Дело № 2-9250/10РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре Крайней Е.А.,
с участием истца Косицыной О.К., представителя истца адвоката Семеновой Е.В., представителя ответчика Шатохина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Косицыной О.К. к ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области о нарушении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Косицына Ольга Константиновна обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что при обращении за назначением трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью *** ей было отказано. Считает данный отказ незаконным. При определении права на досрочную пенсию исключены из расчета следующие периоды: с *** по ***, с *** по *** - служба в федеральных органах налоговой полиции. Как следует из ее трудовой книжки, она проходила службу в федеральных органах налоговой полиции, согласно уточняющей справки ее должность *** и с *** по *** старший фельдшер Амбулатории Управления ФСНП по Амурской области. Ее должностные обязанности во время прохождения службы в налоговой полиции не отличались от должностных обязанностей фельдшера, утвержденных постановлением Минтруда России от *** ***. Во время службы она неоднократно повышала свою квалификацию по специальности «Лечебное дело» и подтверждала высшую квалификационную категорию фельдшера. Заключением Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области установлено, что условия труда Косицыной О.К., проходившей с *** по *** и с *** по *** службу в управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области в должности старшего фельдшера Группы медицинского обеспечения в звании старшего прапорщика налоговой полиции, соответствуют условиям труда старшего фельдшера группы медицинского обеспечения. На основании этого просила признать протокол комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** в части не включения в специальный стаж периодов с *** по ***, с *** по *** - служба в федеральных органах налоговой полиции; обязать ГУ УПФР в г. Благовещенске включить в специальный стаж для назначения пенсии Косицыной О.К. период работы с *** по ***, с *** по *** - служба в федеральных органах налоговой полиции и назначить трудовую пенсию по старости со снижением возраста с момента обращения с ***
В судебном заседании истец и ее представитель на требованиях настаивали, подтвердили доводы, изложенные в иске, истец суду пояснила, что занималась лечебной деятельностью, выдавала больничные листы на период до трех дней, направляла на обследования, вела учет расхода и прихода лекарственных средств, проводила медицинские процедуры. Просили требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что на момент обращения Косицыной О.К. ее специальный стаж составил 23 года 04 месяца 04 дня. В подсчет специального стажа не были включены периоды отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации, а также периоды службы в федеральных органах налоговой полиции с *** по ***, с *** по ***, так как наименование учреждения не предусмотрено соответствующим списком, при этом сам характер работы истца не оспаривается. Ввиду недостаточности специального стажа истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, следует из отказного выплатного дела, что *** Косицына О.К. обратилась в ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** ***, специальный стаж Косицыной О.К. на дату подачи заявления составил 23 года 04 месяца 04 дня, при определении права рассмотрены и не включены в подсчет специального стажа периоды с *** по ***, с *** по *** - служба в федеральных органах налоговой полиции. Решением начальника УПФР в г. Благовещенске Амурской области от *** *** в назначении трудовой пенсии Косицыной О.К. отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату назначения пенсии.
Из трудовой книжки Косицыной О.К. следует, что в период с *** по *** она состояла на службе в Управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области, с *** по *** состояла в трудовых отношениях с Управлением ФСНП РФ по Амурской области в должности старшего фельдшера Амбулатории.
Согласно справке, уточняющей занятость от ***, выданной Управлением ФСКН России по Амурской области, Косицына О.К. работала в должности старшего фельдшера группы медицинского обеспечения Управления департамента налоговой полиции с *** по ***, в должности старшего фельдшера амбулатории Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области с *** по ***
В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» *** г. ***, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 названной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующий Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения утвержден Постановлением Правительства РФ *** от ***, согласно которому в список должностей включена должность фельдшера, а в список учреждений включена Амбулатория.
Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" регулировались отношения до ***, и которым предусматривались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от *** *** "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью" регулировались отношения за период с *** по ***, в названный Список включена должность фельдшера, в перечень учреждений - Амбулатория.
