приняты решения о создании Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты», утвержден Устав организации, избраны руководящие органы Правления и члены Ревизионной комиссии, принято решение о государственной регистрации общественной организации. На должность председателя правления избран ФИО1.

В Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области *** направлено заявление о государственной регистрации Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» и сведения об учредителях - физических лицах. Кроме этого, представлено гарантийное письмо директора торгового комплекса ФИО6 на заключение договора аренды секции ***, по адресу: г.Благовещенск, *** на пользование офисным помещением с Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты».

Распоряжением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области от *** *** зарегистрирована Амурская общественная организация «Агентство экологической защиты», учредительные документы организации направлены в Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области для внесения соответствующих данных в Единый государственный реестр юридических лиц.

Выдано свидетельство о государственной регистрации Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» ***, запись о создании некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ***, Управлением Федеральной налоговой службы по Амурской области присвоен основной государственный регистрационный номер ***, запись о некоммерческой организации внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ***., Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской области организации присвоен учетный номер ***.

Протоколом общего собрания Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» от *** председателем правления организации был избран Киракосян Ваэ Федкаевич.

Распоряжением исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области от *** *** на основании подданных данных от ***, зарегистрирован в качестве лица, действующего без доверенности от имени Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» - Киракосян Ваэ Федкаевича.

В соответствии с частью 8 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.

Судом установлено, что протоколом общего собрания Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» *** от *** председателем правления избран Киракосян Ваэ Федкаевич. Срок полномочий председателя правления истек ***. Полномочия председателя правления не подтверждены.

В соответствии с частью 3 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в срок до 15 апреля года следующего за отчетным.

При этом как следует из содержания искового заявления, подтверждается пояснениями представителя истца в период с ***-*** годы Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» не поступали сведения: уведомление о расходовании некоммерческой организацией денежных средств и об использовании иного имущества, включая полученные от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма ***); отчет о деятельности некоммерческой организации и сведения о персональном составе руководящих органов (форма ***); информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании пли использовании (форма ***).

За нарушение федерального законодательства в адрес председателя правления Киракосян Ваэ Федкаевича *** было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Согласно имеющегося в деле почтового уведомления, письмо вернулось с почтовой отметкой «адресат по указанному адресу не проживает».

Приказом заместителя начальника Управления Министерства юстиции РФ по Амурской области от *** *** с *** по *** принято решение о проведении плановой выездной проверки деятельности Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты», направлено уведомление о проведении выездной проверки по месту нахождения и осуществления деятельности организации от *** ***. Служебной запиской от *** *** комиссией установлено, что организация по юридическому адресу: Амурская область, ***, офис *** не находится. Необходимых документов до окончания проверки руководящим органом организации для проверки уполномоченным лицам не представлено, данный факт привел к невозможности проведения проверки в целом.

По юридическому адресу Амурской общественной организации «Агентство экологической защиты» было направлено предупреждение от ***. Письмо вернулось с почтовой отметкой «за истечением срока хранения».

В силу абз. 9 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с п.п. 37, 38, 43, 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от *** ***, Управление принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций); ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области о невозможности удовлетворения требований Управления Министерства юстиции по Амурской области об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку действующее законодательство не допускает осуществления ликвидации юридического лица, в том числе общественной организации, с последующим исключением ее из ЕГРЮЛ без выполнения предусмотренных законом процедур, установленных ст.61,62,63,64,65 ГК РФ, поскольку это может повлечь нарушение прав и законных интересов кредиторов, в том числе и государства.

Кроме того, полномочия органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, которым в данном случае является Управление Министерства юстиции по Амурской области, на обращение в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения в случае неоднократного непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», прямо регламентируется положениями данного закона.

Учитывая изложенное, а так же принимая во внимание, что в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлены суду доказательства информирования уполномоченного органа, осуществляющего контроль за соответствием деятельности общественным объединением целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, данных о руководителях, документов, содержащих сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с чем, суд полагает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области удовлетворить.

Признать Амурскую общественную организацию «Агентство экологической защиты» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200