Дело № 2-104/11
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.
При секретаре Барковской А.Г.,
С участием представителя истцов Мазурец И.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Александра Павловича, Савченко Марины Сергеевны к Администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения, сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, -
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации г. Благовещенска. В обоснование заявленных требований суду указали, что в соответствии с ордером *** от ***, Савченко А.П. и члены его семьи проживают в жилом помещении, состоящем из 3-х комнат, площадью 24 кв.м., в квартире *** г. Благовещенска. В *** году для удобства пользования данным жилым помещением Савченко А.П. произвел перепланировку данного жилого помещения путем установки перегородки в коридоре. В сил ч.2 ст. 41 ЖК РФ, им было получено согласие всех собственников коммунальной квартиры *** г. Благовещенска на производство указанной перепланировки. На его заявление в администрацию г. Благовещенска о согласовании произведенной перепланировки жилого помещение, был получен отказ - решение *** от ***. Между тем, переустройство и перепланировка не нарушают надежности конструкции квартиры, а также каких-либо норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. Считают отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Просят суд признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска незаконным. Сохранить квартиру ***. Благовещенска в перепланированном состоянии.
В судебном заседании представитель истцов на заявленных требованиях о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, сохранении квартиры *** г. Благовещенска в перепланированном состоянии настаивал в полном объеме, суду высказал аналогичные доводы, указанные в иске.
Истцы, представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии. В соответствие с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истцов, полагавшего возможным рассмотрение дела при данной явке, дело рассмотрено судом в отсутствие истцов Савченко А.П., Савченко М.С., представителя ответчика - администрации гор. Благовещенска.
Однако, правовая позиция администрации г. Благовещенска изложена в представленном суду отзыве на иск от ***, согласно которому администрация города считает требования истцов не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что истцами не представлены правоустанавливающие документы на перепланируемое жилое помещение, которое является 10-ти комнатной коммунальной квартирой и имеет площадь 244,7 кв.м., жилую 131,5 кв.м., не представлены согласие всех собственников коммунальной квартиры на перепланировку, информация о собственниках комнат ***,***,***,***,***,***,*** в коммунальной квартире в Едином государственном реестре прав отсутствует, в связи с чем, лица давшие письменное согласие на уменьшение размера общего имущества в указанной коммунальной квартире не являются собственниками комнат в данной квартире. Ввиду наличия самовольной перепланировки, акт приемочной комиссии не составлялся, нет доказательств того, что фактически выполненные работы соответствуют проектной документации.
Выслушав доводы представителей истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, и не оспаривается сторонами тот факт, что на основании ордера на жилое помещение *** серии А от ***, постановления мэра г. Благовещенска *** от ***, Савченко Анатолию Павловичу на семью из 3-х человек: Марину Сергеевну, *** года рождения, Александра Анатольевича, *** года рождения, предоставлено право на занятие жилого помещения размером 24,0 кв.м. жилой площади, состоящего из 2-х комнат в жилом помещении в квартире *** г. Благовещенска.
Согласно доверенности Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска *** от ***, Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска доверяет Мазурец И.Г. (действующему на основании доверенности *** от *** в интересах Савченко А.П., на основании доверенности *** от *** в интересах Савченко М.С., Савченко А.А.) представлять его интересы о признании возможным сохранения в перепланированном состоянии жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, находящейся в муниципальной собственности.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в квартире *** г. Благовещенска была произведена перепланировка, выразившаяся в возведении перегородки, для устройства подсобного помещения в коридоре..
Из иска следует, что указанная перепланировка была произведена в целях создания удобств для проживания в данном жилом помещении.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение, в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольной.
Савченко А.П. обратился в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании перепланировки квартиры *** г. Благовещенска.
Комитет по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска, действующий от имени собственника имущества - муниципального образования, согласно письма *** от *** не возражает против перепланировки квартиры *** г. Благовещенска, при условии согласия всех собственников общего имущества, нанимателей муниципальных помещений, а также согласования перепланировки квартиры в установленном законом порядке.
Решением Администрации г. Благовещенска *** от *** в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, Савченко А.П. было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что наниматель жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцу был установлен срок - 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение по адресу г. Благовещенск, *** в состояние, отраженное в проекте переустройства и перепланировки «до переустройства и перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска.
