Решение о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии



Дело № 2-9898/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего Кузьминой Е.В.

При секретаре Молчановой Д.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русяева Виктора Григорьевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Русяев В.Г. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что с *** является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. В соответствии с указанным законом пенсия была назначена истцу бессрочно (пожизненно) с применением районного коэффициента 1,3, который учитывался в расчетах пенсии до ***. Но с *** г. ответчик без извещения и разъяснения причин стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Полагает, что уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии, так как влечет уменьшение суммы пенсии, которая бы причиталась истцу в случае применении в расчетах ранее установленного коэффициента, об изменении которого ответчик истца не уведомлял. Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3.

Истец просил суд восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3; взыскать с ответчика недоплаченную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копейки.

Истец, представитель ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеются письменные ходатайства истца, представителя ответчика о рассмотрении гражданского дела без их участия. При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

При этом из письменного отзыва Военного комиссариата Амурской области следует, что согласно ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. На основании ст. 10 Закона РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом РФ по представлению Правительства РФ. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (для которых установлен районный коэффициент 1,3). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года. Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятия и организация было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу до *** г. ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** ***, но так как выплата районного коэффициента 1,3 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые ответчику не выделялись и не выделяются до настоящего времени, то с *** во исполнение указания Первого Заместителя министра обороны РФ от *** *** и телеграммы начальника Финансово-Экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне. Таким образом, военным комиссариатом Амурской области была исправлена допущенная им при назначении пенсии ошибка, и каких-либо препятствий для этого действующим законодательством не установлено. Доводы истца о том, что ответчик должен был поставить его в известность о причинах снижения районного коэффициент не состоятельны, так как вышеназванные нормативно-правовые акты являются официальными и подлежали опубликованию в установленных законом порядке в средствах массовой информации и каждый мог с ними ознакомиться. Права истца не нарушены, так как взыскание излишне выплаченных денежных средств до *** ответчиком не производилось. Кроме того, указал, что пенсия истцу назначена *** Серышеским военным комиссариатом с учетом районного коэффициента 1,3. В период с *** по *** в связи с переменой места жительства (переезд в ***) пенсия истцу выплачивалась без учета районного коэффициента. С *** в связи с переездом в Мазановский район Амурской области пенсия истцу выплачивается с применением районного коэффициента 1,2 в соответствии с действующим федеральным законодательством. Таким образом, доводы истца о снижении размера районного коэффициента в период с *** по настоящее время несостоятельны. На основании изложенного, просил в удовлетворении требований отказать.

Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, подтверждается удостоверением серии ***, что Русяев В.Г. проходил действительную военную службу, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с ***.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Из доводов истца следует, что пенсия за выслугу лет до *** выплачивалась ему с районным коэффициентом 1,3, что ответчиком не оспаривалось, с *** при расчете пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2.

В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** *** ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.

При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Законом РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ***, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Таким образом, законодательно не установлены районные коэффициенты к размерам пенсий, а применяются соответствующие районные коэффициенты к заработной плате.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** / П-28 в настоящее время не имеется.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

Перечень местностей с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен, не существует и единой системы районных коэффициентов за работу в таких районах, имеются отдельные постановления Правительства РФ в отношении определенных районов, как установлено судом, применение районных коэффициентов к заработной плате производится на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР, которыми Амурская область отнесена к районам Дальнего Востока (за исключением Зейского, Тындинского и Селемджинского районов), и для которой установлен районный коэффициент 1,2.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно ст. 10 Закона РФ от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).

С учетом вышеизложенного, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что правового акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Амурской области в размере 1,3, не имеется.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца о снижении ответчиком с *** ранее установленного и применяемого при исчислении пенсии истца за выслугу лет районного коэффициента с 1,3 до 1,2.

Однако действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности произвольного пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

Однако с учетом ч. 3 ст. 196 ГПК РФ рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, а именно о восстановлении права истца на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязании ответчика производить начисление пенсии истцу с применением районного коэффициента 1,3, взыскании с Военного комиссариата Амурской области недоплаченной пенсии за период с *** по *** в размере 61229 рублей 32 копейки, судом не усматривается оснований для их удовлетворения в связи со следующим.

Из материалов дела, в том числе расчета на пенсию за выслугу лет, расчетных листков о начислении пенсии, усматривается, что на день выхода на пенсию с *** истцу был установлен районный коэффициент 1,3 на основании Приказа МО РФ от *** *** (в части установления на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей).

Как следует из материалов пенсионного дела истца, в том числе из сопроводительного письма Военного комиссариата *** от *** ***, в связи с переменой истцом места жительства (переездом в ***) с *** выплата истцу пенсии за выслугу лет Военным комиссариатам *** была прекращена, с указанного момента пенсионное обеспечение истца осуществлялось Военным комиссариатом *** без учета районного коэффициента (выплата которого для указанной местности не предусмотрена), что подтверждается представленным расчетом на пенсию Военного комиссариата ***.

При этом из расчета выслуги лет военнослужащего на пенсию, выписки из послужного списка следует, что на момент выхода истца на пенсию срок службы, зачисляемой в выслугу лет на льготных условиях (в связи с прохождением службы в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера) составил 05 лет 05 месяцев 25 дней, а, следовательно, предусмотренное ч.ч. 2, 3 ст. 48 Закона Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, установленного по последнему месту службы, последнему месту жительства, при выезде на новое постоянное место жительства, у истца отсутствует.

С *** вследствие перемены истцом места жительства (переездом в ***) пенсионное обеспечение истца вновь осуществляется Военным комиссариатом Амурской области, что подтверждается сопроводительным письмом Военного комиссариата *** от *** года, расчетными листками за период с *** по настоящее время.

При этом при определении размера пенсии истца за выслугу лет, подлежащему выплате с ***, Военным комиссариатом *** изначально был установлен районный коэффициент 1,2, который применяется при расчете пенсии истца до настоящего времени. Таким образом, принимая во внимание, что в соответствии со ст. 48 Закона РФ *** соответствующие районные коэффициенты, установленные в конкретной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по общему правилу применяются при исчислении пенсии пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 указанного закона, и членов их семей, проживающих в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, лишь на период проживания в этих местностях, доводы истца о нарушении отвеьчиком в период с *** по настоящее время его прав на исчислении пенсии с применением ранее установленного районного коэффициента в связи с односторонним снижением ответчиком районного коэффициента с 1,3 до 1,2, не основаны на соответствующих доказательствах, опровергаются материалами пенсионного дела истца, из которого усматривается, что изменение размера районного коэффициента к пенсии истца с *** и с *** произошло вследствие перемены истцом места жительства и установления при исчислении пенсии районного коэффициента, установленного в соответствующей местности по новому месту жительства либо его неприменения по причине того, что он для соответствующей местности не установлен.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что в настоящее время принятый на федеральный уровне нормативный правовой акт, определяющий для Амурской области районный коэффициент 1,3 отсутствует, установление Военным комиссариатом Амурской области с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии истца за выслугу лет произведено в соответствии с требованиями федерального законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента, ранее установленного районного коэффициента для исчисления пенсии истца по выслуге лет не имеется, суд, исходя из заявленных истцом требований, приходит к выводу, что нарушение прав истца в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявленных истцом требований о восстановлении его права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, взыскании недоплаченной пенсии за период с *** по *** следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Русяева Виктора Григорьевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, взыскании недоплаченной пенсии за период с *** по ***, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме - с ***.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200