Решение о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма



Дело № 2-1218/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием: истца Остапенко И.С. и его представителя Матаева И.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Остапенко Ивана Сергеевича к Администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Остапенко И.С. обратился в суд с иском, просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить ему (истцу), как участковому уполномоченному милиции, и его семье (супруге ЕВ и дочери АИ) по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 54 кв. метров.

Определением от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ЕВ, действующая за себя и несовершеннолетнюю дочь АИ, *** года рождения, в том же процессуальном статусе к участию в деле привлечены: Министерство финансов РФ и Министерство финансов Амурской области, а также в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле привлечен орган опеки и попечительства - Управление образования Администрации г. Благовещенск.

В обоснование заявленного требования в исковом заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства истцом и его представителем суду даны устные пояснения о том, что Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** истец Остапенко И.С. был признан нуждающимся в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции с составом семьи *** человека, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Обязанность по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения Администрация г. Благовещенска до настоящего времени не исполнила. В этой связи истец полагает его права, предусматриваемые ст. 30 Закона РФ «О милиции», на внеочередное предоставление жилого помещения нарушенными.

Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом в него не явились: ЕВ, представители Администрации г. Благовещенска и Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов РФ, Управления образования Администрации г. Благовещенска, не представившие сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании истец и его представитель, не оспаривая обстоятельств наличия у супруги истца - ЕВ в собственности 1/2 доли квартиры *** г. Благовещенска, настаивали на удовлетворении заявленного требования о предоставлении истцу, исходя из количества членов его семьи, жилого помещения площадью именно не менее 54 кв. метров.

Как следует из имеющегося в материалах отзыва на исковое заявление Остапенко И.С., поступившего в адрес суда от представителя Администрации г. Благовещенска, заявленные истцом требования ответчик не признает. В обоснование возражений указано, что в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилого помещения бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Однако Конституция Российской Федерации не конкретизирует порядок, основания и условия обеспечения жилыми помещениями. Эти вопросы, в том числе связанные с предоставлением жилья регулируются соответствующими нормами и положениями жилищного законодательства. В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, исходя из анализа указанных норм права, следует, что из муниципального жилищного фонда возможно предоставление жилья лишь гражданам признанным малоимущими и нуждающимися, а для предоставления жилья из жилищного фонда субъекта или жилищного фонда РФ необходимо быть лишь признанным нуждающимся по определенной федеральным законодательством категории. Указанный вывод нашел свое подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от *** *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно указанному Определению Конституционного Суда РФ, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от *** *** «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда». Так как, ФП, был признан нуждающимся в жилом помещении по категории, определенной Законом «О милиции», то есть как участковый уполномоченный милиции, без определения и установления обстоятельств малоимущности, следовательно, ему жилое помещение в силу п. 3 ст. 49 ЖК РФ может быть предоставлено из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Кроме того, согласно п. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса. Положениями ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» от *** *** закреплено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Поскольку ЖК РФ был принят позже закона «О милиции» и вступил в силу с ***, следовательно, положения Закона РФ от *** *** применяются лишь в части не противоречащей ЖК РФ.

Так как Остапенко И.С. был признан нуждающимся в жилом помещении по категории, определенной Законом «О милиции», а не как малоимущий, следовательно, с учетом положений ст. 5 ЖК РФ, предусмотренных законом оснований для предоставления жилья участковому уполномоченному милиции из муниципального жилищного фонда не имеется. Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, изложенным в Определении от *** ***, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от *** *** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации. Соответственно, частью 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

Согласно конституционно-правовому смыслу, изложенному в указанном Определении от *** ***, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем, при условии наделения в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных в федеральных законах категорий граждан жилыми помещениями, с учетом того, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Российской Федерации. Поскольку бюджет муниципального образования города Благовещенска, не содержит в качестве расходных обязательств в *** - *** году по обеспечению жильем участковых уполномоченных в рамках реализации закона РФ «О милиции», и из федерального бюджета в бюджет муниципального образования города Благовещенска субвенции на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции не поступали, и истец не признан в установленном законом порядке малоимущим, следовательно, оснований для предоставления жилья Остапенко И.С. из муниципального жилищного фонда не имеется. Также в отзыве указано на наличие в собственности у супруги истца 1/2 доли жилого помещения - квартиры *** г, Благовещенска, площадь которой составляет 68,1 кв. метров. таким образом, с учетом приходящейся на супругу истца доли в жилом помещении, площадь которой составляет 34,05 кв. метров, истцу может быть предоставлено помещение площадью только 19,95 кв. метров, а не 54 кв. метров.

В отзыве на иск Остапенко И.С. представителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска также выражено не согласие с заявленными истцом требованиями, а в обоснование такой позиции приведены доводы тождественные доводам, изложенным в отзыве представителя Администрации г. Благовещенска.

Выслушав пояснения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно справке ***, выданной УВД по г. Благовещенску ***, Остапенко И.С. с *** по настоящее время проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного отдела милиции *** подразделений милиции в составе УВД по г. Благовещенску.

Как следует из материалов дела, членами семьи истца Остапенко И.С. являются его супруга - ЕВ, и дочь АИ, *** года рождения, жилых помещений в собственности либо на условиях социального найма у Остапенко И.С. и его дочери не имеется, однако супруга истца - ЕВ является собственником 1/2 доли трехкомнатной квартиры, площадью 68,1 кв. метров, расположенной по адресу - г. Благовещенск, ***.

Постановлением Администрации г. Благовещенска *** от *** на основании ст. 54 ЖК РФ, ч. 9 ст. 10 Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области», протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от *** *** Остапенко И.С. с составом семьи 3 человека был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участковых уполномоченных милиции.

На обращение истца с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как участковому уполномоченному милиции письмом Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска за *** от *** в предоставлении ему жилого помещения было отказано со ссылкой на не поступление в бюджет г. Благовещенска из федерального бюджета субвенции на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции.

Согласно п.п. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 30 Закона РФ от *** *** «О милиции» (в редакции от ***) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

В отношении данной нормы в Определении Конституционного суда РФ от *** *** указано, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

При этом суд не может согласиться с приведенными представителем ответчика возражениями, поскольку по существу указанный закон, а также иные нормативные правовые акты, на которые представитель ответчика ссылается, не устанавливают, что в случае не поступления из федерального бюджета в бюджет органов местного самоуправления денежных средств на обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции органы местного самоуправления освобождаются от обязанности обеспечения их жилыми помещениями, при том, что данные расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

Кроме того, вопросы финансирования касаются исключительно отношений между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, тогда как граждане участниками указанных межбюджетных отношений не являются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что иск обоснованно предъявлен истцом к органу местного самоуправления.

В силу ст.ст. 15, 18 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв. метров на одного члена семьи.

В силу ст. 15 ч. 2 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

Статьей 30 Закона «О милиции» предоставление участковым уполномоченным милиции жилья именно в собственность не предусмотрено, следовательно, жилье данной категории граждан должно предоставляться согласно ст. 49 ЖК РФ на условиях договора социального найма.

Довод представителя Администрации г. Благовещенска о том, что предоставление муниципального жилищного фонда в пользование на условиях социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, возможно лишь гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими, судом отвергается, поскольку Законом РФ «О милиции», как специальным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы обеспечения жильем участковых уполномоченных милиции, отношения по предоставлению жилья данной категории лиц в зависимость от обстоятельств отнесения к категории малоимущих граждан, не ставятся.

Также не подлежат принятию и доводы представителя Администрации г. Благовещенска о необходимости применения к спорным правоотношениям разъяснений данных Конституционным судом РФ в Определении от *** *** «Об отказе в принятии в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку затрагиваемые в данном определении вопросы и их конституционно-правовая оценка, даваемая Конституционным судом РФ, касается вопросов регулирования правоотношений по поводу предоставления органами местного самоуправления жилых помещений иной категории граждан.

При таких обстоятельствах суд находит, что истец имеет право на предоставление ему по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Благовещенске с учетом членов его семьи (супруги и дочери), в силу отнесения его (Остапенко И.С.) к специальной категории граждан (участкового уполномоченного милиции), предоставление жилья которым ставится в зависимость от признания нуждающимся в улучшении жилищных условий и времени нахождения в должности. Применительно к истцу наличие данных условий подтверждено материалами дела.

Определяя размер общей площади жилого помещения, обязанность по предоставлению которого следует возложить на ответчика, судом учитывается наличие выше установленного обстоятельства нахождения в собственности у супруги истца - ЕВ 1/2 доли квартиры *** г. Благовещенска, площадью 68,1 кв. метров, а также положения ч. 7 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения площадью не менее 19,95 кв. метров (54 кв. метров (норма предоставления на *** человека) - 34,05 (68,1 : 2). При этом суд исходит из того, что возможности разделения нуждаемости супругов и их детей, являющихся членами одной совместно поживающей семьи, в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма, нормами действующего жилищного законодательства РФ не предусмотрено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Остапенко Ивана Сергеевича удовлетворить в части.

Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Остапенко Ивану Сергеевичу, в составом семьи *** человека, жилое помещение в черте г. Благовещенска в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 19,95 кв. метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200