Решение о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства гаража, устранении допущенного нарушения



Дело № 2-2674/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием истца Бардина М.А., представителя администрации города Благовещенска Денисовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бардина Михаила Александровича к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства гаража, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Бардин М.А. обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что он обратился в *** году в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка под строительства гаража на месте хозяйственной постройки (деревянный сарай) в квартале ***. В ответе на обращение истца от *** *** говорилось о том, что сарай является вспомогательным объектом, предназначение которого обслуживание главной вещи (жилой дом), и на основании ст.135 ГК РФ вспомогательный объект не имеет своей юридической судьбы и следует судьбе главной вещи. К тому же размеры сарая не соответствуют площади гаража. Второй раз истец обратился в администрацию города Благовещенска в *** году с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство гаража в квартале ***, поскольку напротив дома проводилось строительство гаражей. В ответе на указанное обращение от *** *** указано, что запрашиваемый земельный участок входит в границы территории предоставленной УВД Амурской области в постоянное (бессрочное) пользование. Однако в *** году и в *** году гаражный массив стал расширяться и истец снова обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением от *** о предоставлении ему в квартале *** земельного участка под строительство гаража. В ответе администрации города от *** *** было указано, что в ходе проведения процедуры выбора земельного участка для строительства объектов (комиссия от *** ***) установлено, что размещение запрашиваемого земельного участка запроектировано на проезде к земельным участкам для размещения одиннадцати гаражей, определённым комиссией по выбору земельных участков для строительства от *** ***. В связи с чем, размещение гаража на запрашиваемом земельном участке не предоставляется возможным. Комиссия рассматривала заявление истца ***, и не могла, по его мнению, знать, что запрашиваемая территория является проезжей частью, поскольку это было установлено *** *** согласно заключению земельного управления администрации города, то есть после того как истец подал заявление в администрацию города. Истец считает, что его право на равенство всех перед законом нарушено, в связи с чем просит суд признать незаконным отказ администрации города Благовещенска от *** *** в предоставлении земельного участка для строительства гаража, обязать администрацию города Благовещенска выделить земельный участок в квартале 424 *** в том месте, где это возможно.

В судебном заседании истец Бардин М.А. настаивал на исковых требованиях, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации города Благовещенска Денисова И.А. в судебном заседании возражала относительно заявленный требований, суду пояснила, что *** в администрацию города Благовещенска поступило заявление Бардина М.А. вх. *** о выборе земельного участка в *** квартале города Благовещенска, площадью 28 кв.м. для размещения индивидуального гаража. Данное обращение было направлено для работы в Управление организации городского строительства, к функциям которого относится подготовка актов выбора земельных участков для размещения объектов капитального строительства и проведение процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, со всеми заинтересованными организациями и государственными органами.

В соответствии с п. 3.1. Порядка по результатам предварительного рассмотрения заявления Бардина М.А. управлением организации городского строительства был подготовлен ситуационный план в масштабе 1:500, вопрос о выборе земельного участка для строительства гаража в квартале *** по указанному заявлению был вынесен на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов от *** ***.

Одним из членов Комиссии, а именно земельным управлением администрации ***, в результате обследования запрошенного земельного участка было установлено, что размещение запрашиваемого земельного участка запроектировано на проезде к земельным участкам для размещения гаражей, ранее предварительно согласованных постановлением администрации города Благовещенска от *** ***. Иного доступа к данным участкам не имеется.

Таким образом, обеспечение выбора земельного участка для строительства на территории общего пользования невозможно, поскольку территории общего пользования для строительства не предназначены. Кроме того, в рассматриваемом случае размещение гаража на запрашиваемом земельном участке приведет к нарушению прав и интересов тех лиц, по заявлению которых предварительно согласованы и предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами ***.

Таким образом, обжалуемый ответ администрации города Благовещенска о невозможности обеспечения выбора земельного участка по заявлению Бардина М.А. соответствует действующему законодательству и оснований для признания ответа недействительным не имеется. На основании вышеизложенного, администрация города Благовещенска просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствие с частями 1, 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Согласно статьи 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями участвующих в деле лиц, *** Бардин М.А. обратился в администрацию города Благовещенска по вопросу выбора земельного участка для строительства индивидуального гаража. Испрашиваемое право на земельный участок - аренды. К указанному заявлению была приложена схема расположения запрашиваемого земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления Бардина М.А. *** администрацией города Благовещенска было принято решение о невозможности размещения гаража на запрашиваемом земельном участке.

В ходе проведения процедуры выбора земельного участка для строительства объектов (акт о выборе от *** ***) установлено, что размещение запрашиваемого земельного участка запроектировано на проезде к земельным участкам для размещения одиннадцати гаражей, определенным комиссией по выбору земельных участков для строительства от *** ***, материалы которой утверждены постановлением администрации города Благовещенска от *** *** (в редакции от *** ***).

Иного доступа к вышеуказанным земельным участкам от земель общего пользования не имеется (заключение земельного управления администрации города Благовещенска от *** ***).

Не согласившись с указанным решением администрации города Благовещенска, истец обратился с настоящим иском в суд.

Рассматривая законность и обоснованность оспариваемого решения администрации города Благовещенска об отказе в выборе земельного участка в *** квартале города Благовещенска от *** ***, суд приходит к следующему.

Основания возникновения права на землю регламентируется главой V Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1).

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (часть 2).

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска постановление мэра города Благовещенска от *** *** утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска.

Согласно п. 2.1 указанного Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию города заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства направляется в управление организации городского строительства администрации города для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка.

Согласно п. 2.3 решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке принимается в случаях:

- размещения планируемого объекта в границах сформированного земельного участка либо пересечения границ сформированных земельных участков с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также наличии прав третьих лиц на такие земельные участки;

- размещения боксовых гаражей и подземных автостоянок при примыкании к красным линиям улиц и дорог всех типов в зонах Ж-2; Ж-2 И; Ж-3; Ж-3 И; Ж-4; Ц-1 И; Ц-1 ОИ; Ц-2; Ц-4; Ц-5;

- отсутствия обоснования примерного размера земельного участка, указания на назначение объекта (технические и технологические данные);

- наличия на запрашиваемом земельном участке объектов капитального строительства, объектов движимого имущества, хозяйственных построек, площадок для сбора бытовых отходов и других элементов благоустройства дворовых территорий;

- невозможности беспрепятственно осуществлять доступ на запрашиваемый земельный участок;

- размещения планируемого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке проекта межевания в составе документации по планировке территории;

- нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, за исключением случаев строительства линейных объектов.

Информация о невозможности выбора земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта с обоснованием причин направляется уполномоченному органу государственной власти либо заявителю соответственно в семидневный срок со дня принятия такого решения (пункт 2.4 Порядка выбора земельного участка).

Согласно п. 3.1 Порядка выбора земельных участков, при определении возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке по результатам предварительного рассмотрения управлением организации городского строительства вопрос о выборе земельного участка для строительства выносится на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков для строительства.

Управлением по организации городского строительства подготавливается ситуационный план земельного участка, выполненный в удобном для работы масштабе (1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000, 1:10000), в количестве экземпляров, равном количеству членов Комиссии, а также акт о выборе земельного участка по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 3.2).

Члены Комиссии обеспечивают подготовку заключения органа, организации, представителями которых они являются, по вопросам, входящим в компетенцию соответствующего органа, организации в случаях, предусмотренных законодательством.

Члены Комиссии - представители организаций коммунального комплекса, иных держателей сетей обеспечивают отображение мест расположения сетей на ситуационном плане земельного участка.

Как усматривается из материалов дела, заявление Бардина М.А. было направлено для работы в Управление организации городского строительства.

Согласно п. 3.6 Постановления Мэра города Благовещенска от *** *** «Об утверждении Положения об управлении организации городского строительства и должностной инструкции начальника управления организации городского строительства» Управление организации городского строительства является структурным подразделением администрации города Благовещенска, которое организует работу постоянно действующей комиссии по предварительному согласованию места размещения объектов капитального строительства в городе Благовещенске, подготовку актов выбора земельных участков для размещения объектов капитального строительства и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, со всеми заинтересованными организациями и государственными органами.

В соответствии с п. 3.1. Порядка выбора земельных участков, по результатам предварительного рассмотрения заявления Бардина М.А. управлением организации городского строительства был подготовлен ситуационный план в масштабе 1:500, вопрос о выборе земельного участка для строительства гаража в квартале *** по указанному заявлению был вынесен на рассмотрение комиссии по выбору земельных участков для строительства объектов от *** ***.

Одним из членов Комиссии, а именно земельным управлением администрации города Благовещенска, в результате обследования запрошенного земельного участка было установлено, что размещение запрашиваемого земельного участка запроектировано на проезде к земельным участкам для размещения одиннадцати гаражей, определенном комиссией по выбору земельных участков для строительства от *** ***, материалы которой утверждены постановлением администрации города Благовещенска от *** *** (в редакции от *** ***). Иного доступа к вышеуказанным земельным участкам от земель общего пользования не имеется.

По совокупности положений ст. 36 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, не могут использоваться для застройки.

Так, согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом. При этом, согласно п.2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.

В соответствии с п. 2.3. раздела 2 Порядка выбора земельных участков в случае нахождения запрашиваемого земельного участка на территории общего пользования, за исключением случаев строительства линейных объектов, принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке.

В соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от *** *** был утвержден акт о выборе земельных участков для размещения объектов от *** ***. Предварительно постановлено согласовать места размещения одиннадцати гаражей на земельных участках площадью 24 кв.м. (каждый) в квартале *** (площади земельных участков уточнить при межевании):

1. АВ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

2. ОГ, проживающей по адресу: *** - участок ***;

3. ВА, проживающему по адресу: *** - участок ***;

4. ВВ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

5. МГ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

6. МВ, проживающей по адресу: *** - участок ***;

7. ФГ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

8. ВГ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

9. ПБ, проживающему по адресу: *** - участок ***;

10. МП, проживающей по адресу: *** - участок ***;

11. МЕ, проживающей по адресу: *** - участок ***.

Из представленной в материалах дела схемы расположения земельных участков в квартале ***, составленной специалистом ЕН, а также аэрофотосъемки территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок, следует, что запрашиваемый участок расположен в месте, через которое должен быть обеспечен проезд к существующим объектам недвижимого имущества. Следовательно, обеспечение выбора земельного участка для строительства на территории общего пользования невозможно, территории общего пользования для строительства не предназначены.

Согласно части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности принятого администрацией города Благовещенска решения об отказе выбора земельного участка Бардина М.А. от *** ***, поскольку одним из членов комиссии по выбору земельных участков для строительства - земельным управлением администрации города Благовещенска отказано в согласовании выбора запрашиваемого истцом земельного участка.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Бардина Михаила Александровича к администрации города Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка для строительства гаража, устранении допущенного нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200