Решение об обязании предоставить жилое помещение



Дело № 2-2371/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,

при секретаре Жарковой С.К.,

с участием истца Алешковой А.Н.,

представителя ответчика Мазеиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Алешковой Антонины Николаевны к Администрации г. Благовещенска об обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

Данное исковое заявление было принято к производству Благовещенского городского суда определением от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены - Министерство финансов Амурской области и Министерство образования и науки Амурской области.

В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду были даны устные пояснения о том, что ее мать была лишена родительских прав в отношении нее С *** она состоит в очереди на внеочередное получение жилья как ребенок-сирота, по состоянию на *** года ее очередь была ***, однако жилье ей так и не выделили. Также она состоит в общей очереди на улучшение жилищных условий, где ее очередь на *** год - ***.

Сейчас она проживает в г. Благовещенске по ***, на иждивении у нее находится несовершеннолетний сын-инвалид, живет в комнате площадью 21 кв.м., жилищные условия плохие.

Представитель ответчика Администрации г. Благовещенска по доверенности Мазеина О.В. иск не признала. В обоснование возражений привела доводы о том, что истица в *** году была снята с учета по категории сирот в связи с предоставлением ей на условиях социального найма на основании Постановления мэра г. Благовещенска от *** *** двух комнат в квартире *** дома по *** жилой площадью 35 кв.м. Данное помещение уже не является общежитием.

Согласно ст.38 ЖК РСФСР, действовавшей на момент предоставления жилого помещения истице норма жилой площади устанавливалась в размере 12 кв.м. на одного человека. Так как истица однократно была обеспечена жилым помещением вне очереди как сирота, оснований для удовлетворения исковых требований нет.

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представители Министерства финансов Амурской области и Министерства образования и науки Амурской области в суд не явились, сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представили. При таких обстоятельствах и на основании правил п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил: рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Алешкова А.Н. *** года рождения, ее мать ГМ в *** году лишена родительских прав, с *** по *** год истица обучалась в Верхнеполтавской вспомогательной школе-интернате ***, сирота. С *** по *** она обучалась в ПТУ ***.

Истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по месту жительства как одинокая мать с ***, как сирота - с ***.

Постановлением мэра г.Благовещенска *** от *** Алешковой А.Н. предоставлено две комнаты площадью 17,2 (жилая) и 17,8 кв.м. (подсобная) в жилом помещении, исключенном из числа общежитий, в комнате *** дома по *** г. Благовещенска.

Из технического паспорта данного жилого помещения видно, что комната площадью 17,2 кв.м. является частью коммунальной квартиры ***, имеющей места общего пользования коридор, ванну, туалет. Также в квартиру *** входит подсобная комната площадью 17,8 кв.м.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности г. Благовещенска по состоянию на ***, квартира ***, общей площадью 70,1 кв., жилой площадью 38,3 кв. метров, числится в реестре муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета РФ *** от ***.

Из дела следует, что истица до настоящего времени проживает в комнате площадью 17,8 кв.м., указанной ***, в комнате площадью 17, 2 кв.м. проживает ее дочь, при этом иных жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма не имеет.

Допрошенные в качестве свидетелей Свидетель 1 и Свидетель 2 - сестры истицы, показали, что истица проживает в комнате площадью 17,8 кв.м., кроме того, угловая комната в квартире *** дома по *** также находится в ее пользовании с *** года. Комната площадью 17,8 кв.м. не имеет свободного выхода в квартиру ***.

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от *** принято решение об исключении истицы из списка на внеочередное получение жилого помещения, поскольку ей предоставлено жилое помещение в квартире *** площадью 43,7 кв.м.

Оценивая заявленные истцом требования и приведенные в их обоснование доводы на предмет их обоснованности и соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент предоставления в *** года Алешковой А.Н. жилого помещения - комнат площадью 17,2 и 17,8 кв.м. в квартире ***, в доме по *** г. Благовещенска, предусматривалось, что вне очереди жилое помещение предоставляется, в числе прочих, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали;

Статьей 8 Федеральный закон от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от ***, предусматривалось, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Размер нормы предоставления жилой площади, в соответствии со ст. 38 действовавшего на момент предоставления истице жилого помещения Жилищного кодекса РСФСР, составлял 12 квадратных метров на одного человека.

Из представленного суду технического паспорта на общежитие, в котором истице была предоставлена комната ***, следует, что ее жилая площадь составляет 17,2 кв. метров площадь комнаты *** составляет 17,8кв.м.

В этой связи, учитывая обстоятельства предоставления истице, как лицу из числа детей-сирот жилого помещения жилой площадью 17,2 и 17,8 кв. метров именно в период действия Жилищного кодекса РСФСР, суд полагает, что обязанность Администрации по обеспечению ее жилым помещением была исполнена надлежащим образом.

Констатируя вывод об исполнении Администрацией г. Благовещенска обязанности по обеспечению Алешковой А.Н. жильем именно как лица из числа детей сирот, суд также исходит из того, что положениями Федерального закона РФ *** от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривается обязанность органов государственной власти по обеспечению и предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите прав именно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а не членов семей лиц, отнесенных к указанным категориям.

Закрепление нормы предоставления жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения нашло свое отражение только *** в постановлении мэра г. Благовещенска ***, принятом после исполнения Администрацией г. Благовещенска обязанности по обеспечению истицы жильем в *** года, фактически исходя из действующей по состоянию на *** год и закрепленной в ст. 38 ЖК РСФСР нормы предоставления жилья в размере не менее 12 кв. метров жилой площади.

В этой связи, учитывая наличие выше установленных судом обстоятельств, судом не усматривается достаточных законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, в удовлетворении заявленного иска надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Алешковой Антонины Николаевны в удовлетворении исковых требований к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья А.В. Горбаконенко

Решение в окончательной форме принято *** А.В. Горбаконенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200