***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре Крайней Е.А.,
с участием представителя ответчика Ларичева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Салаева Леонида Александровича к УВД по Амурской области о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии,
у с т а н о в и л:
Салаев Леонид Александрович обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером внутренних войск Министерства внутренних дел РФ с ***, пенсионное обеспечение осуществляется Центром пенсионного обслуживания УВД по Амурской области на основании Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Назначенная ему пенсия исчислялась с применением коэффициентом 1,3, который учитывался до *** С *** Центр пенсионного обслуживания УВД Амурской области без извещения и разъяснения причины и в нарушение ст. 48 Закона *** от *** произвело пересмотр его пенсии, а именно снизило установленный ранее районный коэффициент с 1,3 до 1,2, который и применяется до настоящего времени. О снижении районного коэффициента ему стало известно из расчетов пенсии в *** г. На обращение восстановить районный коэффициент получил отказ. Считает, что Центром пенсионного обслуживания УВД Амурской области нарушено его право на пожизненное получение пенсии ранее установленной и исчисленной с применением коэффициента 1,3. На основании этого просил восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с ***, обязать ЦПО УВД Амурской области производить исчисление пенсии в дальнейшем с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ЦПО УВД Амурской области пенсию за период с *** по *** в сумме *** рублей.
В судебное заседание истец не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения ответчика считает возможным рассмотреть настоящее дело при данной явке.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (для которых установлен районный коэффициент 1,3). Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятия и организация было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу до *** ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** ***, однако при исчислении пенсий военным пенсионерам МВД РФ этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые ответчику не выделялись и не выделяются до настоящего времени, в связи с чем, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне. На основании изложенного просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, подтверждается удостоверением ***, заключением о назначении пенсии за выслугу лет 106/7182, что Салаев Л.А. проходил службу в органах внутренних дел, является пенсионером МВД РФ и получателем пенсии за выслугу лет с ***. При этом его выслуга лет составила 42 года в льготном исчислении.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии со ст. 48 Закона *** (в первоначальной редакции) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты.
Как следует из расчета выслуги лет на пенсию Салаева Л.А., его выслуга лет составила в календарном исчислении 32 года, в льготном исчислении 42 года, при этом служба проходила в Амурской области, ***, ***, ***. Согласно заключению о назначении пенсии, при начислении пенсии за выслугу лет применен районный коэффициент 30%, который как следует из представленных расчетных листков, применялся при исчислении истцу пенсии за выслугу лет до ***, после указанной даты был снижен до 1,2, что, по мнению истца, является незаконным и нарушает его права.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** в настоящее время не имеется.
Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Согласно ст. 10 Закона РФ от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям лиц, состоявших на службе в органах внутренних дел, также могут быть установлены только федеральным законодательством. При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (***).
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет своих средств и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** ***, ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.
Как следует из материалов личного пенсионного дела истца, он проходил военную службу с *** по ***, при этом необходимой выслуги лет в районах Крайнего Севера либо приравненных к нему местностей, дающих право на повышенный районный коэффициент, у истца не имеется, в связи с чем, подлежал применению тот районный коэффициент, который был установлен для местности, в которой проживал истец на момент назначения пенсии за выслугу лет, то есть для г. Благовещенска районный коэффициент 1,2.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
Выплата истцу районного коэффициента 1,3 в период до *** не нарушает прав истца, свидетельствует о выплате истцу пенсии в большем размере, чем это предусмотрено законом, установление районного коэффициента в размере 1.2 в дальнейшем, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика, о привидении размера пенсии в соответствие с требованиями законодательства.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что для местности, в которой истец проходил службу в органах внутренних дел, на федеральном уровне установлен районный коэффициент 1,2, возможность выплаты районного коэффициента 1,3 устанавливалась нормативным актом субъекта Российской Федерации и только за счет средств такого субъекта Российской Федерации, а пенсия за выслугу лет военнослужащим выплачивается из средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что оснований для установления при назначении истцу пенсии за выслугу лет районного коэффициента в размере 1,3 не имелось.
Рассматривая доводы истца о том, что пересмотр размера пенсии в связи с уменьшением районного коэффициента нарушает его права на получение пенсии в полном размере, суд находит их ошибочными.
В силу ст. 55 Закона РФ *** при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В связи с этим, уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с *** ответчик был вправе привести размер осуществляемых истцу выплаты в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии.
Как установлено судом пенсия за выслугу лет военнослужащим является одним из видов государственных пенсий, установленных законом, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно, составные части такой пенсии могут устанавливаться только федеральным законом. Учитывая, что на федеральном уровне районный коэффициент для г. Благовещенска Амурской области установлен в размере 1,2, приведение ранее установленного истцу районного коэффициента 1,3 в соответствие с требованием закона не является пересмотром пенсии, в связи с чем, не нарушает права истца, поскольку действующее законодательство на момент назначения истцу пенсии и в настоящее время не предусматривает права истца на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3.
Кроме того, суд учитывает, что такое нормативное регулирование не может рассматриваться как снижающее уровень конституционных гарантий в области пенсионного обеспечения, как это утверждается истцом. Как следует из материалов дела, размер пенсии за выслугу лет, назначенной на основании Закона РФ*** от *** не снижен, а поэтому нет оснований для постановки вопроса о нарушении пенсионных прав Салаева Л.А.
На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислении пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Салаева Л.А. о восстановлении права на исчисление пенсии учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, обязании ЦПО УВД по Амурской области производить исчисление пенсии за выслугу лет с районным коэффициентом 1,3, взыскании с ЦПО УВД по Амурской области недоплаченной пенсии за период с *** по *** в размере *** рублей следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Салаеву Леониду Александровичу в удовлетворении требований к УВД по Амурской области о восстановлении права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с ***, обязании ЦПО УВД по Амурской области производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании с ЦПО УВД по Амурской области недоплаченной пенсии с *** по *** в размере *** рубля *** копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий