Дело № 2-2602/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** г.Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Щеголевой М.Э., при секретаре Яицком В.Е., с участием представителя истца Комогорова Г.В. - Головой Е.Т., представителя администрации г. Благовещенска - Зарва А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комогорова Геннадия Вадимовича к администрации г. Благовещенска о признании незаконными бездействий, восстановлении нарушенного права,- У С Т А Н О В И Л: Комогоров Г.В. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области в с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что в *** году обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объектов розничной торговли в *** квартале. Письмом от *** *** ему сообщено, что акт о выборе *** от *** согласован в установленном законном порядке. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Так как акт выбора земельного участка согласован комиссией *** от ***, до настоящего времени органом местного самоуправления не принято решение, утверждающее акт выбора земельного участка, в связи с чем считает, что бездействие администрации г. Благовещенска является незаконным и нарушающим его права, предусмотренные ст. 31 Земельного кодекса РФ. На основании изложенного, просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Благовещенска по исполнению заявлений ***, *** от ***. и обязать администрацию г. Благовещенска провести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объектов розничной торговли в *** квартале и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка *** от *** В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие администрации города Благовещенска, выражающееся в незавершении процедуры выбора земельного участка для строительства, регламентированной ст. 31 ЗК РФ и инициированной по заявлениям ЮВ ***з и ***з, а именно: в непринятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка *** от ***, согласованного в установленном порядке, являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; обязать администрацию г. Благовещенска провести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для объекта розничной торговли в *** квартале и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка *** от *** В судебном заседании представитель истца Комогорова Г.В. - Голова Е.Т поддержала заявленные исковые требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, также указала, что в рассматриваемом случае не требуется получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка путем проведения публичных слушаний по вопросу предоставления истцу такого разрешения. Представитель ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании с предъявленными требованиями не согласился и пояснил, что согласно ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка является первым этапом в процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Таким образом, выбор земельного участка для строительства как один из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: осуществляется органом местного самоуправления; - осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах; - включает в себя согласование акта выбора земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами;- результатом по итогам согласования (несогласования) является либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта. В соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, в целях упорядочения процесса выбора земельных участков для строительства на территории города Благовещенска мэром города Благовещенска принято постановление от *** ***, которым утвержден Порядок выбора земельных участков для строительства объектов капитального строительства на территории города Благовещенска. В соответствии с пунктом 2.1. Порядка выбора земельных участков, поступившее в администрацию города заявление гражданина или юридического лица либо обращение уполномоченного органа государственной власти о выборе земельного участка для строительства, направляется в управление организации городского строительства администрации города для предварительного рассмотрения возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке и подготовки ситуационного плана земельного участка. Предварительное рассмотрение возможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом земельном участке проводится на основании: - информации, указанной в заявлении физического или юридического лица, либо в обращении уполномоченного органа государственной власти о назначении объекта, его технических и технологических данных, предполагаемом месте его размещения, обосновании примерного размера земельного участка, технико-экономическом обосновании проекта строительства или необходимых расчетов при наличии Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска; - утвержденного проекта красных линий; - информации о наличии либо отсутствии утвержденной в установленном порядке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; - информации о наличии либо отсутствии решения о разработке документации по планировке территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; - информации о наличии сформированных земельных участках, границы которых пересекаются с предполагаемыми границами запрашиваемого земельного участка, а также правах третьих лиц на такие земельные участки; - обследования участка на местности; - информации о наличии либо отсутствии проложенных инженерных сетей на территории, в границы которой входит запрашиваемый земельный участок; - иной информации, полученной от органов государственной власти, организаций, учреждений в соответствии с их полномочиями по запросу администрации города. В случаях, установленных пунктом 2.3. Порядка выбора земельных участков принимается решение о невозможности размещения объекта капитального строительства на запрашиваемом участке. Информация о невозможности выбора земельного участка для строительства или отказ в размещении объекта с обоснованием причин направляется уполномоченному органу государственной власти либо заявителю соответственно. В администрацию города Благовещенска поступило заявление от Комогорова Г В. о выборе земельного участка для размещения объектов розничной торговли в квартале 488. В результате работы с данным заявлением была составлена схема размещения запрашиваемых земельных участков, запрашиваемый земельный участок рассмотрен комиссией по выбору земельных участков для строительства, акт о выборе земельного участка *** от *** согласован в установленном порядке. При этом установлено, что запрашиваемые земельные участки находятся в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв. м. (***), установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образована города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от *** ***. Градостроительным регламентом территориальной зоны *** объект розничной торговли отнесен к условно разрешенному виду использования. Согласно ст. 2 Правил землепользования и застройки условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящими Правилами, и обязательного соблюдения требований технических регламентов. В соответствии с положениями ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, ст. 9 Правил вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. На основании названных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Таким образом, действующим законодательством РФ четко определена процедура установления условно разрешенного вида использования земельного участка. Учитывая изложенное управлением организации городского строительства администрации города Благовещенска было дано заключение согласно которому управление посчитало возможным размещение спортивно оздоровительного комплекса на земельных участках в *** после получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда Российской Федерации изложенными в постановлении от *** *** к бездействиямотносятся неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ N относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. Вместе с тем в данном случае администрацией города Благовещенска было принято решение *** *** о необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. При наличии данного решения нельзя делать вывод о неисполнении администрацией возложенных на нее обязанностей т.е. делать вывод о наличии бездействий. Заявитель в качестве способа восстановления нарушенного права просит обязать администрацию г. Благовещенска завершить процедуру выбора путем информирования населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства и принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Сгласно Постановления президиума Высшего арбитражного суда РФ от *** *** с целью обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, нои конкретных лиц, в том числе, возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. В случае если после проведения информирования будут выявлены иные претенденты на данный земельный участок, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса и требование заявителя о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, заявлено преждевременно. На основании вышеизложенного, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В судебное заседание не явился истец Комогоров Г.В. - о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело без участия истца. Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. *** в администрации г. Благовещенска поступило заявление Комогорова Г.В. за ***, *** о выборе земельного участка и предварительном согласовании на нем места размещения объектов розничной торговли в г. Благовещенске в *** квартале, размером 60х30 кв.м. на условиях аренды. Актом *** от *** о выборе земельного участка для размещения объектов установлено, место запрашиваемого участка -квартал ***,территорильаная зона - жилой застройки индивидуальными жилищными домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв.м. (***); вид использования - условно-разрешенный. Комиссия произвела обследования земельного участка для размещения объектов и установила, что земельный участок пригоден для размещения объектов розничной торговли, участок расположен на землях государственной собственности. Из схемы запрашиваемого земельного участка к заседанию комиссии по выбору земельных участков для строительства *** от *** также усматривается, что запрашиваемый земельный участок находится в *** квартале города, в зоне жилой застройки индивидуальными домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв. м. (***), имеет вид использования - условно разрешенный вид использования. *** администрация г. Благовещенска известила Комогорова Г.В. о том, что запрашиваемый им земельный участок рассмотрен комиссией по выбору земельных участков для строительства, акт о выборе *** от *** согласован в установленном законом порядке. Запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домам с участками не менее 300 кв.м. (***). Градостроительными регламентами территориальной зоны ***, в которой расположен запрашиваемый земельный участок, объекты розничной торговли отнесены к условно разрешенному виду использования. В соответствии с ч. 6 ст. 37 ГрК РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объект капитального строительства осуществляется в порядке ст. 39 ГрК РФ, которая говорит о том, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Решение о предварительном согласовании места размещения объектов розничной торговли в квартале *** будет принят после получения им (Комогоровым Г.В.) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Также в судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что *** Комогоров Г.В. обратился с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка под объект капитального строительства, находящегося в территориальной зоне Ж-1 для размещения объектов розничной торговли. Публичные слушания по вопросу возможности предоставления истцу разрешения на условно разрешенный вид использования запрашиваемого земельного участка для размещения на нем объектов розничной торговли не проводились и такое разрешение им не получено. В силу ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п.3 ст.31 ЗК РФ). Из указанной нормы следует, что информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства должно быть произведено до оформления результатов выбора земельного участка (акта о выборе). Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ в случае, если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указываются реквизиты таких документов. Статья 37 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Согласно нормам ГрК РФ публичные слушания проводятся при решении различных вопросов градостроительной деятельности. В соответствие с п.2 ст.39 ГРК РФ, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. Из систематического толкования п.2 ст.31 ЗК РФ и п.2 ст.39 ГрК РФ следует, что обязанность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства возникает у органов местного самоуправления до составления акта выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с целью выяснить, не повлекло ли выделение земельного участка нарушения прав других лиц. В силу п.3ст.31 ЗК РФ, п.2 ст.28, п. 12 ст.31, п.2 ст.39, п.6 ст.40, п.4 ст.46 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от *** ***, на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 12 Устава муниципального образования города Благовещенска от *** ***, для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа с участием жителей городского округа могут проводиться публичные слушания. На публичные слушания выносятся вопросы: проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, и др. Пунктом 2 «Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании городе Благовещенске» от *** *** установлено, что на публичные слушания выносятся в обязательном порядке вопросы о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно положениям ст.31 ЗК РФ, при предоставлении земельного участка мнение граждан учитывается, но прямая зависимость между этим мнением и принятием решения о предоставлении земельного участка в указанной правовой норме не установлена, такая зависимость установлена ст.39 ГрК РФ. В соответствии со ст. 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. На основании указанных рекомендаций глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Как следует из вышеуказанных положений, при предоставлении земельных участков из состава муниципальных и государственных земель путем предварительного согласования места размещения объекта строительства выбор земельных участков должен проводиться с учетом разрешенного порядка их использования. Поскольку без решения на условно разрешенное использование земельного участка его использование в соответствии с целями заинтересованного лица невозможно, выбор земельного участка и последующее предоставление в силу ч. 2 ст. 31, п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ допустимы при наличии такого решения, принятого в установленном порядке. Проведение публичных слушаний для решения вопроса о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является обязательным и прямо предусмотрено ч. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от *** ***. В силу данных положений органы местного самоуправления не вправе ограничивать установленные федеральным законодательством основания для проведения публичных слушаний и определяют только порядок их организации и проведения, то есть вопросы процедуры. Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости проведения публичных слушаний о разрешении на условно разрешенный вид использования земельного участка на стадии его предоставления под объект капитального строительства. Без наличия такого разрешения предварительное согласование места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, не допустимо. При условии того, что Комогоровым Г.В. до настоящего времени разрешение на условно разрешенный вид использования запрашиваемого земельного участка не получено, публичные слушания по этому поводу не проведены, то администрация г. Благовещенска не вправе принимать решения о предварительном согласовании истцу места размещения объекта по его заявлениям *** и ***, утверждающее акт выбора земельного участка *** от ***, в связи с чем в удовлетворении его требований должно быть отказано в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, судья Р е ш и л: В удовлетворении требований Комогорову Геннадию Вадимовичу к администрации г. Благовещенска о признании незаконным бездействием администрации г. Благовещенска незавершение процедуры выбора земельного участка для строительства по заявлениям истца *** и ***, а именно непринятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка *** от ***, являющего основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства; обязании администрации провести информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для объекта розничной торговли в *** квартале г. Благовещенска и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта с утверждением акта выбора земельного участка *** от *** - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме, т.е. *** Председательствующий судья: Щеголева М.Э.