Решение о признании отказа в выдаче разрешения на строительство гаража недействительным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство гаража



Дело №2 - 3494/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Пасютиной Т.В.

При секретаре Назаровой М.Л.

С участием истца - Тышкевич Игоря Игоревича, представителя истца - Тышкевич Натальи Александровны, представителя ответчика - Денисовой Ирины Александровны, представителя ЗАО «Амурстрой» - Сафонова Павла Арьевича

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тышкевич Игоря Игоревича к администрации г. Благовещенска о признании отказа в выдаче разрешения на строительство гаража недействительным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство гаража, -

у с т а н о в и л:

Тышкевич Игорь Игоревич обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа *** от *** в выдаче разрешения на строительство гаража, возложении обязанности выдать разрешение на строительство гаража в квартале *** г. Благовещенска. В обоснование заявленных требований истец указал, что *** он обратился в Администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального гаража на земельном участке в квартале *** гор. Благовещенска. Администрация гор. Благовещенска ответила отказом в предоставлении разрешения на строительство гаража. Между тем, истец находит данный отказ незаконным, поскольку исходя из генплана застройки АС данной территории, на месте предполагаемого строительства гаража размещение каких - либо объектов не планируется. В непосредственной близости от запрашиваемого земельного участка уже находятся гаражи. Администрация гор. Благовещенска как орган местного самоуправления являющийся собственником данного земельного участка вправе осуществить раздел земельного участка. Истец полагает, что препятствия для выдачи разрешения на строительство отсутствуют.

Истец, его представитель в ходе судебного разбирательства поддержали заявленные требования, указав в обоснование, что *** истец обратился в Администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального гаража на земельном участке в квартале *** во дворе *** за зданием пенсионного фонда. Администрация гор. Благовещенска ответила отказом в предоставлении разрешения на строительство гаража. В соответствии с п.4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Согласно ст. 3 ФЗ от *** *** « Об архитектурной деятельности в РФ» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка, собственником спорного земельного участка является Администрация гор. Благовещенска. В силу данных норм истец обратился в Администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального гаража, однако, Администрация гор. Благовещенска сообщила, что не имеет правовых оснований для выдачи запрашиваемого разрешения на строительство гаража. Данные выводы противоречат действующему законодательству, Администрация гор. Благовещенска как орган местного самоуправления являющийся собственником данного земельного участка вправе сделать раздел земельного участка, который предоставлен в аренду под строительство многоквартирных домов, поскольку предполагаемое место под строительство гаража АС застраиваться не планируется многоквартирными домами, т.к. земельный участок площадью 48 кв.м. для этих целей недостаточен, скорее всего на этом месте в будущем будет либо свалка мусора, либо жильцами рядом расположенных домов будут возведены самовольные постройки. В силу п. 6 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Согласно п. 18 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до *** при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах. В плане инженерно-технического обеспечения под землей не проходят сети инженерно-технического обеспечения, рядом с предполагаемым местом размещения гаража уже стоят гаражи, построенные с разрешения АС, а поскольку согласно ст. 19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом, отказ в предоставлении земельного участка под строительство гаража является ущемлением соответствующих прав истца. Кроме того, согласно ответу Администрации г. Благовещенска от *** ***, место предполагаемого гаража является общей собственностью жильцов многоквартирных домов по *** и ***. Однако данный факт не соответствует действительности. Здание по *** является зданием ГУ Пенсионного Фонда РФ в. Благовещенске, территория которого четко определена и огорожена забором. Между зданиями по *** и *** пролегает проезжая часть, тем самым они не связаны между собой каким либо общим имуществом. В состав многоквартирного жилого дома по *** входят согласно Постановлению Мэра г. Благовещенска *** от *** и ст. 36 Жилищного Кодекса РФ земельный участок на котором расположен многоквартирный дом, межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки подвалы, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механические, электрические, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, с элементами озеленения и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, дополнительно восемнадцать одноэтажных надземных автостоянок закрытого типа, трансформаторная подстанция, насосная станция. Этим перечень объектов передаваемых в собственность жильцов многоквартирного дома по *** ограничивается. Таким образом, земельный участок на котором истец предполагает построить гараж, в собственность жильцам дома по *** не передавался и является собственностью Администрации г. Благовещенска.

