Дело № 2-9446/10
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Гололобовой Т.В.,
с участием заявителя Рубец И.И., представителя Рубец М.И. - Плешковой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рубец Михаила Ивановича, Рубец Ирины Ивановны об оспаривании действий Министерства строительства, архитекторы и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, связанных с отказом в выдаче государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Рубец М.И., Рубец И.И. обратились в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что Постановлением Мэра города Благовещенска Амурской области *** от *** Рубец Михаил Иванович, был включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, так как с *** он состоял на учете как гражданин, уволенный с военной службы, и с ***, как гражданин, подвергшийся радиационному заражению вследствие катастрофы на Чернобыльской ***. В соответствии с требованиями законодательства Рубец М.И. ежегодно два раза в год собирались и подавались необходимые пакеты документов на двух членов семьи - на Рубец Михаила Ивановича и его супругу Рубец Ирину Ивановну, проживающую совместно с заявителем. Поскольку ответ на его заявления о выдаче государственного жилищного сертификата для выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета ни в *** году, ни в *** году не был им получен, а программа «Жилище» рассчитана только до *** года, Рубец М.И. был вынужден неоднократно устно, а затем и письменно обращаться в Минстрой Амурской области, после чего указанным Министерством было постановлено Заключение об отказе Рубец М.И. в выдаче государственного жилищного сертификата, с которым он не согласен. Основанием для отказа в указанном Заключении приводится факт дарения супругой Рубец М.И. - Рубец Ириной Ивановной в *** году построенной ею в долевом участии квартиры их дочери, Рубец (ФИО1 в замужестве) Виктории Михайловне, имеющей двух малолетних детей. По мнению заявителей, их дочь ФИО7 и ее дети - являются членами их семьи, так же подвергшимися радиационному заражению и имеющими согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы собственное право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения ими жилья, и до *** года включаемые в заявления как члены семьи, не обеспеченные жильём. Рубец Ирина Ивановна, построив и подарив их дочери жилое помещение общей площадью 66,4 кв.м., обеспечила тем самым дочь и её малолетних детей жильём - несмотря на взятое государством обязательство по обеспечению жильём граждан такой категории. С *** года дочь заявителей более в жилье от государства не нуждается и документов на выдачу ей государственного жилищного сертификата не подает. Кроме того, заявители считают, что ссылка на договор дарения квартиры от *** года в пользу их дочери в обжалуемом Заключении Минстроя Амурской области несостоятельна ввиду того, что участником подпрограммы, на нормы которой ссылается Минстрой, Рубец М.И. был признан в *** году, и таким образом, в ***-м году его семья не могла намеренно ухудшить свои жилищные условия по условиям данной программы, поскольку участником данной программы не являлась и не могла знать, что спустя более пяти лет от обеспечения дочери и внуков жильём, гарантированным им государством, чьи гарантии не были выполнены, что заявитель Рубец М.И. станет участником данной подпрограммы. Переданное в дар дочери Рубец И.И. жилое помещение площадью 66,4 кв.м. не покрывает нужды всей семьи заявителей, состоящей из пяти членов семьи, подвергшихся радиоактивному заражению, а так же супруга дочери заявителей (итого - 6 человек), имевших право на предоставление жилья государством. В результате дарения квартиры, четыре человека из шести, на сегодняшний день на жильё от государства не претендуют. *** Рубец М.И. обратился в Минстрой Амурской области с возражениями на указанное Заключение и разъяснениями, касающимися его несогласия, однако, как и прежде, письменного ответа из Министерства не получил. Заявителями были исчерпаны все возможности мирным путем урегулировать возникший спор и восстановить свои права, в связи с чем заявители обратились в суд с указанным заявлением. Просят суд, признать Заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о принятии решения отказать Рубец М.И. в выдаче государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета не соответствующим закону; обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета Рубец Михаилу Ивановичу - на него и его супругу Рубец Ирину Ивановну - в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании заявители уточнили заявленные требования, просили суд признать Заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о принятии решения отказать Рубец М.И. в выдаче государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не соответствующим закону; признать Заключение Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области *** от *** года о принятии решения отказать Рубец М.И. в выдаче государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета по категории «граждане, уволенные с военной службы» не соответствующим закону; обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства *** выдать государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета Рубец Михаилу Ивановичу - на него и его супругу Рубец Ирину Ивановну - в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании заявитель Рубец И.И., представитель заявителя Рубец М.И. - Плешкова В.Ю. требования поддержали в полном объеме, в дополнение пояснили, уточнение заявленных ранее требований связано с тем, что Рубец М.И. *** было отказано и.о. министра Минстроя Амурской области ФИО6 в предоставлении государственного жилищного сертификата на получении субсидии на приобретение жилья по второму основанию, как гражданину, уволенному с военной службы. Основанием для данного отказано было указанное ранее отчуждение по договору дарения супругой Рубец М.И. - Рубец Ириной Ивановной квартиры, общей площадью 66,4 кв.м. в пользу их дочери ФИО7
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц - Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области, Правительства Амурской области и администрации города Благовещенска, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещались судом надлежащим образом, письменных возражений суду не представили. Настоящее гражданское дело рассмотрено при данной явке в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из представленных заявителями документов, заявитель Рубец М.И. постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** был включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» по категории граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц.
*** в отношении Рубец М.И. было дано Заключение по результатам проверки учетных дел граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» по категориям - граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до *** о том, что Рубец М.И. и члены его семьи ухудшили свои жилищные условия, заявителю было отказано в выдаче сертификата на получение субсидии для приобретения жилья. Помимо этого, в ответе от *** *** за подписью и.о. министра Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области Рубец Михаилу Ивановичу было указано на невозможность выдачи жилищного сертификата.
