Решение о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы



Дело № 2-2211/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

*** г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой С.В.,

при секретаре Бондаренко Ж.В.,

с участием заявителя Александровой О.В.,

с участием представителя Администрации

г.Благовещенска Мазеиной О.В.,

представителя заинтересованного лица - ГБУ Управление

социальной защиты населения по г.Благовещенск

и Благовещенскому району Лаборешных Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, гражданское дело по заявлению Александровой Оксаны Викторовны об оспаривании постановления исполняющего обязанности главы Администрации г.Благовещенска от *** *** о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, устранении допущенного нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Александрова О.В. обратилась в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что постановлением исполняющего обязанности мэра г.Благовещенска *** от *** она была признана нуждающейся в жилом помещении с составом семьи из трех человек и включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Постановлением исполняющего обязанности главы Администрации г.Благовещенска от *** *** она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». В качестве основания к снятию с данного учета были указаны п.4 ч.1 ст.56 Жилищного Кодекса РФ, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья. Согласно п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. С момента признания нуждающейся в жилом помещении в *** году и до настоящего времени истец не получала от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья не содержат оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно указанным Правилам, гражданам может быть только отказано в признании участниками программы. Оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Правила не содержат. При таких обстоятельствах, просит суд признать недействительным постановление исполняющего обязанности главы Администрации г.Благовещенска от *** *** в части снятия Александровой О.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключения ее из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** *** годы, обязать Администрацию г.Благовещенск устранить допущенное нарушение прав заявителя.

Заявитель Александрова О.В. в судебном заявлении настаивала на доводах, изложенных в иске.

Представитель органа, чьи действия обжалуются, Администрации города Благовещенска Мазеина О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, в обоснование возражений указала, что Александрова О.В. в *** году с составом семьи *** человека была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» на *** - *** годы». *** Постановлением Правительства Амурской области *** была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы», в рамках реализации которой одним из направлений является предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья. Согласно условиям указанной программы, право на получение компенсации имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Амурской области и заключившие с *** с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более *** (***) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека. Из положений п.3 приложения 3 Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы» следует, что социальная выплата не предоставляется гражданам: получающим аналогичные меры социальной поддержки за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; получившим социальную выплату в соответствии с Законом Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области»; долгосрочной целевой программой «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы»; долгосрочной целевой программой «Социальное развитие села до *** года»; долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на ***-*** годы». Таким образом, чтобы получить социальную выплату по указной программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы», необходимо соответствовать указанным в программе условиям. Поскольку Александрова О.В. соответствовала указанным в программе требованиям и не получила социальную выплату по программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** *** годы», она стала получателем социальной выплаты по программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы». Согласно условиям Программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы», гражданин, претендующий на получение компенсации, до *** текущего года обращается в государственное бюджетное учреждение - Управление социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о компенсации части расходов на уплату процентов по кредитному договору (договору займа) по форме согласно приложению к настоящему Положению (п.6 Приложения 3 Программы). Компенсации подлежат расходы, оплаченные до ***. Компенсация расходов по уплате процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности, не производится (п.5 Приложения 3 программы). Таким образом, Александрова О.В. согласно Программе для получения социальной выплаты, должна до *** текущего года подать соответствующее заявление и документы для компенсации расходов по ипотечному кредиту за весь год, либо по своему желанию она вправе ежемесячно подавать заявления на получение социальной выплаты за истекший месяц до *** года, то есть срока действия программы. Как следует из положений п.10 Приложения *** к Программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы», выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. Согласно положениям п.18 Постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», основаниями для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с положениями ч.4. п.1 ст.56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. Поскольку Александрова О.В. воспользовалась правом на получение бюджетных средств в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, на приобретение жилья, следовательно, в соответствии с положениями ст.56 ЖК РФ она подлежала снятию с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, Постановлением Администрации города Благовещенска от *** *** какие-либо жилищные права семьи Александровой О.В. не нарушены. Поскольку участие граждан в различных государственных и муниципальных программах является добровольным, а действующим законодательством не предусмотрена возможность для граждан одновременно получить денежные средства на улучшение жилищных условий по различным программам, следовательно, снятие заявителя с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, с целью участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы было осуществлено в соответствии с нормами действующего законодательства. Просила в удовлетворении требований Александровой О.В. отказать.

Представитель заинтересованного лица - ГБУ Управление социальной защиты населения по г.Благовещенску и Благовещенскому району Лаборешных Г.А. по существу заявленных требований пояснила, что заявитель Александрова О.В. обратилась в Управление социальной защиты с заявлением о выплате с *** года компенсации процентов за пользование кредитом для приобретения жилья. Размер компенсации напрямую зависит от уплаченных заявителем процентов за пользование кредитом, то есть заявитель предоставляет справку банка об уплаченных процентах, деньги перечисляются на счет заявителя. Компенсация процентов по кредитному договору осуществляется в рамках конкретной программы, производится на основании заявления, эти заявления могут поступать как ежемесячно, так и за год. Компенсация осуществляется из средств областного бюджета и распределяется между заявителями согласно распоряжению.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением мэра г.Благовещенска от *** *** Александрова О.В. с составом семьи 3 человека была признана нуждающейся в жилом помещении и включена в число участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на *** - *** годы».

*** молодая семья Александровой О.В. постановлением Администрации г.Благовещенска *** была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на *** - *** годы». Не согласившись с данным постановлением, Александрова О.В. обратилась в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Специализированная норма, регламентирующая право граждан на обжалование в судебном порядке решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях закреплена в ч.2 ст.56 ЖК РФ.

Часть 1 ст.56 ЖК РФ предусматривает случаи снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Так граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Частью 2 ст.56 ЖК РФ предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Из оспариваемого постановления следует, что оно принято на основании п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** ***, протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска от *** ***.

Таким образом, анализируя указанные нормы законодательства и исследуя протокол заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Благовещенска от *** *** следует, что основанием для принятия оспариваемого постановления от *** *** и, как следствие, снятие заявителя с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключение из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на *** - *** годы», послужило получение ею в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Основаниями заявленных требований заявитель указывает, во-первых, не получение от органа государственной власти или местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, во-вторых, отсутствие предусмотренных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Рассматривая основания заявленных требований, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от *** *** утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы».

Согласно п.1 Постановления, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой Программы «Жилище» на *** - *** годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, а также выполнения в *** году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками данной подпрограммы, при рождении (усыновлении) ребенка.

Согласно п.8 указанных Правил, участие в подпрограмме является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз.

В соответствии с п.15 указанных Правил, для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению *** в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее ***; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

*** Постановлением Правительства Амурской области *** была утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на ***-*** годы», а рамках реализации которой, одним из направлений является предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья.

Согласно условиям указанной Программы, право на получение компенсации имеют граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Амурской области и заключившие с *** с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более *** рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека.

Из положений п.3 приложения *** указанной программы следует, что социальная выплата не предоставляется гражданам: 1) получающим аналогичные меры социальной поддержки за счет средств других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 2) получившим социальную выплату в соответствии с Законом Амурской области «О социальной поддержке по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области»; долгосрочной целевой программой «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы»; долгосрочной целевой программой «Социальное развитие села до *** года»; долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей на *** - *** годы».

Компенсации подлежат расходы, оплаченные до ***. Компенсация расходов по уплате процентов, начисленных по просроченной ссудной задолженности, не производится (п.5 приложения ***).

Согласно п.6 приложения *** указанной Программы, гражданин, претендующий на получение компенсации, до 15 декабря текущего года обращается в государственное бюджетное учреждение - управление социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о компенсации части расходов на уплату процентов по кредитному договору (договору займа) по форме согласно приложению к настоящему Положению. К заявлению прилагается пакет документов.

Из представленных ГБУ Управление социальной защиты населения по г.Благовещенску и Благовещенскому району в материалы дела документов, следует, что Александрова О.В. является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение - квартиры *** г.Благовещенска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от *** ***. Право собственности на квартиру обременено ипотекой в силу закона. На приобретение данной квартиры предоставлялся ипотечный кредит, *** кредитным договором *** от ***.

*** Александровой О.В. в ГБУ Управление социальной защиты населения по г.Благовещенску и Благовещенскому району было подано заявление о компенсации за счет средств областного бюджета части расходов по уплате процентов по кредиту (займу), предоставленному банком (иной кредитной организацией, ипотечным агентством) за период июль - август 2010 года. Кредит получен на строительство (приобретение) жилья по договору от *** ***.

Согласно п.10 приложения *** к постановлению Правительства Амурской области от *** ***, выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Распоряжением ГБУ Управление социальной защиты населения по г.Благовещенску и Благовещенскому району *** от *** Александровой О.В. назначена компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам в размере *** рублей. Аналогичные распоряжения изданы в *** года в сумме *** рублей, в *** года - *** рублей, в *** года - *** рублей, *** года - *** рублей, *** года - *** рублей и *** года - *** рублей.

Кроме того, как следует из материалов дела, *** начальником Управления социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району на имя председателя Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска был направлен список граждан, получивших социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам в *** года в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от *** ***, в числе которых указана заявитель Александрова О.В.

В преамбуле Постановления Правительства РФ от *** *** «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» установлено, что право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Александрова О.В. воспользовалась своим правом на получение бюджетных средств в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному на приобретение жилья.

Рассматривая доводы заявителя об отсутствии предусмотренных Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, суд не находит их состоятельными в связи со следующим.

Согласно п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в п.15 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, в рамках возникших правоотношений рассматриваемый пункт Постановления Правительства Российской Федерации от *** *** не распространяет свое действие на заявителя, поскольку Александровой О.В. отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы не имелось, в *** году в установленном порядке заявитель была признана участником программы.

Оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении Правила действительно не предусматривают. Однако в силу п.5 участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая определенным условиям, в том числе признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и ст.51 ЖК РФ. Поскольку, как уже установлено, Александрова О.В. воспользовалась своим правом на получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, она в силу ст.56 ЖК РФ снимается с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, следовательно, не подпадает под действие Правил, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в силу п.4 ч.1 ст.56 ЖК РФ Александрова О.В. обоснованно снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание, что участие граждан в различных государственных и муниципальных программах является добровольным, а действующим законодательством не предусмотрена возможность для граждан получения денежных средств на улучшение жилищных условий по различным программам, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление исполняющего обязанности главы Администрации города Благовещенска от *** *** является законным и обоснованным, а потому в удовлетворении заявленных Александровой О.В. требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Александровой Оксаны Викторовны о признании незаконным постановления исполняющего обязанности главы Администрации г.Благовещенска от *** *** в части снятия ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы, устранении допущенного нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий С.В. Беляева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200