2-10840/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Бугаева А.В.
при секретаре Лищук Д.А.,
с участием истца Скоробагатской Е.А., представителя истца Козловой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скоробогатской Елены Алексеевны к Администрации г.Благовещенска о признании незаконным отказа администрации г.Благовещенска в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Скоробогатская Е.А. обратилась в суд с данным иском, в обоснование, указав, что она Ветеран ВОВ, вдова умершего Ветерана ВОВ, инвалида II группы проживает в Амурской области, г.Благовещенске с ***.
С *** года проживает совместно с *** ФИО4 и дочерью Козловой Галиной Ивановной в 2-х-комнатной квартире по адресу: г.Благовещенск, ***, где она зарегистрирована. Указанная квартира принадлежит зятю ФИО4 (собственник) на основании договора и свидетельства о государственной регистрации права от ***
Своего жилья у ней нет и не было никогда, а с зятем отношения не складываются. У дочери Козловой Г.И. зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: г. Благовещенск ***, где проживают и прописаны внучка (дочь Козловой Г.И.) ФИО1, *** г.р. и правнук ФИО3, ***г.р.
В *** г. она обратилась с заявлением и всеми необходимыми документами в отдел по учету и распределению жилой площади Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска о постановке на учет, как нуждающаяся в жилой площади.
Её заявление было рассмотрено *** на заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска и принято решение отказать в признании нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законом Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», поскольку закон определяет учетную норму в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Кроме того, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ она должна проживать совместно с дочерью или зятем.
В ***. она написала письмо в Администрацию Президента РФ со своей проблемой. В ***. ей пришел ответ (письмо *** от ***) о том, что её письмо направлено на рассмотрение в Правительство Амурской области с просьбой проинформировать о результатах её и Администрацию Президента РФ.
*** ей пришло письмо *** от Правительства Амурской области о том, что по поручению *** ФИО5 направлено на рассмотрение по компетенции Министру социальной защиты населения Амурской области ФИО8 с просьбой проинформировать её о результатах.
*** ей пришло письмо от заместителя председателя Правительства области ФИО5, в котором в целях улучшения её жилищных условий ей была предложена жилая площадь в специальном доме для одиноких престарелых граждан на условиях найма для самостоятельного проживания. Причем, в случае её согласия её только внесут в реестр очередников для получения жилья в вышеназванном доме. Считает, что данные действия Правительства Амурской области не соответствуют требованиям закона, поскольку она имеет право на получение жилого помещения (отдельной благоустроенной квартиры) как ветеран ВОВ, вдова ветерана ВОВ, Просит признать отказ Администрации г.Благовещенска от *** в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, обязать Администрацию г.Благовещенска поставить её на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий или выплатить компенсацию на приобретение жилья.
Истец Скоробогатская Е.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, в обоснование высказала доводы аналогичные исковому заявлению, дополнительно пояснила, что в настоящее время она живет с дочерью и ее мужем, жить с зятем она не может, поскольку, он злоупотребляет спиртным, ругается, хочет жить отдельно. В период войны работала у военных.
В судебном заседании представитель истца Скоробогатской Е.А. - Козлова Г.И.на заявленных исковых требованиях Скоробогасткой Е.А. настаивала, дополнительно пояснила, что её отец ФИО2, *** года рождения умер 15 лет назад. С *** года родители жили у неё в 2-х комнатной квартире, но так как квартира маленькая, отец как ветеран получил квартиру в д.Завитая и они переехали. В *** году отец умер, а мама прожила там 5 лет без него, потом ей позвонила сестра и сказала, забирать маму, так как она болеет и плохо себя чувствует, в связи с чем, она забрала её к себе. С *** года она живет и прописана, в квартире её мужа, который является её собственником. Её муж не работает, они ему не нужны, она все терпит, а её мать уже два раза уходила из дома.
Представители ответчика Администрации г.Благовещенска и третьего лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени, месте судебного заседания уведомлены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть при данной явке.
В обоснование своей позиции представитель ответчика администрации г.Благовещенска предоставил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, при принятии решений о снятии, постановке и отказе в постановке гражданам на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органы местного самоуправления обязаны руководствоваться также и положениями Закона Амурской области от *** *** "О жилищной политике в Амурской области".
Согласно положениям ст. 51 ЖК РФ, ст. 6 Закона Амурской области от *** *** "О жилищной политике в Амурской области" следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического 2 заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
*** Скоробогатской Еленой Алексеевной на имя мэра г.Благовещенска было подано заявление о признании его нуждающимся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы» с составом семьи 1 человек.
К заявлению истцом был представлен в орган местного самоуправления пакет документов, согласно которого, Скоробогатская Е.А. *** года рождения, является вдовой участника ВОВ, инвалидом 2 группы по общему заболеванию, зарегистрирована с *** в квартире *** с составом семьи 3 человек: заявитель, дочь - Козлова Галина Ивановна, муж дочери - ФИО4. Право собственности на указанную квартиру общей площадью 53,5 кв. м. зарегистрировано за ФИО4 на основании договора о совместной деятельности от ***.
