именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Рябченко Р.Г.,
при секретаре Безрукове А.И.,
с участием истца Мальцевой Л.В.,
представителя ответчика Басовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальцевой Ларисы Викторовны к УВО при УВД по Амурской области о взыскании сохраняемого заработка, пени за просрочку его выплаты, возложении обязанности выплатить сохраняемый заработок,
УСТАНОВИЛ:
Мальцева Л.В. обратилась в суд с настоящим иском к УВО при УВД по Амурской области, в обоснование которого указала, что работала в должности милиционера группы вневедомственной охраны при ГУ ОВД по ЗАТО п. Углегорск. Заработок составлял *** руб. *** коп. в месяц. С *** приказом начальника УВО при УВД Амурской области она была уволена в соответствии с п. «е» части 6 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов). При увольнении ей было выплачено единовременное денежное пособие в размере 5 окладов денежного содержания, что в сумме составило *** рублей. В конце *** г. ей позвонила главный бухгалтер ГУ ОВД по ЗАТО *** и сообщила, что от нее требуется справка о её постановке на учёт в службе занятости населения и эту справку она должна передать в финансовый отдел УВО при УВД Амурской области для выплаты пособия. Эту справку она передала *** Когда она обратилась по телефону *** в финансовый отдел УВО при УВД по Амурской области по дате выплаты пособия в размере среднемесячного заработка на период трудоустройства, то ей ответили, что она аттестованный сотрудник и данное пособие ей не выплачивается. Считает, что этим отказом в выплате компенсации среднего заработка на период трудоустройства УВО при УВД Амурской области нарушает её права, так как при увольнении работника по инициативе работодателя на него распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные главой 27 Трудового Кодекса РФ. Статья 178 ТК РФ устанавливает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Она работала и проживает в ЗАТО ***, а согласно п. 1 ст. 1 Закона о ЗАТО от *** *** проживание или работа граждан в условиях особого режима Закрытого административно-территориального образования подлежит общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда и другие льготы. В силу п. 4 ст. 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) средняя заработная плата с учетом выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. На основании изложенного просила взыскать с УВО при УВД по Амурской области компенсацию в размере средней заработной платы за второй, третий и четвёртый месяцы трудоустройства в сумме *** руб. *** коп., а также обязать ответчика выплатить эту компенсацию за пятый и шестой месяцы, в случае нетрудоустройства, при предоставлении ею подтверждающего документа. Поскольку выплата компенсации за второй и третий месяцы трудоустройства в установленные законом сроки не была произведена, просила взыскать пеню за просрочку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 1/300 ставки рефинансирования на день выплаты (7,75%), за второй месяц с *** по *** - в сумме *** руб. *** коп., за третий месяц с *** по *** - в сумме *** руб. ***.
В судебном заседании истец Мальцева Л.В. исковые требования поддержала, настаивала на доводах, изложенных в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что если бы ей, как гражданскому лицу, оплачивалась среднемесячная заработная плата, а именно в сумме *** рублей, то за 6 месяцев её не трудоустройства она бы получила *** рублей. Но ей было выдано единовременное пособие, она получила 5 окладов денежного содержания при сокращении, что в сумме получилось *** рублей, из них вычли подоходный налог, и получилась сумма *** рублей. В приказе о её увольнении было сказано, что ей должны в течение года выплачивать оклад по званию, в размере *** рублей, прошло 5 месяцев, это пособие она не получала, поэтому она эту сумму не заявляет. Если бы получала эту сумму в течение года, то получила бы *** рублей. Разница между *** рублей и *** рублей составляет значительную для нее сумму. Просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика УВО при УВД по Амурской области по доверенности Басова Ю.В. с исковыми требования не согласилась, в обоснование своих возражений пояснила, что поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности. Сотрудники милиции являются специальным субъектом в трудовых правоотношениях, правоотношения по прохождению службы сотрудников милиции в органах внутренних дел регулируются специальным законодательством: Законом Российской Федерации «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел, постановлениями Правительства, приказами МВД России. Нормы ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 7 Закона Российской Федерации от *** *** «О закрытом административно-территориальном образовании», устанавливающие порядок и основания выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников, в данном случае не применимы, поскольку указанные нормы распространяются только на работников, к числу которых сотрудники органов внутренних дел не относятся. Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» определен размер пособия, выплачиваемого сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы, в том числе и в случае увольнения по сокращению штатов. В связи с тем, что на момент увольнения истец имела выслугу лет в календарном исчислении 7 лет, ей было выплачено единовременное пособие в размере 5 окладов месячного содержания, что составило согласно сведений, представленных суду, *** рублей, данная выплата не облагается подоходным налогом, она выплачена в полном объеме согласно кассовой заявке *** от ***. Также истице в приказе от *** было указано - какие выплаты будут произведены при увольнении, это в том числе денежное содержание за *** года, было выплачено *** рублей *** копеек, премия по итогам работы за третий *** года, пропорционально отработанному времени, что составило *** рублей *** копеек с учетом удержания подоходного налога, единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за *** год в размере *** рублей *** копеек, общий расчет при увольнении истицы составил *** рублей *** копейки. Денежные средства перечислены в полном объеме, согласно кассовых заявок *** и ***. Также в приказе об увольнении указано, что ей назначена выплата согласно Постановлению Правительства РФ *** от ***, которое предусматривает сохранение выплаты оклада по воинскому званию в течение 1 года с момента увольнения. Данная выплата также предусмотрена положением о денежном довольствии сотрудников ОВД РФ, утвержденным приказом МВД РФ от *** ***. То есть те выплаты, которые были положены истцу, были выплачены в полном объеме. Что касается заявленных требований согласно ст. 178 ТК РФ, а также Закона РФ от *** «О Закрытом административно-территориальном образовании», то на истца они не распространяются и поэтому требования не подлежат удовлетворению. Также считает, что по состоянию на *** истец пропустила предусмотренный ТК РФ трехмесячный срок для разрешения индивидуального трудового спора.
Заслушав объяснения сторон, а также изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено и подтверждается трудовой книжкой истца, с *** Мальцева Л.В. проходила службу в органах внутренних дел. Приказом УВО при УВД по Амурской области от *** *** л/с, старший сержант милиции Мальцева Лариса Викторовна - милиционер группы вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по ЗАТО *** *** была уволена в соответствии с п. «е» ч. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по сокращению штатов), с выплатой единовременного пособия, денежной премии по итогам работы за *** года и единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за *** год, пропорционально отработанному времени. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от *** *** Мальцевой Л.В. сохранена в течение одного года со дня увольнения со службы выплата оклада по специальному званию.
Рассматривая доводы истца о наличии у нее в связи с ее увольнением по сокращению штатов предусмотренного ст.178 ТК РФ и п.4 ст.7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» права на получение сохраняемого среднего заработка за шесть месяцев не трудоустройства после увольнения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Пункт 4 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» устанавливает, что за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Из приведенных норм следует, что они распространяются на работников, состоявших в трудовых отношениях с работодателем, уволившим их по сокращению численности или штата работников.
Между тем, правовой статус истца, как сотрудника органа внутренних дел, определяется Законом РФ «О милиции», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением ВС РФ от *** ***, с последующими изменениями, действующим в части, не противоречащей Закону РФ «О милиции», а также Инструкцией «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденной Приказом МВД РФ *** от ***, зарегистрированной в Минюсте *** ***, ведомственными нормативными актами.
По общему правилу, нормы Трудового Кодекса РФ применяются к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел лишь в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства.
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, отстранения от службы, увольнения, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, касающиеся причитающихся сотрудникам выплат при увольнении.
Специальное законодательство, регулирующее права и обязанности истца - Закон РФ «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением ВС РФ от *** ***, Инструкция «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ», утвержденная Приказом МВД РФ *** от ***, Положение о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом МВД РФ от *** ***, иные ведомственные нормативные акты, не устанавливают права сотрудника органа внутренних дел на получение среднего заработка в течение шести месяцев после его увольнения по сокращению штатов и на взыскание денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, не содержат указаний о возможности применения трудового законодательства по данным вопросам, в связи с чем суд приходит к выводу, что в условиях распространения на истца своего действия специального законодательства, правовых оснований для взыскания в пользу истца предусмотренного ст.178 ТК РФ и п.4 ст.7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» сохраняемого среднего заработка и предусмотренной ст.236 ТК РФ денежной компенсации за задержку причитающихся работнику выплат, у суда не имеется и в удовлетворении этих требований истцу следует отказать.
При этом суд полагает необходимым отметить, что вопрос о причитающихся сотрудникам органов внутренних дел при увольнении выплат урегулирован специальными нормативными актами - в частности, подпунктом «б» п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» определен размер пособия, выплачиваемого сотрудникам органов внутренних дел при увольнении со службы, в том числе и в случае увольнения по сокращению штатов. Согласно указанного Постановления, единовременное пособие выплачивается: лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, - в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - пяти месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания, а уволенным по другим основаниям - 40 процентов указанных размеров.
Кроме того, на основании п. 18 названного Постановления и п. 167 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от *** ***, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по сокращению штатов без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы менее 15 лет, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по специальному званию.
Из приказа об увольнении истца следует, что вышеперечисленные выплаты, причитающиеся сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым по п. «е» ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по сокращению штатов), были предусмотрены к выплате Мальцевой Л.В. в связи с ее увольнением.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений законных прав истца действиями ответчика и приходит к выводу об отказе ей в удовлетворении исковых требований о взыскании сохраняемого заработка за второй, третий и четвертый месяцы трудоустройства в сумме *** рублей *** копейка, пени за просрочку его выплаты, возложении обязанности выплатить сохраняемый заработок за пятый и шестой месяцы трудоустройства.
Что касается возражений представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с рассматриваемым иском, суд находит их несостоятельными, в связи со следующим.
В данном иске истец ставила вопрос о выплате ей сохраняемого заработка за второй, третий и четвертый месяцы трудоустройства, а также о возложении на ответчика обязанности в будущем сохранить за ней средний заработок за пятый и шестой месяцы после увольнения.
Истец была уволена ***, соответственно, второй месяц со дня ее увольнения истек ***, третий - ***, четвертый - ***, пятый и шестой месяцы на момент предъявления иска еще не истекли. Следовательно, трехмесячный срок по требованиям о взыскании сохраняемого заработка за второй месяц со дня увольнения, исчисляемый с ***, истекает ***, за третий месяц - ***, за четвертый месяц - *** и т.д.
Таким образом, поскольку истец обратилась в суд ***, суд полагает, что ею не пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с требованиями о взыскании сохраняемого заработка за второй, третий и четвертый месяцы трудоустройства в сумме *** рублей *** копейка, пени за просрочку его выплаты, возложении обязанности выплатить сохраняемый заработок за пятый и шестой месяцы трудоустройства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Мальцевой Ларисе Викторовне в удовлетворении исковых требований к УВО при УВД по Амурской области о взыскании сохраняемого заработка за второй, третий и четвертый месяцы трудоустройства в сумме *** рублей *** копейка, пени за просрочку его выплаты, возложении обязанности выплатить сохраняемый заработок за пятый и шестой месяцы трудоустройства - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Р.Г. Рябченко