Дело № 2-1272/11
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: истца Анищенко В.Д. и ее представителя Мачневой В.Д.,
представителя ответчика Администрации г. Благовещенска - Мазеиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Анищенко Валентины Дмитриевны к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Анищенко В.Д. обратилась в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить ей (истцу) благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 33 кв. метров на условиях социального найма, находящееся в черте г. Благовещенска.
В обоснование заявленного требования в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом суду были даны устные пояснения о том, что Анищенко В.Д. является нанимателем жилого помещения - квартиры *** в доме *** г. Благовещенска по договору социального найма, заключенному ***. Данное жилое помещение состоит из 2-х комнат в отдельной квартире, общей площадью 40,8 кв. м. Дом, в котором она проживают, - сборно-щитовой, 12-квартирный, построен в *** году, его назначение - жилой дом для проживания на период строительства Благовещенской ТЭЦ. В связи с возникшей необходимостью по заявке жильцов дома по ***, специалистами АП было проведено *** обследование указанного жилого дома на предмет определения процента его износа и пригодности для проживания. По результатам обследования было составлено техническое заключение, оценка технического состояния дома выразилась в следующем. Наружные и внутренние стены находятся в аварийном состоянии, не соответствуют своему назначению - сохранять тепло в помещении в зимнее время, так как нет утеплителя между наружным и внутренним дощатым ограждением. Балки и щиты перекрытия находятся в аварийном состоянии. Лестницы находятся в аварийном состоянии. Водопроводные и канализационные трубы находятся в недопустимом состоянии. Электропроводка находится в недопустимом состоянии. Все несущие конструкции жилого дома имеют износ более 80 %, фактический износ дома 100 %. Общий вывод специалистов состоит в том, что материалы анализа состояния несущих конструкций и здания в целом дают основание сделать однозначный вывод о том, что проживание в доме крайне опасно для жизни людей. От любого толчка и подвижки грунта может произойти замыкание электропроводки, обрушение несущих конструкций, пожар и разрушение всего дома. *** одним из жителей дома в Городскую межведомственную комиссию по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу было направлено заявление о рассмотрении вопроса о признании 12-квартирного жилого дома *** аварийным и подлежащем сносу. Комиссией, заседание которой состоялась ***, было принято решение о необходимости проведения дополнительного обследования оцениваемых помещений. *** вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу был рассмотрен повторно, по результатам рассмотрения принято решение о необходимости проведения дополнительного, более детального обследования дома. Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания было вынесено ***. В данном заключении *** был сделан вывод о том, что дом ***. Нагорная признается аварийным и подлежит сносу. Проживание в данном доме крайне опасно, создается угроза здоровью и жизни жильцов. В этой связи, ссылаясь на положения ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 84-85, 89 ЖК РФ, п. 5 ст. 7 Закона Амурской области от *** «О жилищной политике в Амурской области», истец полагает, что у администрации г. Благовещенска имеется неисполненная данным органом до настоящего времени обязанность по предоставлению ей благоустроенного жилого помещения в черте г. Благовещенска, площадью не менее 33 кв. метров.
Будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился представитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин суду не представивший. С учетом мнений участников процесса, не возражавших против рассмотрения дела при данной явке, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Явившаяся в судебное заседание истец Анищенко В.Д. заявленные требования поддержала, пояснив об изложенных в исковом заявлении обстоятельствах. Дополнительно суду пояснила, что наличие у нее в собственности 1/3 доли иного жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, не свидетельствует об отсутствии у нее нуждаемости в жилом помещении, поскольку в указанной квартире в настоящее время проживают и зарегистрированы ее дети, вселение к которым не представляется возможным ввиду небольшой площади этой квартиры.