Как следует из материалов дела, невключение в специальный стаж истца периодов ее работы с *** по *** и с *** по *** связано с тем, что учреждение, в котором в спорный период работала истец в должности фельдшера - группа медицинского обеспечения органа налоговой полиции не предусмотрено Списком *** от ***
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы от *** ***, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения
Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от *** *** утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Из должностных обязанностей старшего фельдшера медицинской группы Управления ФСНП РФ по Амурской области, утвержденных ***, следует, что фельдшер Управления ФСНП РФ по Амурской области подчиняется начальнику медицинского подразделения Управления, ведет прием сотрудников и работников Управления, имеет право направлять сотрудников на консультации к узким специалистам, проводит процедуры назначенные врачами ЛПУ, ведет учет прихода и расхода лекарственных средств. Таким образом, осуществляемая истцом в спорный период деятельность являлась лечебной.
Данные обстоятельства также подтверждаются прохождением Косицыной О.К. курсов повышения квалификации по теме «Лечебное дело», что подтверждается свидетельством о повышении квалификации *** от *** г., сертификатом *** от ***
Кроме того, как следует из материалов дела, после увольнения со службы в органах налоговой полиции с *** Косицына О.К. была принята в это же Управление Федеральной службы налоговой полиции, но по трудовому договору, и период ее работы в должности старшего фельдшера амбулатории Управления Федеральной службы налоговой полиции с *** по *** включен ответчиком в специальный стаж. При этом увольнение истца со службы и принятие на работу по трудовому договору произведено в связи с реорганизацией органов налоговой полиции, фактически место работы истца не изменилось, как и не изменились ее трудовые обязанности.
Заключением Министерства ВЭСТиПР Амурской области от *** по условиям труда Косицыной О.К., установлено, что должностные обязанности старшего фельдшера Управления ФСНП РФ по Амурской области соответствуют типовым должностным обязанностям фельдшера, утвержденных постановлением Минтруда России. Управление ФСНП РФ по Амурской области имело в своей структуре Группу медицинского обеспечения, медицинские работники которой проходили службу в федеральных органах налоговой полиции по должностям работников здравоохранения, предусмотренных Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждения здравоохранения. Условия труда Косицыной О.К., проходившей с *** по *** и с *** по *** службу в Управлении ФСНП РФ по Амурской области в должности старшего фельдшера Группы медицинского обеспечения соответствуют условиям труда старшего фельдшера группы медицинского обеспечения.
Из анализа действовавшего законодательства в период осуществления Косицыной О.К. обязанностей по должности старшего фельдшера группы медицинского обеспечения - ст. 39,41 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от *** *** (с последующими изменениями), следует, что в структуре органа налоговой полиции имелись медицинские учреждения с целью оказания медицинского обеспечения сотрудникам, проходившим службу.
При рассмотрении настоящего спора суд учитывает и положения п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ *** от *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области от *** *** в части невключения Косицыной О.К. в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости периодов работы в должности старшего фельдшера группы медицинского обеспечения Управления ФСНП РФ по Амурской области с ***5 г. по ***, с *** по ***, в связи с чем, подлежат удовлетворению требованию истца об обязании ответчика включить в ее специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости указанные периоды и ввиду достаточности специального стажа назначения трудовой пенсии по старости досрочно с ***
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца уплаченная при подаче иска госпошлина в размере *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области от *** *** в части невключения Косицыной Ольге Константиновне в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости периодов работы в должности старшего фельдшера группы медицинского обеспечения Управления Федеральной службы налоговой полиции с *** по ***, с *** по ***.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области включить в специальный стаж для назначения досрочно трудовой пенсии по старости Косицыной Ольге Константиновне периоды работы в должности старшего фельдшера группы медицинского обеспечения Управления Федеральной службы налоговой полиции с *** по ***, с *** по ***, назначить трудовую пенсию по старости досрочно с ***.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области в пользу Косицыной Ольги Константиновны расходы по госпошлине в размере *** (***) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий