Решение об оспаривании отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, устранении допущенного нарушения



Дело № 2-2672/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е.,

с участием помощника прокурора города Благовещенска Кузнецовой Т.Ю., представителя министерства социальной защиты населения Амурской области Лой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска, действующего в интересах Шабалиной Галины Яковлевны, к администрации города Благовещенска об оспаривании отказа в признании нуждающейся в жилом помещении, устранении допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Благовещенска обратился в суд с данным иском, в обоснование указав, что в прокуратуру города Благовещенска с заявлением о нарушении жилищных прав обратилась Шабалина Галина Яковлевна. Удостоверением М ***, выданным на имя Шабалиной Г.Я, подтверждается право заявителя на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны. В ходе проверки было установлено, что *** Шабалиной Г.Я. было подано заявление на имя мэра г. Благовещенска о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах». Из протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Благовещенска от *** следует, что Шабалиной Г.Я. отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах» по причине превышения общей площади жилого помещения, принадлежащего *** Шабалиной Г.Я. - ЛН размера учетной нормы, необходимой для постановки на учет, поскольку на каждого члена семьи собственника жилого помещения, в состав которых входит и Шабалина Г.Я., приходится 20,96 кв.м. Таким образом, в состав семьи собственника жилого помещения квартиры *** в г. Благовещенске члены комиссии не включили внучек ЛН, которые по смыслу ст.31 ЖК РФ, по мнению ответчика, не являются членами ее семьи.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из представленных Шабалиной Г.Я. в администрацию города Благовещенска документов видно, что к заявлению от *** Шабалиной Г.Я. были приложены документы, согласно которым собственником жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска является ЛН В жилом помещении помимо собственника проживают ее *** Шабалина Г.Я., ее *** - ТС, *** года рождения, внучка ОА, *** года рождения. Из заявления Шабалиной Г.Я. от *** и приложенных документов следует, что состав семьи изменился и в квартире *** г. Благовещенска помимо ранее указанных лиц проживает также *** собственника - АА, *** года рождения.

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Обстоятельства действительного проживания истицы, а также ее *** ЛН - собственника жилого помещения, ее *** и правнучек в указанном жилом помещении, площадь которого составляет 62,9 кв.метра, подтверждаются объяснением ЛН, а также актом проверки жилищных условий от ***, составленным комиссией администрации г. Благовещенска.

Таким образом, ОА, *** года рождения, АА, *** года рождения являются членами семьи собственника жилого помещения и фактически на каждого из проживающих в данной квартире приходится по 12,58 кв.метров общей площади жилого помещения.

Из представленных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***, *** следует, что зарегистрированными правами на какие-либо объекты недвижимости Шабалина Г.Я., ТС, ОА не обладают.

Таким образом, оснований, установленных п.9 ст. 10 Закона ***, для отказа Шабалиной Г.Я. в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мнению прокурора, не имеется, постановление администрации г. Благовещенска *** от *** года об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении является незаконным.

На основании изложенного, прокурор города Благовещенска просит суд признать незаконным решение администрации г. Благовещенска об отказе в признании Шабалиной Галины Яковлевны нуждающейся в жилом помещении от *** ***; обязать администрацию г. Благовещенска признать Шабалину Галину Яковлевну нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах»; обязать администрацию города Благовещенска поставить Шабалину Галину Яковлевну на учет как нуждающуюся в жилом помещении.

Помощник прокурора города Благовещенска Кузнецова Т.Ю. в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области возражал относительно заявленных требований, считая, что вопрос о признании граждан членами семьи должен быть разрешен в суде в особом производстве.

Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что администрация города Благовещенска возражает относительно заявленных требований, в обоснование указано, что в ***. Шабалиной Г.Я. на имя мэра г. Благовещенска было подано заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области па ***-*** годы» с составом семьи 1 человек. К заявлению истцом был представлен в орган местного самоуправления пакет документов, согласно которому, следовало, что Шабалина Г.Я. *** года рождения, является участницей войны, зарегистрирована в квартире *** с составом семьи 4 человека: заявитель, *** - ЛН, *** - ТС и правнучка ОА Право собственности на указанную квартиру общей площадью 62,9 кв. м. зарегистрировано за ЛН на основании договора купли-продажи от ***

Поскольку в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, следовательно, учитывая указанные положения закона, истица относится к членам семьи собственника - ЛН

Как следует из положений ст. 7 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв.метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В связи с тем, что на каждого члена семьи собственника приходится более 15 кв.м., следовательно, истица не относится к категории лиц нуждающихся в жилом помещении, так как превышен размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

*** Шабалина Г.Я. повторно обратилась с заявлением о постановки ее на учет в качестве нуждающихся в связи с изменением состава семьи, а именно у внучки ТС в ***. родилась ***. Однако, учитывая то обстоятельство, что Шабалиной Г.Я. уже было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся, следовательно, оснований для удовлетворения ее повторного заявления не имелось.

Таким образом, администрация города Благовещенска полагает, что предусмотренных законом оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся у органа местного самоуправления не имелось.

Кроме того, требования прокурора города Благовещенска о совершении администрацией города двух разных действий, а именно о возложении обязанности на администрацию города Благовещенска признать истицу нуждающейся в жилом помещении и обязать поставить ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, по мнению представителя администрации города Благовещенска, не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку администрацией города принимается одно постановление по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, представитель администрации города Благовещенска просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание не явились также Шабалина Г.Я., о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Суд определил в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии Шабалиной Г.Я., представителя администрации города Благовещенска.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что *** Шабалина Г.Я. обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах» как участника Великой Отечественной войны.

Исходя из протокола *** от *** заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации города Благовещенска по результатам рассмотрения указанного заявления было принято решение об отказе в признании Шабалиной Г.Я. нуждающейся в жилом помещении.