Представитель Администрации г. Благовещенска заявленное истцом требование не признала, сославшись в обоснование возражений на правовую позицию, содержащуюся в Определениях Конституционного Суда РФ от *** ***; *** ***; от *** ***; от *** ***, из совокупного смысла которой следует, что возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от *** ***, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Для реализации указанных положений ЖК РФ Амурским областным Советом народных депутатов был принят Закон Амурской области от *** ***ОЗ «О жилищной политике в Амурской области». Основания для отнесения граждан к категории малоимущих граждан, а также перечень документов, которыми возможно подтверждение наличие у граждан такого статуса, закреплен в ст.ст. 9, 10 указанного закона. Вместе с тем, истцом не представлено суду достаточных доказательств наличия у нее малоимущности и нуждаемости в жилом помещении. При этом указала на наличие в собственности у истца 1/3 доли жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, приобретенной ей на основании договора приватизации *** от ***, что указывает на отсутствие у истца нуждаемости в жилом помещении.
Выслушав пояснения участников процесса и исследовав доказательства дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из имеющегося в материалах дела договора социального найма ***, заключенного между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска и ММ ***, и дополнительного соглашения к данному договору от ***, в настоящее время у Анищенко В.Д. в пользовании на условиях социального найма находится жилое помещение, числящееся в реестре муниципальной собственности г. Благовещенска, - квартира ***, расположенная в доме *** г. Благовещенска.
Заключением *** Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра *** от *** *** (с изменениями), от ***, многоквартирный дом *** г. Благовещенска признан аварийным и подлежащим сносу.
Аналогичное заключение в конце *** года было дано АП Из акта технического обследования дома *** г. Благовещенска следует, что материалы анализа состояния несущих конструкций и здания в целом дают основание сделать однозначный вывод о том, что проживание в доме крайне опасно для жизни людей; от любого толчка и подвижки грунта может произойти замыкание электропроводки, обрушение несущих конструкций, пожар и разрушение всего дома.
Согласно ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
Разрешая спорное правоотношение, суд учитывает правую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** *** «По жалобе гр. РВ на нарушение его конституционный прав п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации». Как указал Конституционный суд в указанном Определении, Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от *** ***, Определение от *** ***). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.
Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п..
Разрешая спорное правоотношение с применением изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, суд признает наличие у истца, непредвиденно лишившегося жилого помещения принадлежащего ему на условиях социального найма, правомочия требовать предоставления ему жилого помещения взамен утраченного.
В то же время, это право истца на получение иного жилого помещения не является безусловным. Во-первых, возможность предоставления гражданам жилых помещений в такой ситуации предусматривается во внеочередном порядке только по договорам социального найма (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Во-вторых, возможность предоставления обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, а также необходимостью подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, не ставится в зависимость от факта нахождения на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении на момент утраты жилища.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу положений ст. ст. 6, 7, 9 и 10 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области»:
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в числе прочих, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. К членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Малоимущими признаются граждане, если доход, приходящийся на гражданина и на каждого члена семьи, стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина и членов семьи, в сумме не превышают величины прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина. За основу расчета берется величина прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров, детей, устанавливаемая ежеквартально постановлением губернатора области. Величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина рассчитывается как сумма за четыре квартала, предшествующих кварталу подачи заявления.
При расчете дохода членов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учитываются все виды доходов, полученных каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, регулирующим особенности порядка исчисления средней заработной платы; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством; в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемые гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие на ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста; ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в настоящем подпункте, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; е) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину, к которым относятся доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств, средств переработки и хранения продуктов; ж) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина, в которые включаются: денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний, федеральной таможенной службы и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту; авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе хозяйства без образования юридического лица; доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организации; алименты, получаемые членами семьи; проценты по банковским вкладам; наследуемые и подаренные денежные средства; денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.
Документы об имуществе, принадлежащем на праве собственности членам семьи или одиноко проживающему гражданину и подлежащем налогообложению, представляются в органы местного самоуправления по месту жительства за пять лет, предшествующих подаче заявления о признании гражданина малоимущим и предоставлении ему по договору социального найма жилых помещений.
