Решение о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии



Дело № 2-1871/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего Исаченко М.В.

При секретаре Терзи Д.Л.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьева Владимира Алексеевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Соловьев В.А. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что с *** года является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Согласно данному Закону, пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию с учетом районного коэффициента. С момента введения данного закона, размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. Но с *** г. ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Полагает, что уменьшение ранее установленного районного коэффициента является фактическим пересмотром пенсии, так как влечет уменьшение суммы пенсии, которая бы причиталась истцу в случае применении в расчетах ранее установленного коэффициента, об изменении которого ответчик истца не уведомлял. Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,3.

Истец просил суд восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ответчика производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3; взыскать с ответчика недоплаченную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек.

Истец, представитель ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, имеется письменное ходатайство истца, о рассмотрении гражданского дела без его участия. Об уважительности причин неявки представителя ответчика суду ничего не известно. При таких обстоятельствах суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.

Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Судом установлено, подтверждается удостоверением серии Б ***, что Соловьев В.А. проходил действительную военную службу, является пенсионером Министерства обороны и получателем пенсии за выслугу лет с ***.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Из доводов истца следует, что пенсия за выслугу лет до *** ему выплачивалась с районным коэффициентом 1,3, что ответчиком не оспаривалось, с *** при расчете пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2, что не оспаривалось ответчиком.

В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** № 186-ФЗ, ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.

При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Законом РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства от *** *** «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на ***, а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Таким образом, законодательно не установлены районные коэффициенты к размерам пенсий, а применяются соответствующие районные коэффициенты к заработной плате.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** в настоящее время не имеется.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

Перечень местностей с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе высокогорных районов, пустынных, безводных и отдаленных местностей в централизованном порядке не определен, не существует и единой системы районных коэффициентов за работу в таких районах, имеются отдельные постановления Правительства РФ в отношении определенных районов, как установлено судом, применение районных коэффициентов к заработной плате производится на основании нормативно-правовых актов бывшего СССР, которыми Амурская область отнесена к районам Дальнего Востока (за исключением Зейского, Тындинского и Селемджинского районов), и для которой установлен районный коэффициент 1,2.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** №. 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно ст. 10 Закона РФ от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Как следует из материалов дела, до *** истцу действительно был установлен районный коэффициент 1,3, с *** районный коэффициент стал составлять 1,2.

В силу ст. 55 Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.

Уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с *** ответчик вправе был привести размер осуществляемых истцу выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии на основании ст. 55 названного Закона РФ от ***.

Выплата истцу районного коэффициента 1,3 в период до *** не нарушает прав истца, свидетельствует о выплате истцу пенсии в большем размере, чем это предусмотрено законом.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что в настоящее время принятый на федеральный уровне нормативный правовой акт, определяющий для Амурской области районный коэффициент 1,3 отсутствует, установление Военным комиссариатом Амурской области с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии истца за выслугу лет произведено в соответствии с требованиями федерального законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии истца по выслуге лет не имеется, суд приходит к выводу, что нарушение прав истца в ходе судебного разбирательства не установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявленных истцом требований о восстановлении его права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, взыскании недоплаченной пенсии за период с *** по *** следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Соловьеву Владимиру Алексеевичу к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении права на пенсию с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недополученной пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200