Постановлением главы администрации города Благовещенска от *** ***, принятым на основании указанного протокола заседания комиссии, в признании Шабалиной Г.Я. нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах» отказано.

Не согласившись с данным постановлением, *** Шабалина Г.Я. обратилась в прокуратуру города Благовещенска с заявлением, в котором просила защитить ее жилищные права. На основании данного заявления прокурор города Благовещенска обратился в суд в интересах Шабалиной Г.Я. с требованием о признании постановления главы администрации города Благовещенска от *** *** незаконным.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

В силу статей 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Общие положения об участии прокурора в гражданском деле закреплены в статье 45 ГПК.

Так, согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в статьи 45 и 131 ГПК РФ») прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечение права на благоприятную окружающую среду; образования.

В связи с принятием Федерального закона от *** *** «О внесении изменений в статьи 45 и 131 ГПК РФ» в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации было издано Указание от *** *** «Об организации работы по применению части 1 статьи 45 ГПК РФ», которым на заместителей Генерального прокурора, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур возложена обязанность в соответствии с установленной компетенцией принять меры к неукоснительному исполнению требований части 1 статьи 45 ГПК РФ. В частности предписано с учетом предоставленных прокурору дополнительных полномочий организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования; использовать все меры прокурорского воздействия для устранения нарушения социальных прав граждан. При этом установлено, что обращение в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение). Основанием для предъявления заявления в суд является обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов. Обращение должно быть письменным. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает меры к сбору необходимых доказательств.

Заявленные в рамках настоящего дела требования прокурора города Благовещенска следует рассматривать в качестве направленных в защиту жилищных прав Шабалиной Г.Я., которая обратилась с соответствующим письменным заявлением в прокуратуру города Благовещенска. Принимая во внимание данное обстоятельство, а также учитывая возраст Шабалиной Г.Я. (*** г.р.) и состояние ее здоровья (инвалид второй группы, нетрудоспособна), суд приходит к выводу о наличии у прокурора города Благовещенска права на обращение в суд с настоящим иском.

Рассматривая требования прокурора по существу, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 3 названной статьи Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах» от *** *** участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 23.2 названного Закона полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией с необходимым финансированием субъектам Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

Как следует из положений статьи 50 ЖК РФ и статьи 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно части 5 статьи 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека

Удостоверением серии *** от *** на имя Шабалиной Г.Я. подтверждается, что она состояла на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии и имеет право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».

Из материалов дела следует, что Шабалина Г.Я. в настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире *** в городе Благовещенске, которая на основании договора купли-продажи от *** принадлежит ее дочери ЛН

Помимо Шабалиной Г.Я. в данном жилом помещении также зарегистрированы ЛН, *** г.р. (***), ТС, *** г.р. (***), ОА, *** г.р. (***), АА, *** г.р. (правнучка). Данное обстоятельство подтверждается справкой ЖХ от *** ***.

Актом проверки жилищных условий от ***, оформленным комиссией администрации города Благовещенска, подтверждается, что по указанному адресу проживают все зарегистрированные граждане.

Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ЛН и ТС следует, что они действительно все вместе (в настоящее время пять человек - Шабалина Г.Я., ЛН, ТС, ОА, АА) постоянно проживают в указанном жилом помещении, ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет и расходы, проявляют заботу друг о друге, следят за порядком в квартире. АА (*** г.р.) проживает в квартире с рождения, все остальные - с момента приобретения ЛН данного жилого помещения, то есть с *** года.

Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В силу пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от *** *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Учитывая изложенные обстоятельства, а также исследованные в судебном заседании доказательства и, в частности, показания самой ЛН, суд приходит к выводу о том, что совместно проживающие с ней как собственником квартиры *** в городе Благовещенске Шабалина Г.Я. (*** ЛН), ТС (ее ***), ОА, АА (ее ***) были вселены в данное жилое помещение в качестве членов ее семьи, зарегистрированы по данному адресу и постоянно совместно проживают.

Из письменных возражений представителя администрации города Благовещенска следует, что на каждого члена семьи собственника указанной квартиры приходится более 15 кв.м., в связи с чем превышен размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По существу указанная позиция основана на том, что членами семьи ЛН являются только совместно проживающие с ней *** Шабалина Г.Я. и *** ТС, соответственно, только с учетом указанных лиц администрация города Благовещенска рассчитывает размер общей площади квартиры, приходящийся на каждого члена семьи собственника квартиры.

Между тем, принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства о фактическом составе семьи ЛН, суд полагает возможным в рамках настоящего дела при определении нуждаемости истицы в жилом помещении учесть также иных лиц (внучки собственника ЛН - ОА, АА), проживающих в данной квартире и не отнесенных в безусловном порядке положениями части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника.

Как следует из материалов дела, указанная квартира имеет три комнаты, ее общая площадь составляет 62,9 кв.м. При таких обстоятельствах, на каждого из проживающих членов семьи приходится по 12,58 кв.м. общей площади, что менее установленной действующим законодательством учетной нормы.

Сведений о наличии у Шабалиной Г.Я. и совместно проживающих с ней единой семьей граждан прав на другое пригодное для проживания жилое помещение, администрация города Благовещенска не предоставила, хотя в силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, ссылка администрации города Благовещенска на превышение размера учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является несостоятельной, что влечет незаконность отказа в признании Шабалиной Г.Я. нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу.

Поскольку отказ администрации города Благовещенска в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствие с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах» подлежит признанию незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию города Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании Шабалиной Г.Я. нуждающейся в жилом помещении.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление главы администрации города Благовещенска от *** *** в части отказа в признании Шабалиной Галины Яковлевны нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах».

Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть заявление Шабалиной Галины Яковлевны о признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** *** «О ветеранах».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ***.

Председательствующий Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200