Решение о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента, взыскании недополученной суммы пенсии



Дело № 2-1726/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филановича Владимира Геннадьевича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента, взыскании недополученной суммы пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Филанович В.Г. обратился в суд с данным иском к Военному комиссариату Амурской области, в обоснование указав, что с *** является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…, и их семей», регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. С *** военный комиссариат Амурской области без извещения и разъяснения причины и в нарушении ст. 49 Закона *** от ***, произвел пересмотр его пенсии, а именно снизил установленный районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный коэффициент 1,2 ответчиком применяется до настоящего времени.

В досудебном порядке истец обратился в военный комиссариат с просьбой восстановить районный коэффициент до 1,3 и выплатить сумму образовавшейся задолженности. Получил отказ с мотивировкой «районный коэффициент приведен в соответствие с действующим законодательством». В действия ответчика истец усматривает нарушение законодательства РФ в части уменьшения размера пенсии, назначенной с ***. Истец считает, что восстановление нарушенного в отношении него права, возможно на основании норм действующего законодательства.

Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 с ***; взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,3 за период с *** по *** в размере *** рубля *** копеек.

Истец, представитель ответчика в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Из возражения на исковое заявление, поступившего от представителя ответчика, следует, что ответчик иск не признал, в обоснование своей позиции указал, что повышенный районный коэффициент 1,3, установленный органом государственной власти субъекта РФ не является единым районным коэффициентом, о котором сказано в статье 10 Закона РФ от *** *** и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета.

Истцу до *** ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** ***, но так как выплата районного коэффициента 1,3 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые не выделялись ответчику и не выделяются до настоящего времени, то с *** во исполнение указания Первого Заместителя Министра обороны РФ от *** *** и телеграммы начальника Финансово-экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***. Правомерность применения этого документа подтверждена решением Верховного суда от *** (дело ***), решением Верховного суда от *** (дело ***) и решением Верховного суда РФ от *** (дело ***).

Выплата истцу пенсии с применением районного коэффициента 1,2 с *** соответствует действующему законодательству и не является нарушением социальных гарантий истца. Просили в иске истцу отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно удостоверению серии ***, Филанович В.Г. является военным пенсионером, ему назначена пенсия с ***.

Как видно из дела, и не оспаривается ответчиком, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете пенсии до ***. В период с *** года по настоящее время при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,2. Служба истца до увольнения на пенсию в период с *** про *** проходила на ***, с *** по *** в *** Амурской области, что истцом не оспаривалось.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В соответствии с Федеральным законом от *** «О государственном пенсионном обеспечении» пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.

В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Согласно расчету пенсии за выслугу лет, пенсия истцу как военному пенсионеру была рассчитана исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию, надбавки за выслугу лет, продпайка, районного коэффициента в размере 1,3.

В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Из буквального толкования данной правовой нормы следует, что применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от *** ***, статья 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.

Норма, содержащаяся в части второй статьи 48 Закона *** была введена в действие с *** и распространяется лишь на тех пенсионеров, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которым пенсия с применением районного коэффициента уже была назначена.

Анализ части 2 ст. 48 Закона *** свидетельствует о том, что пенсионерам, непосредственно проходившим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 и 20 календарных лет соответственно, и которым была назначена пенсия за выслугу лет с учетом районного коэффициента, установленного для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, при выезде на новое место жительство, за ними сохраняется установленный районный коэффициент, если на новом месте жительства он не установлен или установлен в меньшем размере. Какого-либо отношения к пенсионерам, проживающим в иных неблагоприятных местностях, в которых установлены районные коэффициенты, данное положение не имеет.

Установление районного коэффициента 1.3 и выше при исчислении и выплате пенсии военным пенсионерам связано только со службой, протекавшей на протяжении длительного времени (не менее 15 - 20 календарных лет) в особых природно-климатических условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем Закон *** связывает и право на сохранение исчисленной с учетом районного коэффициента пенсии при выезде пенсионера на новое постоянное место жительства.

Частью третьей статьи 48 Закона *** (в редакции от ***), вступившей в силу с ***, предусмотрено, что военным пенсионерам, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, исчисляются с применением районного коэффициента (его предельный размер составляет 1,5) независимо от времени обращения за назначением пенсии.

Таким образом, пенсионерам - бывшим военнослужащим, прослужившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 лет и переехавшим в другую местность, где им была назначена пенсия с учетом коэффициента данной местности либо без него, предоставлено право обратиться за перерасчетом пенсии с учетом коэффициента, который был им установлен по последнему месту работы в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях, с ***.

При таких обстоятельствах, необходимым условием для исчисления (сохранения) пенсии военным пенсионерам с учетом районного коэффициента является стаж службы в районах Крайнего Севера, который должен составлять не менее 15 календарных лет.

Правовое регулирование вопроса об установлении размера районного коэффициента не относится к вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих, а регулируется специальным законодательством об этом.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от *** «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», в который включена Амурская область - районы Зейский, Селемджинский и Тындинский, города Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского совета народных депутатов.

Как следует из материалов дела, истец проходил службу в *** Амурской области в период с *** года по *** год, которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Соответственно ссылки истца на часть 2 и 3 ст. 48 Закона *** являются необоснованными, а доводы истца, что понятие «отдаленные районы» неразрывно связано с понятием Крайнего Севера и приравненных к нему районов противоречат закону.

Постановлением Совета Министров СССР *** от *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых в настоящее время эти коэффициенты не установлены», предписано ввести районные коэффициенты для рабочих и служащих указанных местностей.

Во исполнение указанного постановления Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов *** принял постановление *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты настоящее время не установлены, и о порядке их применения», которым утвердил размеры районных коэффициентов, для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

Федерального закона или иного нормативного правового акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работников, занятых в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** ***, в настоящее время не имеется, соответственно в настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормативными актами Союза ССР, за исключением отдельных субъектов Российской Федерации, на территории которых коэффициенты установлены постановлениями Правительства Российской Федерации.

Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** г. за *** «О некоторых мерах по социально- экономическому развитию районов Севера» Советам Министров Республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам, и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласования с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на эти цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Постановлением Главы Администрации Амурской области и Президиума Совета Федерации профсоюзов Амурской области от *** *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» предприятиям и организациям предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих размер районного коэффициента в размере 1,3 в г. Благовещенске. Затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере их изыскания и решению органов государственного управления.

Полномочия по установлению районного коэффициента федеральным органом исполнительной власти, право субъекта на установление районного коэффициента и его выплате при наличии определенных условий, состав сумм заработка, на которые он начисляется определены ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсации для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», согласно которой (в редакции, действовавшей в спорный период) районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом районный коэффициент в размере 1,3 для района Амурской области, установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не является единым районным коэффициентом о котором указано в ст. 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсации для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Согласно ст. 10 Закона *** финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета в централизованном порядке, а следовательно районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Как следует из представленных расчетов пенсии ФИлановича В.Г., при назначении пенсии за выслугу лет истцу действительно установлен районный коэффициент 1,3, с *** районный коэффициент стал составлять 1,2, уменьшение размера коэффициента свидетельствует о приведении порядка исчисления пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями законодательства.

Выплата истцу районного коэффициента 1,3 в период до *** не нарушает прав истца, свидетельствует о выплате истцу пенсии в большем размере, чем это предусмотрено законом, установление районного коэффициента в размере 1,2 в дальнейшем, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика, о привидении размера пенсии в соответствие с требованиями законодательства.

В соответствии с абзацем 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, производится с районными коэффициентами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Приказ Министра обороны от *** *** предусматривает установление размеров районных коэффициентов для определенной категории лиц, соответственно, не является тем нормативным правовым актом, которым установлен размер районного коэффициента для всех категорий граждан, работающих и проживающих в перечисленных в приказе местностях.

На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Филановичу В.Г. о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3; взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рубля *** копеек следует отказать. В этой связи суд также принимает во внимание, что доказательств прохождения службы в районах Крайнего Севера в течение периода, дающего права на начисление пенсии с повышенным коэффициентом, истец суду не представил.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Филановичу Владимиру Геннадьевичу к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении его права на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,3 с ***; взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рубля *** копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200