Не согласившись с данными отказами, Рубец М.И. и Рубец И.И. обратились в суд.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ч. 3 указанной статьи Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** ***, Определение от *** ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьей 15 Федерального закона от *** *** «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до *** принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до *** принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от *** *** «О федеральной целевой программе «Жилище» на *** - *** годы» к перечню программных мероприятий отнесено Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления жилых помещений социального использования.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе федеральных государственных гражданских служащих, молодых ученых, прокуроров и следователей органов прокуратуры, а также ряда иных категорий граждан на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
В рамках указанной подпрограммы будут обеспечиваться жильем следующие категории граждан:
военнослужащие, увольняемые с военной службы, и приравненные к ним лица;
граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица;
граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе «Байконур» и подлежащие отселению;
граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на ФИО8, пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;
вынужденные переселенцы.
Для военнослужащих, увольняемых с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе «Байконур» и подлежащих отселению, вынужденных переселенцев, граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении «Маяк», пострадавших в результате этих аварий, и ветеранов подразделений особого риска размер социальной выплаты за счет средств федерального бюджета будет определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным органом в установленном порядке, и норматива площади жилого помещения для семьи данного состава. При определении размера социальной выплаты в отдельных субъектах Российской Федерации могут применяться повышающие коэффициенты, размер которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» (вместе с «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы»)) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ***; а также граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ФИО8 и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ***, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от *** *** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от *** *** "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в *** году на ФИО8 и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от *** *** «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.
Из справки администрации города Благовещенска от *** следует, что Рубец М.И. был поставлен на учет на улучшение жилищных условий по месту жительства на основании постановления мэра г. Благовещенска *** от ***.
Из справки администрации города Благовещенска от *** *** за подписью начальника отдела по учету и распределению жилой площади ФИО4 Рубец М.И. состоит на учете на очереди на получение жилья при администрации города Благовещенска как военнослужащий, уволенный в запас, с ***, очередь на *** год - ***, выслуга лет в календарном исчислении 20 лет 2 месяца; и по месту жительства с *** вне очереди среди переселенцев выехавших из зоны загрязнения, вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, общая очередь среди чернобыльцев - 22-я, внеочредная - 13-я.
На основании указанных справок Рубец М.И. были выданы учетные карточки очередника на получение жилой площади по двум категориям: как военнослужащего уволенного в запас, и переселенца из зоны проживания с правом на отселение, состав семьи в которых указан три человека.
*** заявителям Рубец М.И., Рубец И.И., их дочери ФИО3 были выданы удостоверения серии ***, *** и *** соответственно, в подтверждение факта проживания в зоне с правом на отселение, подвергшимся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Предъявители данного удостоверения имеют право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Из представленного свидетельства о рождении от *** следует, что заявители Рубец Михаил Иванович и Рубец Ирина Ивановна являются родителями ФИО3, *** года рождения. Как следует из свидетельства о заключении брака о *** ФИО3 и ФИО5 заключили брак, ФИО3 была присвоена фамилия ФИО1. От данного брака супруги ФИО1 имеют сыновей ФИО1, *** года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении от *** и ФИО2, *** года рождения (свидетельство о рождении от ***).
Удостоверение серии *** подтверждает факт проживания Рубец (Лемесевой) Виктории Михайловны в зоне с правом на отселение, подвергшимся радиационному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с чем она на ряду с заявителями имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно на обеспечение жильем по категории граждан, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС в рамках Федеральной целевой программе «Жилище» на *** - *** годы».
В ходе судебного разбирательства заявителями указано и заинтересованными лицами не опровергнуто, что в *** году Рубец И.И. приобрела и затем подарила своей дочери Рубец (Лемесевой) В.М. квартиру общей площадью 66,4 кв.м., после чего последняя каких-либо заявлений о предоставлении жилья в соответствии с Федеральной целевой программой «Жилище» на *** - *** годы» не подавала. Несмотря на то, что в порядке подготовки настоящего дела к судебному разбирательству заинтересованным лицам предлагалось представить материалы, связанные с постановкой и перерегистрацией семьи Рубец в качестве участников подпрограммы, такие документы не были представлены суду. В этой связи такими лицами не была выполнена предусмотренная частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий, в следствие чего суд считает доводы заявителей по существу дела обоснованными.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Согласно п. 16.2 указанного Постановления Правительства РФ, в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что п. 16.2 указанного выше Постановления Правительства РФ к заявителям не может быть применен, поскольку договор дарения от *** между ФИО7 и Рубец И.И. был заключен до включения Рубец М.И. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы». Следовательно, о правилах выпуска и реализации жилищных сертификатов на получение субсидии для приобретения жилья заявителям известно не было, они не могли заведомо ухудшить свои жилищные условия. Данные обстоятельства опровергают наличие в действиях заявителей злоупотребления в целях неправомерного приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования о признании незаконными действий Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области, связанные с отказом в выдаче Рубец М.И., Рубец И.И. государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и категории «граждане, уволенные с военной службы»; а также возложить на Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области обязанность повторно рассмотреть вопрос о выдаче Рубец М.И., Рубец И.И. государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и категории «граждане, уволенные с военной службы».
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, связанные с отказом в выдаче Рубец Михаилу Ивановичу, Рубец Ирине Ивановне государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и категории «граждане, уволенные с военной службы».
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области повторно рассмотреть вопрос о выдаче Рубец Михаилу Ивановичу, Рубец Ирине Ивановне государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья по категории «граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и категории «граждане, уволенные с военной службы».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ***.
Председательствующий Никитин В.Г.