Представитель ответчика Администрации гор. Благовещенска в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что истцом не представлено доказательств незаконности обжалуемого решения. Действующим законодательством, в т.ч. Градостроительным Кодексом РФ предусмотрены нормы определяющие, что разрешение на строительство гаража не требуется. Также по смыслу положения Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство выдается только тому лицу, которое обладает каким-либо правом на земельный участок, на котором планируется строительство объекта. В данном случае истец не обладает никаким правом на запрашиваемый земельный участок. Кроме того, орган местного самоуправления в рамках реализации своих полномочий распорядился земельным участком с кадастровым номером ***, предоставив данный земельный участок в аренду АС для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома. Земельный участок, который интересует истца, входит в границы земельного участка с кадастровым номером ***, и данное обстоятельство истцом не оспаривается. Позиция истца не связана ни с положениями ЗК РФ, ни с положениями Градостроительного Кодекса РФ, им нарушена вся процедура, связанная с приобретением гражданами прав на земельные участки для строительства капитальных объектов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АС в ходе судебного заседания также возражал против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что истец выбрал неверный способ защиты права, поскольку Градостроительным кодексом РФ не допускается обращение в суд с исковым требованием о понуждении органа местного самоуправления выдать разрешение на строительство. Субъектом, обратившимся за получением разрешения на строительство является застройщик, под которым в соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Истец критериям застройщика также не соответствует. Земельный участок с кадастровым номером ***, в состав которого входит участок, на котором истец желает построить гараж площадью 48 кв.м. был предоставлен АС в аренду для строительства двух многоквартирных домов, трансформаторной подстанции, насосной станции, *** одноэтажных автостоянок. Вышеуказанные объекты сданы в эксплуатацию в *** году. В данном деле необходимо руководствоваться разъяснениями, данными Постановлением совместного Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" *** от *** Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета. В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Таким образом, оспариваемый отказ администрации г.Благовещенска, принятый уполномоченным органом, соответствует Градостроительному кодексу РФ, Гражданскому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Федеральному закону "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" что исключает возможность признания его недействительным.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав лиц, участвующих в разбирательстве дела, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что спор между сторонами возник по поводу наличия у Тышкевич Игоря Игоревича права на получение разрешения на строительство гаража в 404 квартале гор. Благовещенска.

Из материалов дела усматривается, что *** Тышкевич Игорь Игоревич обратился в Администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального гаража на земельном участке в квартале *** гор. Благовещенска во дворе *** за зданием Пенсионного фонда, общей площадью 48 кв.м. В качестве приложения к указанному заявлению были представлены копия ответа АС от *** *** и копия фотографий места размещения предполагаемого гаража.

В ответ на указанное обращение Администрация гор. Благовещенска *** направила Тышкевич И.И. письмо ***, в котором сообщала, что согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В силу ч. 17 ст. 51 Кодекса в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, выдача разрешения не требуется. Поскольку Тышкевич И.И. не является правообладателем земельного участка, на котором планирует строительство гаража, он по смыслу данных положений не является застройщиком и не вправе осуществлять строительство данного объекта. Кроме того, указывается, что данный земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером ***, сформированного для двух многоквартирных жилых домов по адресам: Василенко, д. *** и Василенко, д. ***. Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от *** *** «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме. Указанные обстоятельства положены в основание отказа Администрации гор. Благовещенска Тышкевич И.И.в выдаче разрешения на строительство.

Рассматривая данный ответ администрации гор. Благовещенска на предмет соответствия действующему законодательству, суд находит его законным и обоснованным. Суд отмечает, что обращение Тышкевич И.И. в администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выдаче разрешения на строительство нарушает требования как соответствующих процессуальных норм, регулирующих порядок предоставления земельных участков под строительство объектов недвижимости, так и материальных норм, регулирующих возникновение вещных прав в отношении земельных участков, имеющих исключительный характер.

Согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;

В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Положения п. 7 той же нормы устанавливают, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации; 4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

В свою очередь порядок предоставления земельного участка под строительство объектов недвижимости предусмотрен положениями ст. 30 ЗК РФ, которые предусматривают, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Порядок и особенности каждого способа предоставления в совокупности раскрывают положения ст. 30 - 34 ЗК РФ.

Таким образом, прежде всего, необходимо отметить, что обращение истца о предоставлении разрешения на строительство не соответствует описанному выше общему порядку, а именно получению разрешения на строительство обязательно должен предшествовать этап приобретения прав в отношении земельного участка (при условии отсутствия уже существующих прав заявителя на земельный участок), что осуществляется в соответствии с положениями ст. 30 - 34 ЗК РФ.

Между тем, исследуемый случай имеет определенные особенности в сравнении с описанным выше общим порядком. Следует отметить, что в данном случае, за выдачей разрешения на строительство гаража обращается физическое лицо. Правовое регулирование такой ситуации содержится в п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указывающем, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Анализируя все вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что для осуществления строительства объекта недвижимости - гаража физическому лицу необходимо приобрести по правилам ст. 30 - 34 ЗК РФ земельный участок для данных целей. Соответствующее решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка наделяет правообладателя земельного участка правом на возведение гаража и разрешение на строительство в таком случае не требуется. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что истцом нарушен порядок приобретения прав в отношении земельного участка для целей строительства гаража, о чем верно в своем ответе указала Администрация гор. Благовещенска.

Кроме того, суд обращает внимание, что основанием для отказа также послужило размещение запрашиваемого земельного участка в границах уже сформированного земельного участка с кадастровым номером *** и предоставленного для строительства двух многоквартирных жилых домов.

В ходе судебного заседания установлено, что Постановлением Мэра гор. Благовещенска от *** *** открытому акционерному обществу «Амурстрой» в аренду сроком на 3 года для строительства пятиэтажного многоквартирного жилого дома с размещением на первом этаже объектов обслуживания предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***. Постановлением Мэра гор. Благовещенска от *** *** изменено разрешенное использование данного земельного участка на «для строительства двух многоквартирных жилых домов со встроенными объектами общественного назначения, трансформаторной подстанции, повысительной насосной станции, *** - ти одноэтажных надземных автостоянок закрытого типа».

Администрацией гор. Благовещенска представлена схема данного земельного участка с обозначением запрашиваемого истцом земельного участка (л.д.44). Данная схема соответствует имеющимся в распоряжении суда схемам к Постановлениям Мэра гор. Благовещенска от *** ***, от *** ***, от *** ***. Истец в ходе судебного заседания пояснил, что запрашиваемый им земельный участок правильно отображен на представленной органом местного самоуправления схеме (л.д.44). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что запрашиваемый истцом земельный участок располагается в границах земельного участка с кадастровым номером ***, сформированного для целей строительства двух многоквартирных жилых домов со встроенными объектами общественного назначения, трансформаторной подстанции, повысительной насосной станции, 18 - ти одноэтажных надземных автостоянок закрытого типа.

В ходе судебного заседания, судом исследован акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии от ***, утвержденный Постановлением Мэра гор. Благовещенска от *** ***, что свидетельствует о введении в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером ***.

В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исключительные права в отношении запрашиваемого земельного участка принадлежат собственникам помещений многоквартирного жилого дома, возведенного в границах данного земельного участка, в связи с чем Администрация гор. Благовещенска властно - распорядительными функциями в отношении данного земельного участка не обладала, о чем указала в оспариваемом ответе.

Обстоятельства возведения в границах земельного участка здания, используемого для размещения государственного учреждения, определяющего значения не имеет, поскольку в границах земельного участка с кадастровым номером ***, тем не менее, имеется один многоквартирный жилой дом, что подтверждено материалами дела. Соответственно собственники помещений данного дома имеют исключительные права в отношении запрашиваемого земельного участка, что соответственно исключает права органа местного самоуправления.

Ссылка истца на то обстоятельство, что запрашиваемый земельный участок не занят общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, также не имеет правового значения, поскольку в данном случае право собственности возникает у собственников помещений на весь земельный участок, независимо от того, расположены на нем конкретные сооружения, входящие в состав общего имущества или нет.

Наличие в непосредственной близости от запрашиваемого земельного участка иных гаражей не наделяет орган местного самоуправления правами в отношении спорного земельного участка, в связи с чем данный довод также не имеет правового значения. Согласно исследованным документам в границах земельного участка с кадастровым номером *** проектом предусматривалось строительство *** гаражей, что свидетельствует о законности их возведения и не наделяет орган местного самоуправления либо истца правами в отношении земельного участка. Законность строительства большего числа гаражей относится к сфере правоотношений собственников помещений в многоквартирном доме и владельцев данных гаражей и не влияет на права истца либо органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что по итогам рассмотрения заявления Тышкевич И.И. органом местного самоуправления ему дан исчерпывающий ответ, полностью соответствующий действующему законодательству, нарушений прав заявителя Администрацией гор. Благовещенска допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Тышкевич Игорю Игоревичу в иске к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа *** от *** в выдаче разрешения на строительство гаража, возложении обязанности выдать разрешение на строительство гаража в квартале *** г. Благовещенска отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья: Т.В. Пасютина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200