Для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим. Для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в орган местного самоуправления по месту жительства необходимо представить документы, к числу которых относятся документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: справка органов государственной регистрации, технической инвентаризации о наличии или отсутствии жилых помещений в собственности. Гражданин, претендующий на признание его малоимущим (далее - заявитель), представляет в органы местного самоуправления следующие документы: справку о доходах заявителя и членов его семьи, для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания, - справку органов службы занятости населения о признании заявителя и членов его семьи в установленном порядке безработными; справку органов государственной регистрации и органов технической инвентаризации о наличии или отсутствии в собственности у заявителя и членов его семьи недвижимого и движимого имущества, транспортных средств, подлежащих налогообложению; документ, подтверждающий среднерыночную стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов семьи и подлежащего налогообложению. Поступившее заявление рассматривается жилищной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления. Жилищная комиссия осуществляет проверку жилищных условий, по результатам которой составляет акт установленной формы.
Обсуждая с применением данных правовых норм вопрос о возможности отнесения истца к категории малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, суд приходит к следующему.
Постановлением мэра г. Благовещенска от *** ***, в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ, установлен с *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 14,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Как следует из представленного суду договора *** на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Благовещенска и Анищенко В.Д., НФ, АФ, последним безвозмездно в равнодолевую собственность была передана квартира ***, расположенная в доме *** г. Благовещенска, общей площадью 59,3 кв. метров.
Таким образом, общая площадь принадлежащей Анищенко В.Д. 1/3 доли в праве собственности на указанную квартиру равняется 19,7 кв. метров общей площади жилого помещения, что превышает размер вышеуказанной учетной нормы, необходимой для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно представленной суду справке ООО «Агентство Гарантии», по состоянию на *** среднерыночная стоимость 1/3 доли в праве собственности на трехкомнатную квартиру *** г. Благовещенска, составляет *** рублей.
Из справки МРЭО ГИБДД г. Благовещенска следует, что автомототранспортных средств за Анищенко В.Д. не зарегистрировано, а из справок банковских учреждений г. Благовещенска следует, что денежных средств на открытых на имя истца счетах не имеется.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - *** рубля, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров - *** рублей, детей - *** рублей.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - *** рублей, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров -*** рублей, детей - *** рублей.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - *** рублей, для трудоспособного населения - *** рубль, пенсионеров - *** рубля, детей - *** рубль.
Постановлением Губернатора Амурской области от *** *** была установлена величина прожиточного минимума за *** года по Амурской области в среднем на душу населения - *** рубля, для трудоспособного населения - *** рублей, пенсионеров - *** рублей, детей - *** рублей.
Таким образом, общая величина прожиточного минимума для истца, как пенсионера по старости, за четыре квартала до момента обращения в суд и вынесения судом настоящего решения, составляет *** рублей ((*** рублей х 3) + (*** рублей х 3) + (*** рубля х 3) + (*** рублей х 3)).
Вместе с тем, из представленных суду документов следует, что за указанный период времени размер пенсионного обеспечения Анищенко В.Д. составил *** рублей, совокупный размер полученной ей заработной платы по месту работы в ДП за период с *** по *** года - *** рублей, а по месту работы в ХЗ за период с *** по *** года - *** рубля. Всего совокупный размер полученного истцом дохода составил *** рублей.
Таким образом, полученный истцом за указанный период времени доход, в виде предоставляемого ей пенсионного обеспечения и заработной платы, в сложении со стоимостью принадлежащего ей на праве собственности имущества (1/3 доли квартиры) составляет *** рублей, что превышает указанную величину прожиточного минимума для истца (67671 рублей) и, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии достаточных оснований для констатации судом вывода о возможности отнесения истца к категории малоимущих граждан, обладающих правом состояния на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма.
Применительно к рассматриваемой ситуации, учитывая совокупный смысл вышеприведенных законоположений и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о недоказанности истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ наличия обстоятельств, позволяющих отнести ее к категории малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении. Тогда как для положительного решения вопроса о предоставлении жилого помещения взамен утраченного необходимо наличие совокупности двух указанных признаков, - наличия нуждаемости в жилом помещении и отнесения гражданина к категории малоимущих граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах судом не усматривается достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на Администрацию г. Благовещенска обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 33 кв. метров на условиях социального найма, находящееся в черте г. Благовещенска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Анищенко Валентине Дмитриевне в удовлетворении искового заявления к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, площадью не менее 33 кв. метров на условиях социального найма, находящееся в черте г. Благовещенска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов