***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Судьи Калиниченко Т.В.,
при секретаре Крайней Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Благовещенске гражданское дело по иску Михеевой Светланы Алексеевны к Военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии,
у с т а н о в и л:
Михеева Светлана Алексеевна обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что *** умер ее муж военный пенсионер *** запаса Михеев Геннадий Павлович и с *** она как его вдова является пенсионеркой МО РФ. До нее дошла информация о том, что всем пенсионерам МО РФ в Амурской области при начислении пенсий до конца *** г. применялся районный коэффициент 1,3, а с *** 1,2, в связи с чем, мужу недоплатили соответствующую часть пенсии. Изменение Амурским областным военным комиссариатом при расчете ее пенсии районного коэффициента 1,2 незаконно. Соответственно она как пенсионер МО РФ с *** имеет право на получение недополученной пенсии в части районного коэффициента в размере ее покупательной способности на день получения и на начисление ее в дальнейшем с учетом районного коэффициента 1,3. В связи с этим, просила признать незаконными действия Военного комиссариата Амурской области по уменьшению пенсии полковнику запаса Михееву Геннадию Павловичу с *** связанные с применением пониженного районного коэффициента 1,2 вместо применяемого ранее 1,3, а также по начислению его вдове Михеевой Светлане Алексеевне пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, взыскать с Военного комиссариата Амурской области в пользу Михеевой С.А. недоплаченную пенсию за период с *** по *** в размере *** рублей.
В судебное заседание не явились истец и ее представитель, представитель ответчика, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, истец просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель ответчика представил письменный отзыв. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон.
Из письменного отзыва ответчика следует, что районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются в централизованном порядке. Поскольку до настоящего времени соответствующего правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Зейского, Селемджинского и Тындинского, для которых установлен районный коэффициент 1,3. Установление районного коэффициента 1,3 для остальных районов Амурской области произведено Постановлением Главы администрации Амурской области от *** ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3 за счет средств предприятий и организаций. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Однако истцу пенсия была установлена *** Доводы истца о том, что уменьшение размера пенсии произведено незаконно с *** также несостоятельны, так как пенсия ей была назначена *** с районным коэффициентом 1.2. Просил в удовлетворении требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Михеев Г.П. являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ с ***, согласно свидетельству о смерти *** Михеев Г.П. умер. Как следует из справки Военного комиссариата Амурской области от ***, удостоверения серии ВП ***, Михеева С.А. является пенсионеркой Министерства обороны РФ и получателем пенсии по случаю потери кормильца - Михеева Г.П., с ***.
Также установлено, следует из расчета на пенсию за выслугу лет, что пенсия за выслугу лет Михееву Г.П. назначена и выплачивалась в период с *** по *** (день смерти Михеева Г.П.) с районным коэффициентом 1,3, в связи с чем, доводы истца о незаконности действий ответчика по снижению размера районного коэффициента с 1,3 до 1,2 при выплате пенсии за выслугу лет Михееву Г.П. не подтверждены допустимыми доказательствами по делу, являются необоснованными.
Из расчета на пенсию по случаю потери кормильца Михеевой С.А. от ***, расчетных листков, следует, что размер выплачиваемой пенсии Михеевой С.А. исчислен с районным коэффициентом 1,2 с даты назначения пенсии по случаю потери кормильца с ***, что по мнению истца является незаконным.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с Федеральным законом от *** "О государственном пенсионном обеспечении" пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом - Законом РФ от *** *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон ***), которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
В соответствии со ст. 5 Закона *** - в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу ст. 43 Закона ***, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии со ст. 48 Закона *** (в редакции на момент назначения пенсии истцу) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Таким образом, применение районного коэффициента к пенсии за выслугу лет военным пенсионерам допускается только если они проживают в местностях, в которых к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлены районные коэффициенты. При этом в самой статье 48 Закона *** размеры районных коэффициентов не установлены.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей установлен постановлением Совета Министров ССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающего повышенный размер оплаты труда работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, которым могло бы противоречить Постановление от *** *** и Постановление от *** *** в настоящее время не имеется.
Таким образом, при исчислении пенсии за выслугу лет истцу в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона РФ *** от *** следует руководствоваться постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** ***, которым для Амурской области установлен районный коэффициент 1,2.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** №. 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Согласно ст. 10 Закона РФ от *** *** финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством. При этом Закон РФ *** не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (№ ГКПИ 00-505).
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,3 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет своих средств и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» от *** № 186-ФЗ, ст. 48 Закона РФ *** дополнена частью второй, устанавливающей правило о сохранении за пенсионерами, прослужившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, но выехавшими из этих районов и местностей, размера пенсии, исчисленного с применением районного коэффициента.
Как установлено по делу, истец является получателем пенсии по случаю потери кормильца, начисление пенсии произведено Военным комиссариатом Амурской области с *** с учетом установленного для Амурской области районного коэффициента 1,2. Оснований для установления истцу при начислении и выплате пенсии по случаю потери кормильца районного коэффициента 1,3 не имелось.
В соответствии с абзацем 5 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», выплата денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, производится с районными коэффициентами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Приказ Министра обороны от *** *** предусматривает установление размеров районных коэффициентов для определенной категории лиц, соответственно, не является тем нормативным правовым актом, которым установлен размер районного коэффициента для всех категорий граждан, работающих и проживающих в перечисленных в приказе местностях. Кроме того, приказ Министра обороны от *** ***, на который ссылается истец, признан недействующим с *** приказом Министра обороны РФ от *** ***.
При таких обстоятельствах, когда судом установлено, что для местности, в которой проживает истец, на федеральном уровне установлен районный коэффициент 1,2, возможность выплаты районного коэффициента 1,3 устанавливалась нормативным актом субъекта Российской Федерации и только за счет средств такого субъекта Российской Федерации, а пенсия за выслугу лет военнослужащим выплачивается из средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что оснований для установления при исчислении истцу пенсии по случаю потери кормильца районного коэффициента в размере 1,3 не имелось, в связи с чем, доводы истца о незаконности действий ответчика по начислению ей пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, а также о недополучении ею пенсии не нашли своего подтверждения.
Пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов государственных пенсий, установленных законом, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, соответственно, составные части такой пенсии могут устанавливаться только федеральным законом. Учитывая, что на федеральном уровне районный коэффициент для Амурской области (за исключением районов Зейского, Селемджинского и Тындинского) установлен в размер 1,2, нарушений прав истца при начислении и выплате пенсии по случаю потери кормильца с районным коэффициентом 1,2 не имеется, поскольку действующее законодательство ни на момент назначения истцу пенсии, ни в настоящее время не предусматривает исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3.
На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии по случаю потери кормильца истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о незаконности действий военного комиссара Амурской области по начислению ей пенсии с учетом районного коэффициента 1, 3 не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем, в удовлетворении требований Михеевой С.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Михеевой Светлане Алексеевне в удовлетворении требований к Военному комиссариату Амурской области о признании незаконными действий по уменьшению пенсии *** запаса Михееву Геннадию Павловичу с ***, связанным с применением пониженного районного коэффициента 1,2 вместо применяемого 1,3, по неначислению Михеевой С.А. пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, взыскании с Военного комиссариата Амурской области в пользу Михеевой Светланы Алексеевны недоплаченной пенсии за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий