Дело № 2-10299/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** годагород Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием представителя Военного комиссариата Амурской области – Яковлевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохина Анатолия Афанасьевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента, взыскании недополученной суммы пенсии, убытков,
УСТАНОВИЛ:
Самохин А.А. обратился в суд с данным иском к ответчику Военному комиссариату Амурской области, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ и с *** получает пенсию за выслугу лет. Пенсионное дело *** в Областном военном комиссариате(г.Благовещенск). Пенсия исчисляется с районным коэффициентом 1,2. В ***. он узнал от своих товарищей, что через суд они добились восстановления выплаты пенсии с районным коэффициентом 1,3, который установлен Министерством обороны в *** году для военнослужащих и гражданского персонала, проходящих службу в Амурской области и работающих в воинских частях. Истец с *** года и по настоящее время проживает в Амурской области. С *** года до *** проходил военную службу по контракту, ему был установлен районный коэффициент к денежному довольствию равный 1,3. На основании приказа МО РФ от *** *** «О выплате военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации, имеющим право на пенсию за выслугу лет, ежемесячной надбавки» ему выплачивалась пенсионная надбавка с районным коэффициентом 1,3. С *** по *** года он работал в воинской части в качестве гражданского персонала, где ему также выплачивали заработную плату с районным коэффициентом 1,3. Как пенсионер Министерства обороны РФ с *** по настоящее время истец получает пенсию с районным коэффициентом 1,2. По мнению истца, в одно и тоже время, в одно и том же месте применяется к одному и тому же гражданину РФ разные государственные компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Законом РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлен единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате, а ссылка в законах и других нормативных актах на применение для пенсий «районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей», теряет смысл из-за равности коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей с *** Министерство обороны установило в к приказе Министра обороны РФ от *** *** «Районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации» (абз.1 ч.7 Приложения ***); районы, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,30: Амурская область, за исключением районов, указанных в пунктах 3, 5 и 6». В результате чего, истец приходит к выводу, что неправомерными решениями, действия со стороны должностных лиц Центра социального обеспечения военного комиссариата Амурской области, ему принесены убытки, которые должны возмещаться в размере *** рублей. Истец просит суд признать незаконным решения, действия Военного комиссара Амурской области в назначении исчисления ему пенсии за выслугу лет с районным коэффициентом 1,2 и обязать восстановить его нарушенные права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с *** года; взыскать с Военного комиссариата Амурской области в его пользу, недоплаченную пенсию, с учетом районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** года, в сумме *** рублей; взыскать с Военного комиссариата Амурской области в его пользу убытки, понесённые в результате инфляции в размере *** рублей;
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. При таких обстоятельствах, суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель военного комиссариата Амурской области Яковлева В.В., возражала против заявленных требований, суду пояснила что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....».
Поскольку до настоящего времени другого правового акта на Федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления.
Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета.
Истцу пенсия была установлена ***. Доводы истца о том, что уменьшение размера пенсии произведено незаконно с *** также несостоятельны, так как пенсия ему была назначена *** года с районным коэффициентом 1,2.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Амурской области в размере 1.30 не имеется. Просили суд истцу отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно удостоверению серии *** от *** Самохин А.А. является военным пенсионером, с *** ему назначена пенсия.
Как видно из дела, и не оспаривается сторонами, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,2.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,3 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, в которых проходил военную службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Главой администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов – при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно Закону от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии с *** районный коэффициент в размере 1,2 был применен обоснованно, в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что установление размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Самохина А.А. о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** года в размере *** рублей *** копеек, а также требований о взыскании в пользу истца убытков, понесенных в результате инфляции в части недоплаченной пенсии в размере *** рублей *** копеек следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Самохина Анатолия Афанасьевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на исчислении пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, обязании производить начисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии за период с *** по *** года в размере *** рублей *** копеек, о взыскании убытков, понесенных в результате инфляции в части недоплаченной пенсии в размере *** рублей *** копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ***.
Председательствующий:Никитин В.Г.