Кроме того, указано, что поданное в городскую комиссию заявление не является заявлением от собственника или уполномоченного им лица, не представлены правоустанавливающие документы на квартиру. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от *** *** считать утратившим силу.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за *** г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истцов о признании указанного решения незаконным, подлежат удовлетворению.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцами представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска; технический паспорт на перепланированное жилое помещение.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
В соответствии с п. 1.3. Положения, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
При подготовке проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений при устройстве балконов (лоджий) необходимо учитывать следующие условия:
- устройство балконов (лоджий) на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих на улицы города, допускается только в случае реконструкции всего дома;
- устройство единичных балконов (лоджий) допускается в случаях их размещения на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих внутрь квартала, при этом архитектурное и цветовое решение балкона (лоджии) должно соответствовать единому решению (архитектурному и цветовому) жилого дома и ранее пристроенным балконам (лоджиям);
- материал строительства и отделки балконов (лоджий) должен соответствовать материалам строительства существующих балконов (лоджий);
- размеры балкона (лоджии) не должны превышать размеры существующих вышерасположенных балконов (лоджий);
- не допускается устройство балконов (лоджий) в случае, если на фасаде отсутствуют вышерасположенные балконы (п. 1.6 Положения).
В силу п. 2.1. Положения, проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения при устройстве балконов (лоджий) подлежит обязательному согласованию:
- управлением главного архитектора администрации города Благовещенска;
- ОА (п. 2.2 Положения).
В силу п. 2.3. Положения, в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик представляет информацию:
- о зарегистрированных правах собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные в данном многоквартирном доме, представленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области;
- о многоквартирном доме (год постройки, количество квартир, этажность, общая площадь, жилая площадь, процент износа), представленную организацией (органом), осуществляющей технический учет недвижимого имущества либо предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.4. Положения).
При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат в данной квартире, удостоверенное нотариусом (п. 2.5 Положения).
В силу п.п. 1.3., 1.4, 2.1, 2.2 Положения по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые, при перепланировке проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требований к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
В состав проектной документации входят: план до перепланировки; план после перепланировки; чертежи архитектурных элементов фасадов (при устройстве входов, тамбуров входов); конструктивные детали и узлы (при необходимости); решения по внутреннему инженерному оборудованию (при необходимости); план благоустройства (при необходимости).
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
В случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик представляет на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат, удостоверенное нотариусом.
По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном и (или) переустроенном состоянии необходимо представление аналогичных согласований.
Истцом представлен проект переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска, выполненный Предприятием по проектированию и обследованию зданий и сооружений АП (свидетельство *** от ***).
Согласно проекту перепланировки ***, в ней выполнено устройство подсобного помещения, путем возведения перегородки в коридоре, в результате чего уменьшилась площадь общего имущества в коммунальной квартире, и образовалась жилая комната площадью 10,9 кв.м. Переустройство и перепланировка указанного жилого помещения не влияют на надежность и устойчивость конструкций.
Согласование проекта переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска с Управлением архитектуры и градостроительства *** не требуется, в соответствии с Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от *** *** и вступившими в силу с ***, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
Согласование отделом ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области в данном случае не требуется, поскольку на проекте переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска имеется отметка о соответствии его противопожарным нормам.
Кроме того, проект переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска *** согласован с обслуживающей организацией - ООО «Домоуправление ***».
Из представленных суду свидетельств о государственной регистрации права следует, что ИА является собственником комнаты *** в квартире *** г. Благовещенска, площадью 11,9 кв.м., СА собственником комнаты ***, площадью 11,8 кв.м., ОВ собственником комнаты ***, площадью 11,7 кв.м., данного жилого помещения.
Согласно заявлению от *** указанные собственники дали свое согласие Савченко А.П. на перепланировку общего имущества квартиры *** г. Благовещенска. Данное заявление удостоверено нотариусом Благовещенского нотариального округа, и зарегистрировано в реестре за ***.
Иных собственников жилых помещений в коммунальной квартире *** г. Благовещенска не имеется, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцами были получены все необходимые согласования собственников для сохранения квартиры в перепланированном состоянии, в том числе от собственника остальных комнат в квартире - Комитета по управлению имуществом МО г. Благовещенска.
Из договора на авторский надзор за строительством от *** Предприятия по проектированию и обследованию зданий и сооружений «Амурремпроект», справки главного инженера проекта от *** усматривается, что работы, выполненные при перепланировки квартиры *** в общежитии по *** г. Благовещенска соответствуют изготовленному пректу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцами были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения перепланировки указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением перепланировки нарушения, прав и законных интересов граждан, равно как и создания, этой перепланировкой, угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нарушаются права и законные интересы истцов на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска Амурской области незаконным.
Сохранить квартиру *** г. Благовещенска Амурской области в перепланированном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область г. Благовещенск, ***.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: