именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.
при секретаре Баженовой Д.А.
с участием истца Трусевича В.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трусевича Виктора Станиславовича к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, взыскании недополученной пенсии,-
установил:
Трусевич В.С. обратился в суд с настоящим иском к Военному комиссариату Амурской области в обоснование которого указал, что с *** является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию на основании закона от *** ***, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Согласно данному Закону, пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию с учетом районного коэффициента. С момента введения данного закона, размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,7. Но с *** года ответчик стал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,3, ссылаясь на отсутствие федерального законодательного акта, устанавливающего размер районного коэффициента. Полагает, что уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии, так как влечет уменьшение суммы пенсии, которая бы причиталась истцу в случае применении в расчетах ранее установленного коэффициента, о котором ответчик истца не уведомлял. Считает, что ответчик, уменьшив размер районного коэффициента при исчислении пенсии, незаконно ограничил право истца на получение пенсии в гарантированном размере с применением районного коэффициента 1,7, установленного по последнему месту службы. Истец просит восстановить его право на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 с ***, понуждении производить исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 начиная с ***, взыскать с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,7 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек.
Истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения истца определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Согласно письменным возражениям представителя ответчика Военного комиссариата Амурской области, Яковлевой В.В. действующей на основании доверенности, ответчик с исковыми требованиями не согласен в связи со следующим. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (для которых установлен районный коэффициент 1,3). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от *** года. Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятия и организация было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,7, при этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,7 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу с *** по *** ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,7 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** ***, но так как выплата районного коэффициента 1,5 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые ответчику не выделялись и не выделяются до настоящего времени, с *** во исполнение указания Первого Заместителя министра обороны Российской Федерации от *** *** и телеграммы начальника Финансово-Экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,3, установленным на федеральном уровне. Доводы истца о том, что ответчик должен был поставить его в известность о причинах снижения районного коэффициент не состоятельны, так как вышеназванные нормативно-правовые акты являются официальными и подлежали опубликованию в установленных законом порядке в средствах массовой информации и каждый мог с ними ознакомиться. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно удостоверению серии А *** Трусевич В.С. является военным пенсионером.
Как установлено судом, не оспаривается ответчиком и подтверждается материалами дела, на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,7, который применялся в расчете его пенсии до ***. В спорный период с *** по *** при расчете пенсии истца ответчик применил районный коэффициент 1,3.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам. Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местности, в которой истец вышел на пенсию и проживает в настоящее время, установлен постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** *** «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которому в Селемджинском районе Амурской области к заработной плате работников применяется коэффициент 1,3. Коэффициент 1,7 для указанной местности данным постановлением не устанавливался.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что его право на получение пенсии с районным коэффициентом 1,7 установлено Законом «О статусе военнослужащих», так как названный закон не устанавливает каких-либо районных коэффициентов, подлежащих применению в расчете пенсии. Из ч. 5 ст. 13 указанного закона следует, что понятие «отдаленная местность» применено относительно высокогорных районов, пустынных и безводных местностей, к которым не относятся местности, где проходил службу истец.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,7.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** №. 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих районные коэффициенты в предельном размере 1,7 для Селемджинского района. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,7 (для Селемджинского района Амурской области) был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,7 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно закону от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (№ ***).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,7 был применен ошибочно.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что для местности, в которой истец проходил военную службу, на федеральном уровне установлен районный коэффициент 1,3, возможность выплаты районного коэффициента 1,7 устанавливалась нормативным актом субъекта Российской Федерации и только за счет средств такого субъекта Российской Федерации, а пенсия военнослужащим выплачивается из средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что оснований для установления при назначении истцу пенсии районного коэффициента в размере 1,7 не имелось.
Рассматривая доводы истца о том, что пересмотр размера пенсии в связи с уменьшением районного коэффициента нарушает его права на получение пенсии в полном размере, суд находит их ошибочными.
В силу ст.55 Закона Российской Федерации *** от *** при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, перерасчет производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с ***, ответчик был вправе привести размер осуществляемых истцу выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии на основании положений ст.55 Закона РФ *** от ***.
На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,3 при исчислении пенсии истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении его прав неверным исчислением пенсии не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи, с чем в удовлетворении требований Трусевичу В.С. о восстановлении права на получение пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 с ***, понуждении производить исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 начиная с ***, взыскании с ответчика недополученную пенсию, исчисленную с применением районного коэффициента 1,7 за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек следует отказать.
руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Трусевичу Виктору Станиславовичу в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1.7 с ***, понуждении производить исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, начиная с ***, взыскании недополученной пенсии за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней.
Судья Матюханова Н.Н.