По данным управления Росреестра по Амурской области Козлова Галина Ивановна (дочь истицы) является собственником квартиры *** общей площадью 47,2 кв. м.по *** на основании договора купли-продажи от *** в указанной квартире зарегистрирована дочь Козловой Г.И. и внук.
За Скоробогатской Еленой Алексеевной, ФИО2 по данным БТИ зарегистрировано право собственности на квартиру *** общей площадью 45, 7 кв. м на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность от ***. Указанную квартиру истец *** подарила ФИО7
Поскольку в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, следовательно, учитывая указанные положения закона истица относится к членом семьи собственника - Козловой Г.И.
Как следует из положений ст. 7 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В связи с тем, что на каждого члена семьи собственника приходится более 15 кв.м., следовательно, истец не относится к категории лиц нуждающихся в жилом помещении, так как превышен размер учетной нормы жилого помещениядля принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, администрация г.Благовещенска полагает, что предусмотренных законом оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся у органа местного самоуправления не имелось.
Кроме того, согласно положениям ст. 10 Федерального закона от *** *** "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Из положений ст. 23.2 Федерального закона от *** *** "О ветеранах" следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектовРоссийской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, учитывая, то обстоятельство, что РФ наделила полномочиями по обеспечению жильем ветеранов и участников ВОВ субъекты РФ с передачей соответствующего финансирования, следовательно, администрация города Благовещенска является не надлежащим ответчиком по требованиям о выплате компенсации на приобретение жилья.
С учетом изложенного просит, суд, в удовлетворении требований Скоробогатской Е.А., отказать в полном объеме.
Из письменных возражений представителя Комитета по управлению имущество муниципального образования г.Благовещенска следует, что Указом Президента Российской Федерации от *** *** (в ред. Указа Президента РФ от *** ***) постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** *** "О ветеранах" (преамбула и п. 1 Указа).
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от *** *** "О ветеранах", независимо от состояния трудоспособности, нахождения па иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Частью 1 ст. 23.2 Федерального закона от *** *** Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14. 15. 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разделом 5 программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» установлено, что предоставление жилых помещений в собственность ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, будет осуществляться в соответствии с порядком, утвержденным Правительством области.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 ЖК РФ. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановка на учёт осуществляется органами местного самоуправления в соответствии со ст.6 Закона Амурской области от *** ***.
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», ст. 51 ЖК РФ граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Пунктом 5 ст. 7 Закона Амурской области от *** *** предусмотрено, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Для жилого помещения в общежитии предоставляется 6 кв. метров жилой площади на одного человека, семьям предоставляется изолированное жилое помещение.
В соответствии с материалами дела Скоробогатская Е.А. в настоящее время проживает в качестве члена семьи собственника и зарегистрирована как по месту жительства по адресу: *** в г.Благовещенске.
Право собственности на указанное жилое помещение общей площадью 53,5 кв.м, жилой 32,2 кв.м, зарегистрировано за супругом дочери истца ФИО4. Кроме этого, за дочерью истца Козловой Галиной Ивановной - также зарегистрировано право собственности на еще одно жилое помещение, находящееся в совместной собственности супругов, - квартиру ***, общей площадью 47,2 кв.м, жилой - 29,5 кв.м.
Доводы истца о том, что ей никогда не предоставлялось жильё и в её собственности никогда жилья не имелось, опровергаются следующим.
Из приватизационного дела *** следует, что на основании договора на безвозмездную передачу в собственность граждан от *** в совместную собственность ФИО2 и ФИО9 была передана квартира из 2 комнат, площадью 45,7 кв.м, жилой31,7 кв.м., расположенная по адрес): г.Благовещенск, ***. Указанное имущество находилось в совместной собственности ФИО2 и истца. На основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** собственником квартиры являлась истец.
Истец подарила указанное жилое помещение по договору от *** другому лицу.
Учитывая изложенное, истец распорядилась своим собственным жильём, и проживает с семьёй своей дочери Козловой Галины Ивановны как член семьи собственника жилого помещения в квартире ***, площадью 69 кв.м. г.Благовещенске. Таким образом, Скоробогатская Елена Алексеевна не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент обращения с заявлением, просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав доводы истца изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам, Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, ***, истец обратилась с заявлением в Комитет по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска о постановке на учет, а качестве нуждающаяся в жилом помещении. Согласно письменному ответу администрации г.Благовещенска от *** на заседании комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска *** принято решение отказать истцу в признании нуждающейся в жилом помещении, поскольку, в силу ст. 31 ЖК РФ она является членом семьи собственника жилого помещения, зарегистрирована в квартире зятя, который является её собственником, кроме того, за дочерью истца зарегистрировано право собственности на квартиру площадью 47,2 кв.м., что больше учетной нормы - 15 кв.м. на человека, установленной ч.5 ст. 7 Закона Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области.
Из выписки протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Благовещенска от *** следует, что при решении вопроса о принятии на учет Скоробогатской Е.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) участников Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы» установлено, что Скоробогатской Елены Алексеевны, *** г.р., вдова участника ВОВ, инвалид 2 группы по общему заболеванию, зарегистрирована с *** в квартире *** с составом семьи 3 человек: заявитель, дочь, Козлова Галина Ивановна (зарегистрирована с ***), муж дочери, ФИО4 (зарегистрирован с ***). Право собственности на указанную квартиру общей площадью 53,5 кв.м. зарегистрировано за ФИО4 на основании договора о совместной деятельности от ***. Брак между супругами Козловыми зарегистрирован ***.
По данным управления Россреестра по Амурской области Козлова Галина Ивановна является собственником квартиры *** общей площадью 47,2 кв. м по *** на основании договора купли-продажи от *** в указанной квартире зарегистрирована дочь Козловой Г.И. и внук.
С *** по *** Скоробогатская Е.А. была зарегистрирована в квартире *** общей площадью 25,7 кв.м., которая по базе Росреестра по Амурской области принадлежала её дочери Козловой Г.И. на основании договора купли-продажи от ***. *** Козлова Г.И. продала данную квартиру.
За Козловой Г.И. которая по базе Росреестра по Амурской области числилась квартира ***, общей площадью 29, 7 кв. м. на основании договора купли-продажи от ***. *** Козлова Г.И. продала данную квартиру.
За Скоробогатской Еленой Алексеевной, ФИО2 по данным БТИ зарегистрировано право собственности на квартиру *** по ул. *** общей площадью 45, 7 кв. м на основании договора на безвозмездную передачу квартиры в собственность от ***. Указанную квартиру заявительница *** подарила ФИО7
Таким образом, на каждого члена семьи собственника приходится по 47,2:3=15,73 кв. м. общей площади жилого помещения, что превышает размер учетной нормы.
Из доводов истца следует, что совместное проживание в квартире зятя, где она в настоящее время зарегистрирована невозможно, поскольку, зять злоупотребляет спиртным, скандалит, что также подтверждается пояснениями представителя истца Козловой Г.Н., которая суду показала, что её мать уже два раза уходила из дома из-за поведения мужа.
Согласно справке отдела регистрации «Единого информационно-расчетного центра» *** от ***, поквартирной карточке, карточек регистрации в квартире *** по *** г.Благовещенска зарегистрированы проживающими: ФИО4, ФИО6, Козлова Г.И., Скоробогатская Е.А.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственником указанной квартиры *** г.Благовещенска является ФИО4
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии п.п.б п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от *** *** "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что Скоробогатская Е.А. проживает в квартире, собственником которой является её зять, членом семьи которого она по существу уже не является, и не признана членом семьи собственника в установленном законном порядке. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не5 были соединены с лишением владения.
В силу Постановления мэра г.Благовещенска *** от ***, с *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен в размере 14,0 кв. метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Пунктом 5 ст. 7 Закона Амурской области от *** *** предусмотрено, что для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека и норма предоставления общей площади в размере: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек; 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.
Как установлено в судебном заседании Скоробогасткая Е.А. собственного жилого помещения не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость от ***, проживает в квартире *** г.Благовещенска, состоящей из двух комнат, площадью 53,5 кв.м., кроме истца, в указанном помещении проживают ещё два человека, собственник жилого помещения и её мать.
Доводы ответчика о том, что у дочери истца - Козловой Г.И. в собственности находится квартира, площадью 47.2. кв.м., суд не принимает во внимание, поскольку, истец в ней не проживает, кроме того, в данной квартире зарегистрированы проживающими дочь Козловой Г.И. и её внук.
Рассматривая доводы ответчика о том, что у истца в собственности была квартира ***, площадью 45,7 кв.м., которую истец подарила ФИО7 суд не принимает ко вниманию поскольку прошло более 5 лет с момента её отчуждении.
В соответствии с удостоверением серия *** от *** Скоробогатская Е.А. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах».
Согласно справке Военного комиссариата *** Скоробогатская Е.А. является вдовой умершего пенсионера Министерства Обороны РФ ФИО2, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» за ней сохраняются льготы, которые он имел на день смерти.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от *** *** "О ветеранах", ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 20 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с *** по *** не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 21 указанного закона, установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, кроме прочих, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ***, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, кроме прочих, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно статье 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ***, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе, для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Частью 1 ст. 23.2 Федерального закона от *** ***, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ***, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 закона «О ветеранах» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области» установлено право на социальную поддержку ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории области по обеспечению жильем.
Принимая во внимание обстоятельства дела, статус истца, политику социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, отсутствие у истца своего отдельного жилого помещения, размер приходящегося на истца жилого помещения, её возраст, вынужденность переезда проживания к родственникам, а также, то что она является инвалидом второй группы, суд приходит к выводу, что решение об отказе в признании её нуждающейся в жилом помещении принято формально, в связи с чем, считает отказ *** об отказе в признании Скоробогатской Е.А. нуждающейся в жилом помещении незаконным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о понуждении ответчика администрации г.Благовещенска рассмотреть вопрос о признании Скоробогатской Е.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий или выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать отказ администрации *** ***.Скоробогатской Елене Алексеевнео признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильём, незаконным.
Обязать Администрацию г.Благовещенска рассмотреть вопрос о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Скоробогатской Елены Алексеевны, для улучшения жилищных условий или выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Судья: А.В. Бугаев