2-9818/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Бугаева А.В.,
при секретаре Васильевой А.Ю.,
с участием представителя истца Положиёва А.Н., представителей третьих лиц Лой Д.К., Зотовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безматерных Веры Андреевны к Администрации г.Благовещенска о признании незаконным постановления администрации г. Благовещенска об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Безматерных В.А. обратилась в суд с данным иском, в обоснование указав, что, ей, вдове участника Великой Отечественной войны, инвалиду труда 1923г. рождения, постановлением администрации г.Благовещенска от *** как ветерану, отказано в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жилья, в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах», на основании ст. 53 ЖК РФ, намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий. С указанным постановлением истец не согласна, поскольку, она была вынуждена продать свою квартиру в *** и переехать в г.Благовещенск на постоянное место жительства к дочери по состоянию здоровья, в связи с тем, что она больна и не может себя обслуживать. Почти не двигается, часто падает, без помощи не может подняться. Переезд в г.Благовещенск был ей необходим, поскольку, за ней нужен постоянный уход. Теперь в квартире проживает четыре человека, трое, из которых инвалиды, живут в стесненных условиях. Купить квартиру за вырученные от продажи в ***, деньги невозможно, и даже расширить площадь нельзя, а без этого нельзя организовать нормальный быт, лечение и уход. Просит признать незаконным постановление администрации г.Благовещенска от *** в отношении Безматерных Веры Андреевны, и в качестве восстановления права - признать её нуждающейся в жилом помещении.
В судебном заседании представитель истца Безматерных В.А. - Положиев А.Н.на заявленных исковых требованиях Безматерных В.А. настаивал, в обоснование высказал аналогичные доводы, указанные в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что Безматерных В.А. после смерти мужа жила одна в ***, но по состоянию здоровья, её необходимо было перевезти в ***, изменения жилищных условий вызваны крайней необходимостью. На сегодняшний день болезни прогрессируют, Безматерных В.А. не может самостоятельно передвигаться, обслуживать себя. В настоящее время Безматерных В.А. проживает с дочерью и зятем, которые, являются инвалидами второй группы. Безматерных В.А. вынуждена обратиться за помощью, она является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, имеет право на участие в льготной программе на получение жилья, но комитет по управлению имуществом МО г.Благовещенска, считает, что ей необходимо ждать пять лет, так как она продала свой дом в ***. Просил в качестве восстановления права, обязать администрацию рассмотреть вопрос о признании истца нуждающейся в жилом помещении, о постановке её на учет.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Лой Д.К. в судебном заседании пояснила, что Министерство считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части признания постановления недействительным, высказала доводы аналогичные письменному отзыву Министерства.
Представитель третьего лица Правительства Амурской области Зотова Е.М. в судебном заседании просила разрешить исковые требования в соответствии с законом, дополнительно суду пояснила, что в материалах дела имеются доказательства того, что Безматерных В.А. является участником Великой Отечественной войны и что на нее распространяются льготы предусмотренные ст. 21 Федерального закона от *** *** «О ветеранах».
Истец, представитель администрации г.Благовещенска, представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил, дело рассмотреть в отсутствии указанных лиц.
Из письменных возражений Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска следует, что Комитет возражает против удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** на основании Федерального закона от *** *** "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от *** *** "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны *** - *** годов" утверждена долгосрочная целевая программа "Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы".
Указом Президента Российской Федерации от *** *** (в ред. Указа Президента РФ от *** ***) постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне *** - *** годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** *** "О ветеранах" (преамбула и п. 1 Указа).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от *** *** "О ветеранах", независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Частью 1 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разделом 5 программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» установлено, что предоставление жилых помещений в собственность ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, будет осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным Правительством области.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», ст. 51 Жилищного кодекса РФ граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с материалами дела Безматерных В.А. в настоящее время проживает и зарегистрирована как по месту жительства по адресу: ***, г.Благовещенске. Данное жилое помещение -трехкомнатная квартира, общей площадью 61,9 кв.м, принадлежит на праве собственности супругу дочери истца - Положиеву А.Н.
Жилое помещение, принадлежащее истцу Безматерных В.А. на праве собственности - двухкомнатная квартира, площадью 48,5 кв.м., - находящееся в с. Константиновка Амурской области по ***, продано истцом ***
Статьёй 53 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся вжилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с п. З ст. 6 Федерального закона от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы.
Положениями статьи 54 ЖК РФ, направленными на предотвращение злоупотреблений, возможных со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья, предусмотрено следующее.
Если лицо, которое с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершило действия, в результате которых такой гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении, обратится с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма до истечения пяти лет со дня совершения указанных действий, то ему будет отказано в принятии на учет на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса.
Следовательно, Безматерных В.А., имея в собственности жилое помещение - двухкомнатную квартиру *** Амурской области по ***, общей площадью 48,5 кв.м, фактически ухудшила свои жилищные условия, продав указанное недвижимое имущество. Данное обстоятельство является основанием для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Комитет просит суд учесть, что сделка купли-продажи совершена истцом после издания Указа Президента Российской Федерации от *** ***, на основании которого Правительством Амурской области утверждена долгосрочная целевая Программа. Просит в удовлетворении требований Безматерных В.А. отказать в полном объеме.
Из письменных возражений администрации г.Благовещенска следует, что администрация возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** *** "О жилищной политике в Амурской области".
Положениями ч. 3 ст. 6 Закона Амурской области от *** *** "О жилищной политике в Амурской области" определено, что при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет.
*** Безматерных В.А. на имя главы администрации г. Благовещенска было подано заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах».
К заявлению Безматерных В.А. был представлен в орган местного самоуправления пакет документов, согласно которому, Безматерных B.A. с ***. по *** была зарегистрирована и проживала в ***, общей площадью 48,5 кв.м.. Указанное жилое помещение принадлежало ей на праве собственности, на основании договора мены от *** *** указанная квартира была продана. С *** заявительница зарегистрирована и проживает в *** по *** с составом семьи: истица, дочь, зять, внук. Квартира находится в собственности зятя, её общая площадь составляет 61,9 кв.м.
Как следует из положений ст. 7 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку в соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ, п. 3 ст. 6 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области», при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет и учитывая, тот факт, что с момента отчуждения истцом своего жилого помещения не прошел установленный законом пяти летний срок, следовательно, согласно положениям ст. 54 ЖК РФ, п. 9 ст. 10 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» допускающей отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный п. 3 ст. 6 Закона 38-03 срок, предусмотренных законом оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось. Просит в удовлетворении требований Безматерных В.А. к администрации города Благовещенска отказать в полном объеме.
Из письменного отзыва Правительства Амурской областиследует, что в документах приложенных к исковому заявлению Безматерных В.А. имеется копии удостоверения серия *** и справки *** от *** о том, что истица является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО1 и что на неё распространяются льготы, предусмотренные ст.21 Федерального закона от *** *** «О Ветеранах».
Данной статьей определено, какие меры социальной поддержки предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Так, данной статьей предусмотрена такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от *** *** «О ветеранах».
В соответствии со статей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до *** (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»», действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от *** *** распространяется на правоотношения, возникшие с ***.
Средства на реализацию переданных полномочий предусматриваются в составе федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На территории Амурской области действует Закон Амурской области от *** *** «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области».
Так, ст. 1 Закона Амурской области от *** *** определено, что социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается гражданам, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет в органах местного самоуправления. Признание граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области».
Статьей 2 Закона Амурской области от *** *** определено, что социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, указанных в п.1 ст. 1 Закона Амурской области, осуществляется в формах: предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее единовременная выплата) или предоставления жилого помещения в собственность. Выбор формы осуществляется гражданами самостоятельно.
Порядки предоставления единовременной денежной выплаты и предоставления жилого помещения в собственность граждан устанавливаются Правительством области, (постановления Правительства области от *** *** и от *** *** соответственно).
Таким образом, Правительство области как высший исполнительной орган государственной власти обеспечивает нормативно-правовое сопровождение мер социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, которые гарантированы им Российской Федерацией.
При рассмотрении исковых требований заявленных Безматерных В.А. по оспариванию постановления администрации г.Благовещенска от *** интересы Правительства области не затрагиваются.
Из отзыва Министерства социальной защиты населения Амурской области следует, что постановлением Администрации г.Благовещенска от *** *** истице было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку, не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из заявления истицы, действия, которые привели к ухудшению жилищных условий, были совершены не с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а исходя из необходимости в постоянном уходе, в котором она нуждается по состоянию здоровья.
Статья 4 Закона Амурской области от *** *** "О жилищной политике в Амурской области" устанавливает, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение жилья за счет средств бюджетов всех уровней, а также регистрация и учет граждан, участвующих в программах по улучшению жилищных условий, действующих на территории области относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании изложенного, а также в соответствии со ст. ст. 35, 43 ГПК РФ министерство социальной защиты населения Амурской области считает требования истицы подлежащими удовлетворению в части признания незаконным Постановления Администрации г.Благовещенска Амурской области от ***.
Выслушав доводы представителя истца, доводы участников, исследовав материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, что *** Безматерных В.А. обратилась с заявлением к мэру г.Благовещенска о признании её нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законном от *** *** «О Ветеранах».
Постановлением и.о. главы администрации г.Благовещенска *** от *** заявителю было отказано, поскольку не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ
Из выписки протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от *** следует, что при решении вопроса о принятии на учет Безматерных В.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О Ветеранах» установлено, что С *** года заявительница была зарегистрирована и проживала в ***. Данная квартира, площадью 48,5 кв.м., принадлежала ей на праве собственности на основании договора мены от ***. *** данная квартиры была продана. С *** Безматерных В.А. зарегистрирована и проживает в г.Благовещенске ***, с составом семьи: заявительница, дочь, зять, и внук. Собственником указанной квартиры является зять на основании договора приватизации от ***, общая площадь квартиры 61,9 кв.м.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу ст. 53 ЖК Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из доводов истца следует, причиной, послужившей основанием для продажи квартиры в *** послужило ухудшение её здоровья и невозможность проживания одной и обслуживать себя самостоятельно.
В соответствии со справкой МСЭ серии *** Безматерных В.А. является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочна.
Согласно медицинскому заключению лечащего врача ФИО5 ФИО4 *** г. рождения, инвалид второй группы, длительное время страдает тяжелыми заболеваниями: сахарным диабетом, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью III степени, энцефалопатией III степени. Больная самостоятельно не передвигается, указанные заболевания прогрессируют и требуют постоянного ухода за ней родственников или помещения в специализированные учреждения.
Из выписки амбулаторной карты поликлиники *** г.Благовещенска от *** следует, что Безматерных В.А. имеет диагнозы: стабильная стенокардия ***, гипертоническая болезнь *** степени, артериальная гипертензия *** степени, риск ***, дисциркуляторная энцефалопатия сложного генеза, сахарный *** тип, средней тяжести, распространенный остеохондроз позвоночника, хроническое рецидивирующее течение, стадия умеренного обострения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в судебном заседании не доказано, что Безматерных В.А. совершала умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения своих жилищных условий.
Принимая во внимание возраст и тяжёлые диагнозы истца, судом учитываются её доводы, о том, что отчуждение квартиры совершено по объективным причинам, в отсутствии намерения ухудшить жилищные условия.
Рассматривая вопрос о нуждаемости истца в жилом помещении в связи с проживанием в квартире *** г.Благовещенска, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что с *** ФИО1 состояла в зарегистрированном браке с ФИО1 участником Великой Отечественной Воны, который умер ***. С *** года по *** Безматерных В.А. была зарегистрирована и проживала в ***, которая принадлежала ей на праве собственности. Согласно договору купли-продажи от ***, указанная квартира была продана, истец Безматерных В.А. переехала к дочери ФИО3
Из материалов дела следует, что квартира *** г.Благовещенска, общей площадью 61,9 кв.м., состоящей из трех комнат, принадлежит Положиеву А.Н. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии *** от ***
Согласно справке отдела регистрации «ФИО6 *** от *** в указанной квартире зарегистрированы проживающими: Положиев А.Н., ФИО3, ФИО2, Безматерных В.А.
Положиев А.Н. и ФИО3 являются инвалидами второй группы, что подтверждается справками ФИО8 по Амурской области» серии ***, ***.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу Постановления мэра г.Благовещенска *** от ***, с *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в размере 14,0 кв. метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как установлено в судебном заседании Безматерных В.А. проживает в квартире площадью 61,9 кв.м., кроме неё, в указанном помещении проживают ещё три человека.
В соответствии с удостоверением серия *** от *** Безматерных В.А. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
Согласно удостоверениям серии ***, серии *** Безматерных В.А. имеет льготы, установленные ст. 21 «О ветеранах», как член семьи участника Великой Отечественной войны.
Кроме того, в соответствии с удостоверением серии *** от *** Безматерных В.А. является ветераном труда и имеет право на льготы, установленные ст.ст. 22,23 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.2 Федерального закона от *** *** "О ветеранах", ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны *** - *** годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 20 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с *** по *** не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 21 указанного закона, установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, кроме прочих, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ***, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, кроме прочих, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ***, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Частью 1 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 закона «О ветеранах» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» установлено право на социальную поддержку ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории области по обеспечению жильем.
Принимая во внимание обстоятельства дела, статус истца, политику социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, отсутствие у истца отдельного жилого помещения, размер приходящегося на истца жилого помещения, возраст, вынужденность переезда проживания к родственникам, а также, то что она является инвалидом второй группы, имеет ряд тяжелых заболеваний, суд приходит к выводу, что решение об отказе в признании её нуждающейся в жилом помещении принято формально, в связи с чем, считает постановление и.о. главы администрации г.Благовещенска *** от *** об отказе в признании Безматерных В.А. нуждающейся в жилом помещении являются незаконным. Анализируя требования истца о признании Постановления от *** *** незаконным полностью, суд приходит к следующему, из указанного постановления следует, что данным актом, Администрацией г. Благовещенска разрешен вопрос, и о правах иных лиц, поэтому суд полагает что требования о признании указанного постановления незаконным полностью удовлетворению не подлежат, поскольку вопрос о нуждаемости в жилом помещения иных лиц, права истца не затрагивает, поэтому требования истца подлежат удовлетворению только в части, в части требований, касаемых Безматерных В.А.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в части, в качестве восстановления права Безаматерных В.А. необходимо обязать ответчика рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать Постановление администрации г. Благовещенска Амурской области от *** *** в части отказа Безматерных Вере Андреевне о признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильём, незаконным.
В качестве восстановления права обязать Администрацию г.Благовещенска рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Безматерных Веры Андреевны. В удовлетворении остальной части исковых требований Безматерных В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Судья: А.В. Бугаев