Дело № 2-3745/11
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Гоковой И.В.
При секретаре Барковской А.Г.,
С участием представителя истца - Ковалевского Д.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мех Татьяны Александровны к Администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, сохранении жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии, -
УСТАНОВИЛ:
Мех Т.А. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации ***. В обоснование заявленных требований суду указала, что на основании договора купли-продажи от ***, свидетельства о государственной регистрации права *** от *** она является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Благовещенск, ***. В *** году ею с целью изменения целевого назначения (перевод с жилого на нежилое) произведена перепланировка и переустройство данного жилого помещения путем оборудования дополнительного входа в квартиру с улицы. Оконный проем в одной из комнат (кухни) был преобразован в дверной проем, построено крыльцо наружного входа, демонтированы деревянные щитовые перегородки толщиной 80 мм, возведены перегородки из ГКЛ по металлическому каркасу толщиной 100 мм, произведен перенос сантехнических приборов. В связи с чем было получено согласие собственников всего жилого дома на перевод жилого помещения в нежилое и реконструкцию жилой квартиры (уменьшение размера общего имущества, демонтаж подоконной части наружной стены и устройство крыльца а земельном участке, прилегающем к многоквартирному жилому дому. После получения согласия собственников многоквартирного жилого дома она обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое. Однако, ей было отказано в данном переводе, согласно уведомлению от *** ***. Одним из условий отказа было то, что в квартире проведена самовольная перепланировка, выразившаяся в устройстве дверного проема в наружной стене и устройстве крыльца по западному фасаду жилого дома. Для сохранения квартиры в переустроенном и перепланированном состоянии она, обратилась вновь в администрацию г. Благовещенска с соответствующим заявлением, на которое был получен отказ - решение *** от ***. Между тем, переустройство и перепланировка не нарушают надежности конструкции квартиры, а также каких-либо норм, действующих на территории РФ и обеспечивающих безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта, что подтверждается соответствующими заключениями и согласованиями проекта надзорными и контролирующими органами. Считают отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения незаконным, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и перепланированном состоянии, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Просят суд признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки и переустройстве жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска незаконным. Сохранить квартиру *** г. Благовещенска в переустроенном и перепланированном состоянии.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, суду высказал аналогичные доводы, указанные в иске.
Истец, представитель администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в деле имеются ходатайства сторон о рассмотрении дела в их отсутствии. В соответствие с ч.5 ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителя истца, полагавшего возможным рассмотрение дела при данной явке, дело рассмотрено судом в отсутствие истца Мех Т.А., представителя ответчика - администрации гор. Благовещенска.
Однако, правовая позиция администрации г. Благовещенска изложена в представленном суду отзыве на иск от ***, согласно которому администрация города считает требования истца не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что из представленного истцом проекта усматривается, что перепланировка затрагивает общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, в частности несущую ограждающую конструкцию (разборка кирпичной кладки в габаритах оконного проема для устройства дверного проема) и соответственно, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом (устройство крыльца). Однако, решение общего собрания собственников многоквартирного дома по реконструкции жилого помещения принято с нарушением требований ЖК РФ, а именно: в квартире *** проголосовали МА, СД, НС За НС голосовал законный представитель СД, однако, нет информации о том, что НС является несовершеннолетним, либо опекаемым. В соответствии с выпиской из ЕГРП от *** собственниками указанной квартиры являются МА, НС, СД, соответственно, принято в расчет только согласие СД; квартира *** является муниципальной, согласие собственника указанной квартиры не представлено. Таким образом, считает, что в принятии решения по реконструкции приняло участие недостаточное количество собственников и необходимого количества голосов истец не получил.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, и не оспаривается сторонами тот факт, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от *** ***, договора купли-продажи квартиры от ***, Мех Татьяна Александровна является собственником жилого помещения - квартиры, общей площадью 44,6 кв.м., расположенной на 1 этаже по *** в г. Благовещенске Амурской области.
Как установлено в судебном заседании, и следует из материалов дела, в квартире *** г. Благовещенска истцом были произведены переустройство и перепланировка, выразившаяся в оборудовании дополнительного входа в квартиру с улицы для переоборудования квартиры в офис, в связи с чем, оконный проем в одной из комнат (кухни) был преобразован в дверной проем, построено крыльцо наружного входа, демонтированы деревянные щитовые перегородки толщиной 80 мм, возведены перегородки из ГКЛ по металлическому каркасу толщиной 100 мм, произведен перенос сантехнических приборов.
На заявление истца о переводе жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска в нежилое, был получен отказ - уведомление администрации г. Благовещенска *** об отказе в переводе жилого помещения в нежилое от ***, согласно которому решение общего собрания собственников многоквартирного дома, представленное заявителем, принято с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, а именно в принятии решения по реконструкции приняло участие недостаточное количество собственников и необходимого количества голосов заявитель не получил.
Согласно Акту государственной жилищной инспекции Амурской области *** от *** в указанном жилом помещении произведена самовольная перепланировка, выразившаяся в устройстве дверного проема в наружной стене и устройстве крыльца по западному фасаду жилого дома.
Данная перепланировка, требующая внесения изменений в технический паспорт на жилое помещение, в связи с изменением конфигурации помещения, и произведенная без согласования с органом местного самоуправления, является в силу ст.29 ч.1 ЖК РФ самовольной.
Из материалов дела усматривается, что Мех Т.А. обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска.
Решением Администрации г. Благовещенска *** от *** в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска, Мех Т.А. было отказано, в связи с тем, что согласование органом местного самоуправления самовольных переустройства и перепланировки жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено. При этом было разъяснено, что наниматель жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В этих целях в соответствии с п. 3 ст. 29 ЖК РФ истцу был установлен срок - 9 месяцев со дня получения данного уведомления, в течение которого он обязан привести жилое помещение по адресу г. Благовещенск, *** в состояние, отраженное в проекте переустройства и перепланировки «до переустройства и перепланировки», о чем информировать администрацию г. Благовещенска.
Кроме того, указано, что из представленных решений собственников следует, что в принятии решения по реконструкции приняло участие недостаточное количество собственников и необходимого количества голосов заявитель не получил. Из представленной проектной документации установлено, что вход в туалет площадью 3,8 кв.м. осуществляется из кухни площадью 8,0 кв.м., в соответствии с п.3.9. СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» не допускается устанавливать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат.
В соответствии с ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
По смыслу с ч.ч. 1, 2 ст. 29 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования, являются самовольными.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
В соответствие с. ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) в перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
Между тем согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за *** г., положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. При этом отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
На основании изложенного, учитывая положения п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. 26-28 ЖК РФ о том, что согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке, которые не содержат запрета и не исключают указанные полномочия органа местного самоуправления по согласованию перепланировки и переустройства, а также основания к отказу в согласовании перепланировки и переустройства, изложенные в ст.27 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что администрацией г. Благовещенска неправомерно отказано истцу в согласовании перепланировки и переустройства в связи с подачей документов в ненадлежащий орган, поскольку администрация г. Благовещенска является органом, полномочным на согласование перепланировки и переустройства.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше законоположения и правовую позицию верховного Суда РФ, суд приходит к выводу, что требования истца о признании указанного решения незаконным, подлежат удовлетворению.
В соответствие с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
При этом правила ст. 29 ЖК РФ о возможности сохранения спорного жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии по решению суда, в их системном толковании с другими нормами ЖК РФ, по мнению суда, не освобождают истца от обязанности представления предусмотренных законом документов, необходимых для проведения перепланировки, равно как и от получения необходимых согласований и разрешений в целях предотвращения нарушения прав и законных интересов граждан, а также обеспечения отсутствия угрозы их жизни и здоровью.
Во исполнение требований ч. 2 ст. 26 ЖК РФ истцом представлен суду подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска; технический паспорт на переустроенное и перепланированное жилое помещение.
Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***, в соответствии со ст. 14 ЖК РФ в целях упорядочения рассмотрения вопросов, связанных с переводом жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, а также переустройством и перепланировкой жилых помещений, утверждено Положение по оформлению проектной документации по вопросам переустройства, перепланировки и перевода жилых/нежилых помещений в нежилые/жилые.
В силу п. 1.2. указанного положения - подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лица, осуществляющие подготовку проекта) с обязательным ведением авторского надзора.
В соответствии с п. 1.3. Положения, проектная документация должна соответствовать требованиям пожарных, санитарно-гигиенических норм, экологических и иных установленных законодательством требований, в том числе требованиям к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
При подготовке проектной документации по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилых помещений при устройстве балконов (лоджий) необходимо учитывать следующие условия:
- устройство балконов (лоджий) на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих на улицы города, допускается только в случае реконструкции всего дома;
- устройство единичных балконов (лоджий) допускается в случаях их размещения на фасадах многоквартирных жилых домов, выходящих внутрь квартала, при этом архитектурное и цветовое решение балкона (лоджии) должно соответствовать единому решению (архитектурному и цветовому) жилого дома и ранее пристроенным балконам (лоджиям);
- материал строительства и отделки балконов (лоджий) должен соответствовать материалам строительства существующих балконов (лоджий);
- размеры балкона (лоджии) не должны превышать размеры существующих вышерасположенных балконов (лоджий);
- не допускается устройство балконов (лоджий) в случае, если на фасаде отсутствуют вышерасположенные балконы (п. 1.6 Положения).
В силу п. 2.1. Положения, проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подлежит согласованию лицом, предоставляющим услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома.
Проектная документация по вопросам переустройства и (или) перепланировки жилого помещения при устройстве балконов (лоджий) подлежит обязательному согласованию:
- управлением главного архитектора администрации города Благовещенска;
- ОАО "Амургаз". (п. 2.2 Положения).
В силу п. 2.3. Положения, в случае если перепланировка и (или) переустройство жилого помещения затрагивают общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заказчик выносит на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и (или) переустройству в полном объеме в порядке, предусмотренном главой 6 Жилищного кодекса РФ. По результатам рассмотрения общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме выносит решение о согласовании либо отказе в согласовании проектной документации с указанием перечня работ, при проведении которых затрагивается общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Одновременно с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказчик представляет информацию:
- о зарегистрированных правах собственности на все объекты недвижимого имущества, расположенные в данном многоквартирном доме, представленную Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области;
- о многоквартирном доме (год постройки, количество квартир, этажность, общая площадь, жилая площадь, процент износа), представленную организацией (органом), осуществляющей технический учет недвижимого имущества либо предоставляющей услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома (п. 2.4. Положения).
При изменении размера общего имущества в коммунальной квартире путем ее перепланировки и (или) переустройства заказчик представляет письменное согласие всех собственников комнат в данной квартире, удостоверенное нотариусом (п. 2.5 Положения).
По мнению суда, для решения вопроса о сохранении квартиры в перепланированном и (или) переустроенном состоянии необходимо представление аналогичных согласований.
Истцом представлен проект перепланировки квартиры *** г. Благовещенска, выполненный ИП ЕН.
Согласно проекту перепланировки квартиры *** г. Благовещенска, в ней выполнено устройство дополнительного входа с улицы, оконный проем в одной из жилых комнат преобразован в дверной проем, произведено устройство крыльца наружного входа, демонтированы деревянные щитовые перегородки толщ. 80 мм., возведены перегородки из ГКЛ толщ. 100 мм., перенесены санитарно-технические приборы в санузле, кухонная мойка.
Переустройство и перепланировка указанного жилого помещения не влияют на надежность и устойчивость конструкций.
Согласование проекта переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска с Управлением архитектуры и градостроительства г. Благовещенска не требуется, в соответствии с Постановлением мэра г. Благовещенска *** от ***
Кроме того, судом учитывается, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст.12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Федеральным законом от *** *** и вступившими в силу с ***, в настоящее время наличие санитарно-эпидемиологического заключения на переустроенный и перепланированный объект не требуется, в связи с чем, по мнению суда, согласование проектной документации с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области также не требуется.
Довод, администрации г. Благовещенска, указанный в оспариваемом решении о том, что в результате перепланировки и переустройства вход в туалет площадью 3,8 кв.м. осуществляется из кухни площадью 8,0 кв.м., что является нарушением п.3.9. СанПиН *** «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», суд находит не состоятельным, в связи с тем, что кухня преобразована в тамбур, а вход в помещение, оборудованное унитазом, производится непосредственно из коридора.
Согласование отделом ГПН по г. Благовещенску ГУ МЧС России по Амурской области в данном случае не требуется, поскольку на проекте переустройства и перепланировки квартиры *** г. Благовещенска имеется отметка о соответствии его противопожарным нормам.
Кроме того, проект переустройства и перепланировки жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска *** согласован с обслуживающей организацией - ЖК
В связи с устройством дополнительного входа в квартиру, преобразованием оконного проема в дверной, устройством крыльца, произведенная истцом перепланировка и переустройство жилого помещения затронуло общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме *** г. Благовещенска, в связи с чем, истцом на рассмотрение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме был поставлен вопрос о согласовании проектной документации по перепланировке и переустройству квартиры *** указанного многоквартирного дома с собственниками помещений данного дома.
Из материалов дела усматривается, что 24-х квартирный жилой дом, по *** является муниципальной собственностью г. Благовещенска, по состоянию на *** в электронной базе данных БТИ учтено собственников жилых помещений 36 человек. Из выписки из ЕГРП от *** года следует, что в указанном жилом доме, имеется 2 встроенных нежилых помещений - закусочная (пом. 1-12, площадью 84,7 кв.м.), собственником которого является ЮА и помещение ***, площадью 84,6 кв.м., собственником которого является АС Из выписки также следует, что в указанном многоквартирном жило доме, имеется 19 собственников жилых помещений. Таким образом, по состоянию на *** в многоквартирном жилом доме *** г. Благовещенска имеется 19 собственников жилых помещений, включая истца и 2 собственника нежилых помещений.
Согласно представленным истцом сообщений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по *** г. Благовещенска в форме заочного голосования, истцом получено согласие указанных собственников всего жилого дома на перевод жилого помещения в нежилое и реконструкцию жилой квартиры (уменьшение размера общего имущества, демонтаж подоконной части наружной стены и устройство крыльца а земельном участке, прилегающем к многоквартирному жилому дому.
Сведений об иных собственников жилых помещений в указанном жилом доме, по *** г. Благовещенска не имеется, доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом были получены все необходимые согласования собственников для сохранения квартиры в перепланированном и переустроенном состоянии. Собственник остальных комнат в квартире - Управления ЖКХ г. Благовещенска, воздержался.
Из договора технического заключения на обследование строительных конструкций после перепланировки помещений в кв. *** в существующем жилом здании по *** г. Благовещенска от *** усматривается, что работы, выполненные при перепланировки квартиры *** г. Благовещенска соответствуют изготовленному проекту. Не снижает несущей способности строительных конструкций существующего здания и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцом были получены и представлены суду все документы и согласования, необходимые для проведения переустройства и перепланировки указанного жилого помещения.
Учитывая отсутствие в связи с осуществлением переустройства и перепланировки нарушения, прав и законных интересов граждан, равно как и создания, этих переустройством и перепланировкой, угрозы их жизни или здоровью, а также то обстоятельство, что решением администрации г. Благовещенска об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки нарушаются права и законные интересы истцов на получение в установленном законом порядке согласования перепланировки жилого помещения и создаются препятствия для внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, суд полагает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Признать решение администрации г. Благовещенска *** от *** об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения - квартиры *** г. Благовещенска Амурской области незаконным.
Сохранить квартиру *** г. Благовещенска Амурской области в перепланированном и переустроенном состоянии.
Данное решение является основанием для внесения органами, осуществляющими технический учет недвижимого имущества, изменений в техническую документацию на жилое помещение, расположенное по адресу: Амурская область г. Благовещенск, ***.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято ***