Дело *** именем Российской Федерации *** года город Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Никитина В.Г., при секретаре Пятковой И.Е., с участием представителя заявителя Кошелева С.В., представителя министерства социальной защиты населения Амурской области Лой Д.К., представителя правительства Амурской области Войлошникова Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко Марии Ивановны об оспаривании решения администрации города Благовещенска об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», устранении допущенного нарушения, УСТАНОВИЛ: Марченко М.И. обратилась в суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО1. До настоящего времени истец проживает в частном доме общей площадью 28,8 кв.м. по адресу ***. Данный дом находится в ветхом состоянии и практически непригоден для проживания, имеет печное отопление, в холодное время года его необходимо постоянно отапливать углем и дровами, носить воду. Марченко Мария Ивановна, *** года рождения является инвалидом II группы, её здоровье сильно ухудшилось, она не может самостоятельно ухаживать за собой. К истцу переехал жить сын, чтобы ухаживать за ней. Истец подарила сыну указанный жилой дом. *** Марченко М.И. была признана ГБУ Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району имеющей право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. *** Марченко М.И. обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Постановлением главы администрации города Благовещенска *** от *** Марченко М.И. было отказано в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от *** со ссылкой на ст.53 ЖК РФ. Истец считает данный отказ незаконным, поскольку положения данной статьи по ее мнению, направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Действие данной статьи распространяется лишь на граждан, которые именно с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся ухудшили свое жилищное положение. Между тем, Марченко М.И. являясь инвалидом II группы, была вынуждена подарить свой дом сыну, так как не могла самостоятельно ухаживать за собой, содержать дом. Подарив дом, заявительница сняла с себя обязательства по обслуживанию дома, однако ее жилищные условия не изменились. На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию города Благовещенска поставить Марченко Мария Ивановна на учет как нуждающуюся в жилье. *** представителем истца были уточнены заявленные ранее требования, в результате которых истец просит суд признать незаконным постановление администрации города Благовещенска от *** *** в части отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах»; обязать администрацию города Благовещенска поставить Марченко М.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представитель истца Кошелев С.В. в судебном заседании настаивал на уточненных исковых требованиях, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель правительства Амурской области Войлошников Д.С. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, пояснил, что постановление администрации города Благовещенска от *** *** является законным и обоснованным, поскольку не истек пятилетний срок со дня дарения истцом жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности. Представитель министерства социальной защиты населения Амурской области Лой Д.К. в судебном заседании пояснила, что решение суда по данному гражданскому делу не повлияет на права и обязанности министерства социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем просила суд рассмотреть настоящее дело в соответствии с действующим законодательством. Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствие представителя администрации города Благовещенска. В письменных возражениях представитель администрации города Благовещенска Мазеина О.В. с требованиями истца не согласилась в связи со следующим. *** Марченко М.И. было подано заявление на имя главы администрации г. Благовещенска о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах». К заявлению Марченко М.И. в орган местного самоуправления был представлен пакет документов, согласно которого следовало, что Марченко М.И. зарегистрирована и проживает по ***. Указанное жилое помещение принадлежало Марченко М.И. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** и имело общую площадь 28,8 кв.м. *** Марченко М.И. подарила принадлежащий ей на праве собственности дом по *** своему сыну - ФИО6 Как следует из положений ст. 50 ЖК РФ и ст. 7 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановлению мэра города Благовещенска от *** *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 14,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Таким образом, Марченко М.И. до отчуждения принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения, не относилась к категории лиц нуждающихся в жилом помещении, так как у истицы был превышен размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку в соответствии с положениями ст. 53 ЖК РФ п. 3 ст. 6 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области», при признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет. Учитывая, тот факт, что момент отчуждения истцом своего жилого помещения не прошел установленный законом пятилетний срок, согласно положениям ст. 54 ЖК РФ, п. 9 ст. 10 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» допускающим отказ в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ и п. 3 ст. 6 Закона 38-ОЗ срок. Предусмотренных законом оснований для постановки Марченко М.И. на учет нуждающихся в жилом помещении не имелось. На основании изложенного, просила в удовлетворении требований Марченко М.И. к администрации города Благовещенска отказать в полном объеме. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца Марченко М.И., представителя администрации города Благовещенска. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Из материалов дела следует и подтверждается представителем администрации города Благовещенска в письменном отзыве на заявление, что *** Марченко М.И. в лице своего представителя Кошелева С.В. обратилась на имя главы администрации города Благовещенска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов было принято постановление главы администрации города Благовещенска от *** ***, которым, в частности, Марченко М.И. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах», так как не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данное постановление оспаривается заявителем в рамках настоящего дела. Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В силу части 3 названной статьи Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» от *** № 5-ФЗ участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. В соответствии с ч. 1 ст. 23.2 названного Закона полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, переданы Российской Федерацией с необходимым финансированием субъектам Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2). Как следует из положений ст. 50 ЖК РФ и ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно Постановления мэра города Благовещенска от *** *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 14,0 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Из материалов дела следует и не оспаривается никем из лиц, участвующих в деле, что Марченко М.И. является супругой участника Великой Отечественной войны - ФИО1, что подтверждается удостоверением *** от ***, справкой военного комиссариата Амурской области ***, и имеет право на льготы, установленные Законом «О ветеранах». Согласно справки муниципального предприятия города Благовещенска «Единый информационно-расчетный центр» от *** Марченко М.И. зарегистрирована по адресу: ***. В указанном жилом доме помимо нее также зарегистрированы ФИО2, ФИО5, ФИО3, ФИО4, всего пять человек. Согласно сообщению комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска Марченко М.И. в электронной базе данных Бюро технической инвентаризации была учтена как собственник жилого дома, расположенного по адресу: ***. По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области за Марченко М.И. в настоящее время какого-либо недвижимого имущества не зарегистрировано. Сведений о наличии у Марченко М.И. прав на другое пригодное для проживания жилое помещение либо наличии иных обстоятельств, не позволяющих в силу части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в настоящее время признать ее нуждающейся в жилом помещении, администрация города Благовещенска не предоставила, хотя в силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Марченко М.И. в настоящее время нуждается в жилом помещении. Основным мотивом отказа в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении послужило намеренное ухудшение ею своих жилищных условий путем дарения принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: ***. Рассматривая указанные обстоятельства, суд исходит из следующего. В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Кроме того, согласно указанной нормы права, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Согласно статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно договора дарения индивидуального жилого дома и земельного участка от ***, заключенного между Марченко М.И. (даритель) и ФИО6 (одаряемый), даритель передает в собственность одаряемого, а последний принимает в дар принадлежащее дарителю на праве собственности домовладение с земельным участком, находящиеся по адресу: *** (*** года постройки). Как следует из технического паспорта на жилой дом, расположенный по ***, составленный по состоянию на ***, его общая площадь составляет 28,8 кв.м., жилая - 21 кв.м. Из акта проверки жилищных условий от *** следует, что указанный жилой дом является деревянным, имеет печное отопление; водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение и другие элементы благоустройства отсутствуют. Согласно справки МСЭ-2007 от *** Марченко М.И. является инвалидом второй группы бессрочно по общему заболеванию. Принимая во внимание возраст заявителя (1928 года рождения), состояние ее здоровья, а также учитывая отсутствие каких-либо элементов благоустройства в ранее принадлежавшем ей жилом помещении, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя по отчуждению указанного жилого дома заведомого злоупотребления в целях неправомерного приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. В этой связи суд считает обоснованными доводы представителя заявителя в той части, что отчуждение жилого дома была мерой вынужденной, направленной исключительно на снятие с заявителя обременительных, а в данной ситуации и невозможных для исполнения ею обязательств по обслуживанию и содержанию жилого дома. Следовательно, ссылка администрации города Благовещенска на положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации признается судом необоснованной, а оспариваемое постановление - незаконным. В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу. Поскольку отказ администрации города Благовещенска в признании заявителя нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» подлежит признанию незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию города Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании Марченко М.И. нуждающейся в жилом помещении. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным постановление главы администрации города Благовещенска от *** *** в части отказа в признании Марченко Марии Ивановны нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о признании Марченко Марии Ивановны нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ***. Председательствующий Никитин В.Г.