***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре Крайней Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Константинова Вячеслава Владимировича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,4, взыскании недополученной пенсии,
у с т а н о в и л:
Константинов Вячеслав Владимирович обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** и получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». При увольнении из рядов Вооруженных Сил РФ ему назначена пенсия с районным коэффициентом 1,3. В отдаленной местности Амурской области районный коэффициент в размере 1,2 никаким Законом РФ не установлен. Амурская область отнесена к отдаленной местности. С *** г. районный коэффициент с 1,3 был уменьшен до 1,2, с таким районным коэффициентом он получает пенсию по настоящее время. Считает, что уменьшение районного коэффициента фактически является пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм причитающихся истцу. Данными действиями ответчика нарушено его право. На основании этого просил восстановить его право на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3 обязав Военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика в его пользу недоплаченную пенсию за период с *** по *** в сумме *** рублей.
В судебное заседание стороны не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Из письменного отзыва представителя ответчика следует, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (для которых установлен районный коэффициент 1,3). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года. Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятия и организация было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Изначально пенсия истцу была назначена с *** г. и районный коэффициент к исчислению размера пенсий не применялся. С *** установлен районный коэффициент 1.3. С *** по *** в результате неправильного применения норм исчисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1.7, так как истец проживал в ***. С *** выплата районного коэффициента была приведена в соответствии и установлена в размере 1,3. В *** г. истец сменил место жительства на г. Благовещенск, в связи с чем, стал применяться районный коэффициент 1,2. На основании изложенного просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, удостоверением серии Н ***, что Константинов В.В. проходил действительную военную службу, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с ***.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
В силу ст. 48 Закона *** пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 данного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.
При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Законом РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. При этом данный районный коэффициент и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должны быть установлены на федеральном уровне по представлению Правительства Российской Федерации.
Поскольку до настоящего времени такого правового акта на федеральном уровне в Российской Федерации не принято, продолжают действовать нормативные акты бывшего Союза ССР.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области составляет 1,2, для районов Джелтулакский, Зейский и Селемджинский установлен районный коэффициент 1.3.
Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** в настоящее время не имеется.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 для иных районов Амурской области был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом.
С учетом исследованных правовых актов, положений ст. 10 Закона РФ от *** ***, предусматривающей финансирование пенсий военнослужащих за счет средств федерального бюджета, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2, за исключением районов Джелтулакский, Зейский и Селемджинский, для которых районный коэффициент составляет 1.3. Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).
Приказом Министра обороны РФ от *** *** установлены в приложении 13 размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала, где для Амурской области - районов: Зейский, Селемджинский и Тындинский; города: Зея и Тында предусмотрен районный коэффициент 1,7, для Сковородинского района - 1,5, для Магдагачинского и Шимановского районов, г. Шимановска - 1,4, для остальных районов - коэффициент 1,3.
Названный приказ Минобороны издан в соответствии с постановлением Правительства РФ от *** *** "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", которым предоставлено министру обороны РФ право в пределах выделенных ассигнований применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.
Таким образом, установленные министром обороны РФ размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала не являются утвержденными на федеральном уровне и подлежащими применению при исчислении пенсий военным пенсионерам, пенсионное обеспечение которых производится на основании Закона РФ№ 4468-1 за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов личного пенсионного дела истца, с *** при исчислении пенсии за выслугу лет стал применяться районный коэффициент 30%, с *** - 50%, с *** - 70%, при этом установление районного коэффициента 1,7 произведено в связи с проживанием истца на территории *** с учетом положений приказа Минобороны от *** ***. С *** стал применяться районный коэффициент 1,3, установленный для Тындинского района, г. Тынды как приравненных к районам Крайнего Севера, что опровергает доводы истца о снижении с *** районного коэффициента с 1,3 до 1,2, а соответственно о нарушении его прав.
Из материалов дела также следует, что *** Константиновым В.В. подано заявление в управление Сбербанка *** о направлении его пенсионного дела в Пограничный райвоенкомат г. Благовещенска в связи с переездом в г. Благовещенск, в связи с чем, с *** при исчислении пенсии за выслугу лет истца был установлен районный коэффициент 1,2, установленный для г. Благовещенска на федеральном уровне.
Исходя из положений ст. 48 Закона ***, сохранение установленного при назначении пенсии районного коэффициента в случае переезда пенсионера на новое место жительство, касается тех лиц, которые прослужили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, в отношении остальных лиц районный коэффициент к пенсии применяется только в том размере, в котором он установлен для местности, где проживает такой пенсионер.
Учитывая, что требуемый законом период прохождения военной службы в районах Крайнего Севера либо приравненных к нему территориях соответственно 15 и 20 лет, который бы давал истцу право на сохранение за ним повышенного районного коэффициента, у истца отсутствует, что подтверждается материалами пенсионного дела, установление районного коэффициента 1,7 произведено в связи с проживанием истца в ***, соответственно, при смене места жительства на г. Благовещенск с *** установленный ранее районный коэффициент 1,3 не мог быть сохранен, в связи с чем, ответчиком обоснованно при расчете пенсии за выслугу лет истца с *** стал применяться районный коэффициент 1, 2.
В силу положений ст. 5 Закона *** пенсия по выслуге лет и пенсия по инвалидности являются самостоятельными видами пенсий, назначение которых производится по волеизъявлению военного пенсионера, переход с одного вида пенсии на другую влечет прекращение выплаты одной из пенсий и является самостоятельным юридически значимым действием.
В материалах пенсионного дела истца имеются сведения, что с *** выплата пенсии за выслугу лет Константинову В.В. прекращена, на основании его личного заявления от *** Военным комиссариатом г.Благовещенска и Благовещенского района назначена пенсия по инвалидности, при исчислении которой применен районный коэффициент 1.2, который как установлено в судебном заседании применяется при расчете заработной платы рабочих и служащих непроизводственных отраслей в Амурской области, в связи с чем, доводы истца о нарушении его права на исчисление пенсии с *** с районным коэффициентом 1,2 не нашли своего подтверждения.
Доводы истца об отнесении Амурской области к отдаленной местности, для которой установлен районный коэффициент 1,3, не основаны на законе, поскольку перечень местной с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен, не существует и единой системы районных коэффициентов за работу в таких районах, имеются отдельные постановления Правительства РФ в отношении определенных районов, как установлено судом, применение районных коэффициентов к заработной плате производится на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР, которыми Амурская область отнесена к районам Дальнего Востока (за исключением Зейского, Тындинского и Селемджинского районов), и для которой установлен районный коэффициент 1,2.
Истцом заявлены требования о восстановлении его нарушенного права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с ***, взыскании недоплаченной пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 с *** по ***
Однако, как установлено в судебном заседании, с *** при выплате истцу пенсии за выслугу лет применялся районный коэффициент 1,3, установленный для Тындинского района, где проживал истец, соответственно, доводы истца о нарушении его права в связи с уменьшением районного коэффициента с 1,3 до 1,2 с *** не нашли своего подтверждения, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания недоплаченной пенсии за выслугу лет с *** по *** Доводы истца о незаконности применения районного коэффициента 1,2 с *** по настоящее время также не нашли своего подтверждения, поскольку с *** в связи с переездом из г. Тынды в г. Благовещенск истцу обоснованно, что подтверждено в судебном заседании, при исчислении пенсии за выслугу лет стал применяться районный коэффициент 1,2, установленный для территории г. Благовещенска, с *** истцу назначена пенсия по инвалидности с районным коэффициентом 1,2, оснований для назначения истцу пенсии с районным коэффициентом 1,3 не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушение прав истца как военного пенсионера исходя из его требований на установление районного коэффициента 1,3 с *** в судебном заседании не установлено, в удовлетворении требований Константинова В.В.следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Константинову Вячеславу Владимировичу в удовлетворении требований к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязании Военного комиссариата Амурской области производить исчисление пенсии Константинова В.В. с применением районного коэффициента в размере 1,3, взыскании недополученной пенсии за период с *** по *** в размере *** рублей *** копейки - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий