Дело № 2-4082/11
Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации
*** года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Никитина В.Г.,
при секретаре Пятковой И.Е.,
с участием заявителя Сидоренко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидоренко Алексея Анатольевича об оспаривании постановления и.о. главы администрации города Благовещенска от *** *** в части,
УСТАНОВИЛ:
Сидоренко А.А. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование указав, что *** он обратился с заявлением в администрацию г. Благовещенска о предоставлении в собственность за плату земельного участка используемого для садоводства. Специалистом земельного управления администрации данный земельный участок был обследован, заявителю была выдана схема расположения данного земельного участка для проведения землеустроительных работ. Далее был изготовлен межевой план, который согласован с администрацией города. *** данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и был получен кадастровый паспорт земельного участка, был присвоен кадастровый номер ***, площадь земельного участка составила 1181 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов. В начале *** года заявитель предоставил кадастровый паспорт земельного участка в земельное управление администрации города, где ему было разъяснено, что в течение месяца будет подготовлено постановление о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату. Однако сроки рассмотрения заявления администрацией города были нарушены. Почти год спустя со дня обращения заявителя в администрацию, он получил постановление о предоставлении земельного участка в собственность от *** ***. Однако в пункте 1 данного постановления было указано, что земельный участок предоставляется «без права строительства на нем капитальных объектов, согласно прилагаемому плану земельного участка». На устное обращение к специалистам земельного управления, заявителю было разъяснено, что сначала необходимо зарегистрировать право собственности на земельный участок и после обратиться с соответствующим заявлением о внесении изменений в постановление, либо обращаться в суд. *** заявитель заключил договор купли-продажи земельного участка с комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска ***. *** заявителем получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.
*** заявитель обратился с заявлением в администрацию о внесении изменений в постановление от *** *** в части: исключить из п. 1 данного постановления слова «без права строительства на нем капитальных объектов, согласно прилагаемому плану земельного участка». На данное заявление им было получено решение об отказе от *** ***, в котором указано, что данное ограничение обусловлено тем, что предоставленный земельный участок для садоводства с кадастровым номером *** входит в границы памятника регионального значения - место захоронения ***-ти казаков первопоселенцев *** *** года, утвержденного решением облисполкома от *** ***. Также было указано, что в свидетельстве о праве собственности на земельный участок значится - садоводство и, реализовав право собственности на вышеуказанный земельный участок, принял условия постановления администрации от *** ***.
*** заявитель повторно обратился в администрацию с заявлением о внесении изменений в постановление, на что получил отказ.
Строительство капитальных объектов, в данном случае жилого дома и других объектов для отдыха, по мнению заявителя, не может нести угрозу жизни и здоровью людей и не опасно для сохранения объекта культурного наследия памятника регионального значения - место захоронения ***-ти казаков первопоселенцев *** *** года.
В этой связи просил признать пункт 1 постановления и.о. главы администрации города Благовещенска от *** *** в части слов «без права строительства на нем капитальных объектов» незаконным, обязать администрацию города Благовещенска исключить указанные слова из постановления.
В судебном заседании заявитель Сидоренко А.А. настаивал на заявленных требованиях в полном объеме.
Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, представив письменные возражения, в которых указано на пропуск срока обращения в суд.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, *** Сидоренко А.А. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка, используемого для индивидуального садоводства, находящийся в ***, в районе памятника казакам, 1 сады, в собственность за плату.
По результатам рассмотрения указанного заявления постановлением и.о. главы администрации города Благовещенска от *** *** предоставлен в собственность (за плату) Сидоренко А.А. земельный участок площадью 1181 кв.м. с кадастровым номером *** из категории земель населенных пунктов, находящийся в районе ***, используемый для садоводства, без права строительства на нем капитальных объектов, согласно прилагаемому плану земельного участка.
*** между комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (продавец) и Сидоренко А.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. В тот же день земельный участок передан по акту приема-передачи покупателю Сидоренко А.А.
Право собственности Сидоренко А.А. на земельный участок на основании данного договора купли-продажи зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области свидетельством о государственной регистрации права от ***.
В последующем разрешенное использование земельного участка изменено на «размещение дачи».
*** Сидоренко А.А. обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о внесении в постановление администрации города Благовещенска от *** *** изменения в части исключения из его пункта 1 слов «без права строительства на нем капитальных объектов».
*** заявителю был дан ответ за подписью заместителя главы администрации города Благовещенска, в котором указывалось на нецелесообразность внесения изменений в постановление администрации города Благовещенска от *** *** согласно заявления Сидоренко А.А. от ***.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно статьи 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Как следует из материалов дела, предоставленный Сидоренко А.А. земельный участок находится в границах территориальной зоны *** (Зона коллективных садоводств и дач). Основными видами разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне являются: размещение дач, для садоводства, для огородничества, для лесозащитных полос, для размещения садов, скверов, аллей.
Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от *** ***:
садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);
Поскольку земельный участок был предоставлен заявителю для садоводства (а впоследствии разрешенное использование земельного участка изменено на «размещение дачи»), указание в оспариваемом постановлении слов «без права строительства на нем капитальных объектов» противоречит изложенной правовой норме.
Ссылка администрации города Благовещенска на вхождение предоставленного земельного участка в границы памятника регионального значения - место захоронения ***-ти казаков первопоселенцев *** *** года, во внимание не может быть принята в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от *** *** «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от *** ***).
В соответствии с названным Положением проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Данный проект зон охраны должен быть поставлен на кадастровый учет.
Пункт 20 Положения устанавливает, что информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).
В пункте 25 Положения указано, что расположенные в пределах территорий зон охраны объекта культурного наследия земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют режимам использования земель или градостроительным регламентам, установленным в границах данных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с указанными режимами использования земель или градостроительными регламентами (за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия). Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренными режимами использования земель и градостроительными регламентами, установленными в границах зон охраны объекта культурного наследия.
Между тем, в карте градостроительного зонирования г. Благовещенска не указаны границы зоны охраны памятника регионального значения - место захоронения ***-ти казаков первопоселенцев *** *** года, сведений об определении указанных границ на местности и кадастровом учете соответствующей территории в деле не имеется.
При таких обстоятельствах, ограничение прав заявителя в отношении предоставленному ему земельного участка со ссылкой на указанное обстоятельство является произвольным и не соответствующим закону.
Рассматривая доводы представителя администрации города Благовещенска о пропуске заявителем срока для обращения в суд с настоящими требованиями, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая, что настоящее гражданское дело рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ, по мнению суда, в данном случае подлежат применению и нормы статьи 256 ГПК РФ, регламентирующей срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно статьи 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
Требования Сидоренко А.А. направлены на устранение установленного администрацией города Благовещенска ограничения его права собственности на предоставленный земельный участок. В этой связи, по мнению суда, трехмесячный срок обращения в суд в рамках настоящего дела не может быть применен.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Пункт 1 постановления и.о. главы администрации города Благовещенска «О предоставлении в собственность Сидоренко А.А. земельного участка для садоводства в районе ***» от *** *** в части слов «без права строительства на нем капитальных объектов» признать незаконным.
Обязать администрацию города Благовещенска исключить из пункта 1 постановления и.о. главы администрации города Благовещенска «О предоставлении в собственность Сидоренко А.А. земельного участка для садоводства в районе ***» от *** *** слова «без права строительства на нем капитальных объектов».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ***.
Председательствующий Никитин В.Г.