Решение о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-4196/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Дружинина О.В.,

при секретаре Шевченко А.А.,

с участием: старшего помощника прокурора г. Благовещенска - Назаровой Т.В., истца Маркевича А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, в интересах Маркевича Александра Александровича, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Маркевича А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Маркевичу А.А. жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма.

В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска суду были даны устные пояснения о том, что Маркевич А.А. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать ФИО1 решением Благовещенского городского суда от *** лишена родительских прав в отношении своего сына Маркевича А.А. Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** несовершеннолетний Маркевич А.А. был определен в детский дом, а отделом по учету и распределению жилья администрации г. Благовещенска Маркевич А.А. постановлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию пребывания в государственном учреждении, как лицо, оставшееся без попечения родителей.

Согласно информации, предоставленной ГОУ СПО «Амурский педагогический колледж» от *** *** с *** по *** Маркевич А.А. обучался в данном образовательном учреждении, приказом от *** *** отчислен в связи с неуспеваемостью, нарушением Устава колледжа.

До настоящего времени администрация г. Благовещенска не выполнила обязанность по предоставлению Маркевичу А.А. жилья во внеочередном порядке, что является нарушением его прав и действующего законодательства, а именно Федерального закона от *** № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».

Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился представитель Администрации г. Благовещенска, просивший рассмотреть дело без их участия, представитель Министерства образования и науки, а также представитель Министерства финансов Амурской области, которые сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности этих причин суду не представили, об отложении дела не просили. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска, истец на удовлетворении заявленного требования настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.

Из письменного отзыва администрации г. Благовещенска следует, что с исковыми требованиями ответчик не согласен, в обоснование возражений указав, что согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу требований ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в компетенции органов местного самоуправления городских округов находится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Законом Амурской области от *** *** муниципальное образование город Благовещенск наделен статусом городского округа. Таким образом, по мнению представителя ответчика, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение жильем сирот в перечень вопросов муниципального образования города Благовещенска не входит. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ, ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Статьями 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от *** № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Амурской области от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет средств областного бюджета.

В рамках реализации переданных полномочий было принято Постановление Правительства Амурской области от *** *** «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы».

Согласно механизму реализации программы органы местного самоуправления: направляют в министерство образования и науки области документы граждан, подтверждающие их право на получение жилья в соответствии с порядком, утвержденным губернатором области, исходя из количества заявлений, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяют населенные пункты, в которых планируется строительство; в срок до 15 декабря года, предшествующего строительству, представляют в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области сведения о наличии земельных участков (кадастровый номер, площадь), предназначенных для строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов для вышеуказанной категории лиц в планируемом году, с указанием уровня обеспеченности данных земельных участков инженерной инфраструктурой.

На основании этих данных министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма.

Администрацией города Благовещенска были выполнены необходимые первоначальные действия по реализации указанной программы, однако в собственность муниципального образования г. Благовещенска министерством имущественных отношений области жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не переданы, в связи с чем, администрация города Благовещенска лишена возможности исполнить переданные полномочия по предоставлению жилья указанной категории граждан.

С учетом изложенного, Администрация города Благовещенска считает себя не надлежащим ответчиком по делу, и просит суд в иске отказать.

Выслушав пояснения помощника прокурора, истца и изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***-О, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** № 9-ФЗ, от *** № 68-ФЗ, от *** № 29-ФЗ, от *** № 113-ФЗ, от *** № 152-ФЗ, от *** № 179-ФЗ, от *** № 52-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Согласно имеющемуся в деле свидетельству о рождении (I-ЖО ***), родителями Маркевича А.А. являются ФИО2, ФИО1. Из справки Заведующей отделом (бюро) ЗАГС следует, что сведения об отце записаны со слов матери.

Решением суда от *** ФИО1 лишена родительских прав в отношении своего сына Маркевича А.А..

Постановлением администрации г. Благовещенска от *** *** истец Маркевич А.А. определен в детский дом, а также включен в списки на внеочередное предоставление жилого помещения по окончанию пребывания в детском государственном учреждении.

Из дела видно, что с *** по *** Маркевич А.А. обучался в ГОУ СПО «Амурский педагогический колледж», приказом от *** ***, отчислен в связи с неуспеваемостью, нарушением Устава колледжа.

Обстоятельства отсутствия у Маркевича А.А.в собственности жилого помещения подтверждаются имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не оспаривается ответчиком.

Таким образом, Маркевич А.А, *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения.

Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Маркевич А.А. имеет право на внеочередное предоставление ему органом местного самоуправления жилого помещения.

Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).

Постановлением Правительства Амурской области от *** *** утверждена долгосрочная целевая программа «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы».

Согласно механизму реализации программы органы местного самоуправления: направляют в министерство образования и науки области документы граждан, подтверждающие их право на получение жилья в соответствии с порядком, утвержденным губернатором области, исходя из количества заявлений, представленных детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определяют населенные пункты, в которых планируется строительство; в срок до 15 декабря года, предшествующего строительству, представляют в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области сведения о наличии земельных участков (кадастровый номер, площадь), предназначенных для строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов для вышеуказанной категории лиц в планируемом году, с указанием уровня обеспеченности данных земельных участков инженерной инфраструктурой.

Министерство образования и науки области за 25 дней до начала года, в котором планируется строительство, направляет в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства областина основании представленных органами местного самоуправления документов граждан сведения о потребности в строительстве жилья для вышеуказанной категории лиц в разрезе муниципальных образований области согласно приложению к программе.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для реализации программы,в части определения строительных площадок, обеспечения строительства малоэтажных быстровозводимых жилых домов, отвечающих требованиям энергоэффективности и экологичности, с квартирами общей площадью каждой квартиры в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться строительство.

Министерство имущественных отношений области осуществляет передачу жилых помещений, построенных за счет средств областного бюджета, в собственность муниципальных образований для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы местного самоуправления оформляют переданные министерством имущественных отношений области жилые помещения в муниципальную собственность и передают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем заключения с этими лицами договоров социального найма.

Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.

Однако, как установлено судом и не оспаривается представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу Маркевичу А.А. органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска, осуществившей постановку истца, как сироты, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не предоставлено.

При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров. Указанную обязанность ответчик с момента постановки Маркевича А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и вплоть до настоящего времени надлежащим образом не исполнил.

С учетом изложенного, суд считает требование прокурора г. Благовещенска о предоставлении Маркевичу А.А. жилого помещения в г. Благовещенске по договору социального найма - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, что Администрацией г. Благовещенска осуществила все юридически значимые действия по исполнению утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** *** программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на *** - *** годы», и ее вины, как органа местного самоуправления, в неисполнении органом власти Амурской области обязанности по передаче в собственность муниципального образования г. Благовещенска жилых помещений для детей-сирот не имеется, - не могут быть приняты судом во внимание ввиду несостоятельности.

По мнению суда, само по себе наличие указанных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Благовещенска от имеющейся у нее законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу, как лицу, отнесенному к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению жилья указанным категориям граждан, возложенной на них действующим жилищным законодательством РФ, не ставится в зависимость от передачи субъектом РФ в собственность муниципального образования жилых помещений для этих целей.

Одновременно суд учитывает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Таким образом, иск прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Маркевича А.А. следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить Маркевичу А.А. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, в интересах Маркевича Александра Александровича, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Благовещенска предоставить Маркевичу Александру Александровичу жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, в пользование по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Дружинин

Решение в окончательной форме составлено ***