Решение о признании незаконным бездействия по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, возложении обязанности принять меры к устранению допущенного нарушения



Дело № 2-3987/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитина В.Г.,

при секретаре Пятковой И.Е..

с участием помощника прокурора города Благовещенска Маловичко Е.Е., представителя МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4» Бернякович К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Благовещенска к муниципальному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» о признании незаконным бездействия по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4», возложении обязанности принять меры к устранению допущенного нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Благовещенска обратился в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой г. Благовещенска в *** года проведена проверка в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4», в ходе которой установлены нарушения законодательства о здравоохранении, лицензировании, санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, прав и интересов детей на комфортное пребывание в данном учреждении.

С целью соблюдения требований закона, *** между МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4» и МУЗ «Детская городская клиническая больница» заключен договор о совместной деятельности, по условиям которого МУЗ «ДГКБ» осуществляет медицинское обслуживание воспитанников МДОУ (проводит медицинские осмотры, оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь, информирует руководителя образовательного учреждения о возникновении среди воспитанников случая инфекционного заболевания, осуществляет контроль и участие в работе по гигиеническому обучению воспитанников и т.д.) в здании дошкольного учреждения, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ***. Фактически медицинское обслуживание воспитанников МДОУ медицинским персоналом МУЗ «ДГКБ» осуществляется с *** года, то есть с момента открытия дошкольного учреждения, однако лицензия на осуществление медицинской деятельности по *** у МУЗ «ДГКБ» отсутствует.

Факт отсутствия лицензии подтверждают в письменном сообщении от *** *** МУЗ «ДГКБ» ИН, в своем объяснении прокурору от *** *** МДОУ ЕА

Таким образом, по мнению прокурора, МУЗ «ДГКБ» не исполняет требования федерального законодательства о лицензировании, медицинскую деятельность в МДОУ осуществляет незаконно (на объекте, не заявленном к лицензированию), чем нарушаются права и интересы воспитанников МДОУ на охрану жизни и здоровья. Малолетние дети МДОУ в количестве 300 человек в силу своего возраста не в состоянии самостоятельно защищать свои права и интересы.

На основании изложенного, прокурор города Благовещенска просит суд признать незаконным бездействие МУЗ «Детская городская клиническая больница» по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4»; обязать МУЗ «Детская городская клиническая больница» представить в лицензирующий орган (Министерство здравоохранения Амурской области) документы на лицензирование.

В судебном заседании помощник прокурора города Благовещенска Маловичко Е.Е. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в иске.

Представитель МДОУ «Центр раннего развития - детский сад № 4» Бернякович Е.В. поддержала заявленные требования, пояснила, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 4» у медицинского учреждения действительно отсутствует, в чем нет вины детского образовательного учреждения.

Вы судебное заседание не явился представитель МУЗ «Детская городская клиническая больница», о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отзыв не представил. Суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу статьями 26, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статьи 27 и статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Принимая во внимание изложенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что прокурор города Благовещенска был вправе обратиться в суд с исковым заявлением об оспаривании бездействия муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница» по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4», поскольку согласно пункту 10 Постановления Пленума ВС РФ от *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что решения и действия (бездействия) руководителей и должностных лиц организаций независимо от организационно-правовой формы могут быть оспорены в суде в порядке искового производства.

Рассматривая требования прокурора города Благовещенска по существу, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 51 Закон РФ от *** *** «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (часть 4).

Согласно пункту 19 части 2 статьи 32 названного закона к компетенции образовательного учреждения относится создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных организациях регламентированы постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от *** *** (ред. от ***) «Об утверждении СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (вместе с «СанПиН ***. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)).

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от *** *** «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством.

Согласно статье 2 названного закона лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (часть 1).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3).

Постановлением Правительства РФ от *** *** (ред. от ***) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» установлен порядок лицензирования медицинской деятельности, согласно которому лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (далее - лицензирующие органы) (пункт 2).

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять (ст. 9 Федерального закона от *** *** «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как следует из материалов дела, *** МДОУ «Центр развития ребенка» - «детский сад № 4» в лице заведующего, действующего на основании Устава с одной стороны и МУЗ «ДГКБ» в лице главного врача ИН действующей на основании Устава заключили договор о совместной организации медицинского обслуживания в Учреждении путем объединения имущества Учреждения и квалифицированных медицинских специалистов МУЗ «ДГКБ», их навыков и опыта совместно действовать в целях оказания медицинского обслуживания воспитанников Учреждения.

Согласно сообщения главного врача МУЗ «Детская городская клиническая больница» от *** ***, как только из ДОУ *** в МУЗ «ДГКБ» поступят санитарно-эпидемиологическое заключение и договор об обслуживании медицинского оборудования, то ими будут сразу поданы документы в Министерство здравоохранения *** для получения лицензии.

Согласно объяснениям *** МДОУ «Центр развития ребенка» - «детский сад № 4» ЕА между МДОУ *** и МУЗ «ДГКБ» заключен договор об оказании медицинской деятельности, но на момент прокурорской проверки, указанный документ представить не представляется возможным. Медицинский кабинет в МДОУ *** оборудован полностью, необходимые медицинские услуги оказываются, но лицензия на осуществление данной деятельности отсутствует.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на момент проведения прокурорской проверки и подачи прокурором города Благовещенска искового заявления в суд, МУЗ «Детская городская клиническая больница» в полном объеме не исполнены требования действующего законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, не получена лицензия на осуществление медицинской деятельности в МДОУ «Центр развития ребенка» - «детский сад № 4», что нарушают права и интересы воспитанников детского образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья.

При таких обстоятельствах, бездействие муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница» по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4» следует признать незаконным, а требования прокурора города Благовещенска к муниципальному учреждению здравоохранения, возложении обязанности принять меры к устранению допущенного нарушения являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

В этой связи обязанность по принятию мер к устранению допущенного нарушения путем подготовки и предоставления в лицензирующий орган (министерство здравоохранения Амурской области) документов для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4» возложить на муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница» по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4».

Обязать муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница» в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к устранению допущенного нарушения путем подготовки и предоставления в лицензирующий орган (министерство здравоохранения Амурской области) документов для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 4».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Никитин В.Г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200