Решение о взыскании недополученной пенсии, восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3



Дело № 2-10219/2010

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.

При секретаре Лищук Д.А.

С участием истца Таукчи Н.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Таукчи Николая Ивановича к Военному комиссариату Амурской области о взыскании недополученной пенсии, восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3,

установил:

Таукчи Н.И. обратился в суд с данным иском к ответчику Военному комиссариату Амурской области, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с ***. Пенсия за выслугу лет назначена с *** и выплачивалась Военным комиссариатом *** по *** с учетом районного коэффициента 1,3. С *** по настоящее время в связи с переменой место жительства на г. Благовещенск, пенсия выплачивается Военным комиссариатом Амурской области с применением районного коэффициента 1.2. В соответствии с законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …, и их семей» военным комиссариатом пенсия должна назначаться бессрочно (пожизненно) с применением районного коэффициента 1,3, который учитывался в расчетах пенсии до ***. С *** ответчик без извещения и разъяснения причин снизил установленный ранее районный коэффициент с 1,3 на 1,2. Истец считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил его право на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3, установленного по последнему месту службы, на районный коэффициент 1,2. В связи с этим истцу причинены убытки, вызванные недоплатой пенсии. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 с ***, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копейка.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении заявленных требований, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из возражений на исковое заявление, поступившего от представителя ответчика, Яковлевой В.В. действующей на основании доверенности, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлена районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....». Поскольку до настоящего времени другого правового акта на Федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3. при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Изначально пенсия Таукчи Н.И. была назначена *** за выслугу лет военным комиссариатом *** с применением районного коэффициента 1.3. С *** в связи с переменой места жительства переезд в г. Благовещенск, истцу пенсия выплачивалась военным комиссариатом Амурской области с учетом районного коэффициента 1,2 в соответствии с действующим законодательством РФ. Просила в иске истцу отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно удостоверению серии *** Таукчи Н.И. является военным пенсионером, ему назначена пенсия с ***.

Как видно из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, на день увольнения на пенсию истцу в 1998 году был установлен районный коэффициент 1,3 Хабаровским военным комиссариатом, который применялся при расчете его пенсии до ***. В период с *** по *** ответчиком (Военным комиссариатом Амурской области) пенсия истцу производилась с применением районного коэффициента 1,2

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).

Между тем, как следует из документов, представленных ответчиком в материалы дела, с *** истцу впервые назначена пенсия за выслугу лет в *** (Военным комиссариатом ***) с районным коэффициентом 1,3, которая выплачивалась ему до ***. С *** пенсионное дело истца было передано в военный комиссариат Амурской области в связи с переменой места жительства (переезд в г. Благовещенск Амурской области), с *** пенсия истцу назначена Военным комиссариатом Амурской области с применением районного коэффициента 1,2, о чем истцу было направлено уведомление.

На основании изложенного, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии с *** районный коэффициент в размере 1,2 был применен обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что установление размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено Военным комиссариатом Амурской области в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется. На основании установленного суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав указанным ответчиком неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Таукчи Николаю Ивановичу о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рублей *** копейки, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд

решил :

Таукчи Николаю Ивановичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Амурской области о взыскании недополученной пенсии в сумме *** рублей *** копейки за период с *** по ***, восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с *** отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Матюханова Н.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200