Дело № 2-5066/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: помощника прокурора г. Белогорска - Гриневой М.В.,
представителя Министерства социальной защиты населения Амурской - Кудриной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Белогорска Амурской области, действующего в интересах Касьянова Игоря Викторовича, к Министерству социальной защиты населения Амурской о признании бездействия в части не обеспечения техническим средством реабилитации незаконным, обязании обеспечить инвалида техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Белогорска Амурской области, выступающий в защиту интересов Касьянова И.В., обратился в суд с иском, в котором просит: 1) признать бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Касьянова И.В. средствами реабилитации - сложной ортопедической обувью на левую стопу, костылями, креслом-коляской комнатной - незаконным; 2) обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Касьянова И.В. средствами реабилитации - сложной ортопедической обувью на левую стопу, костылями, креслом-коляской комнатной.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Правительство Амурской области, ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области.
Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец Касьянов И.В.; представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители третьих лиц - Министерства финансов РФ и Министерства финансов Амурской области, не представившие суду сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах и в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование искового заявления указано, что Касьянов И.В. является инвалидом первой группы. *** истцу выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, по которой ему полагаются средства реабилитации: сложная ортопедическая обувь на левую стопу, костыли, кресло-коляска комнатная. Срок исполнения программы - бессрочно. *** Государственным Учреждением - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации истец Касьянов И.В. поставлен на учет по обеспечению упомянутыми выше и предусмотренными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, которыми до настоящего времени он не обеспечен.
Федеральный закон от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам возможности реабилитироваться, а именно устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. В соответствии со ст. 11.1 Закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила. Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). С *** обязанность по обеспечению истца средствами реабилитации возложена на Министерство социальной защиты населения Амурской области, которым эта обязанность не исполнена до настоящего времени.
В судебном заседании представитель прокуратуры *** настаивала на заявленных прокурором *** исковых требованиях и доводах искового заявления. При этом не оспаривала факт того, что согласно программе реабилитации инвалида Касьянова И.В. от *** года истцу было выдано соответствующее направление на получение кресла-коляски комнатной и указанное средство реабилитации истцом было получено, тогда как в остальной части обязанность по обеспечению истца средствами реабилитации инвалида ответчиком не исполнена до настоящего времени.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области с исковыми требованиями прокурора *** не согласилась, в обоснование возражений пояснила, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ***. ***. В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения, предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке, определяемом Правительством Амурской области.В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять свое действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** *** «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который устанавливает определенные сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения Министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. В конце *** года Министерством было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Порядок). Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки на предмет соответствия действующему законодательству. Прокуратурой Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Порядок был утвержден постановлением Правительства Амурской области от *** ***. В Без указанного Порядка Министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако, в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе технических средств реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами Федерального закона ***, путем заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона *** может быть заключен на закуп одноименных товаров в квартале на сумму не более *** рублей. С учетом указанной нормы Министерством в *** года был заключен договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью. Во *** года был заключен договор на услуги по изготовлению протезов нижних конечностей (в том числе чехлов) на сумму *** рублей и договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** рублей, договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму *** рублей. Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноименных товаров «аппаратура медицинская». *** Министерством заключен государственный контракт *** на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью на сумму *** рублей.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Касьянова И.В. от *** истец был обеспечен креслом коляской в *** году. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от *** *** «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования креслами-колясками с ручным приводом: комнатные - не менее 6 лет, прогулочные - не менее 4 лет, кресла-коляски активного типа - не менее 4 лет; кресла-коляски с электроприводом - не менее 5 лет. В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и пунктом 12 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** ***, инвалид (ветеран) имеет право на замену ранее предоставленного технического средства (изделия) в случае: истечения срока пользования техническим средством (изделием), установленного приказом Минздравсоцразвития РФ от *** ***, при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида (ветерана) техническими средствами (изделиями), невозможности осуществления ремонта; необходимости досрочной замены. По состоянию на *** заключение об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническими средствами Касьянов И.В. в Министерство не предоставил. В материалах личного дела Касьянова И.В., переданного из Амурского регионального Фонда социального страхования РФ в рамках соглашения в министерство социальной защиты населения Амурской области, содержится индивидуальная программа реабилитации от ***. В соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** ***, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации носит заявительный характер. Однако Касьянов И.В. с заявлением на обеспечение техническим средствами реабилитации в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации от *** в министерство социальной защиты населения Амурской области в *** году не обращался. Министерством за первый и *** года было заключено на предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением, 21 договор на сумму *** рублей *** государственных контрактов на сумму *** рублей.
Из изложенного следует, что Министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Следует также отметить, что законодательством РФ не определен срок, в течение которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому Министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает. На основании изложенного Министерство просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Позиция Правительства Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому соглашением, заключенным между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области Правительству Амурской области с *** была передана часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Органом, уполномоченным на исполнение переданных полномочий, действительно является Министерство социальной защиты населения области. Вместе с тем, обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществляется по заявлениям граждан. В связи с чем, необходимо установить, когда именно заявление со всеми необходимыми документами поступило в ГУ Амурское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ и передано в министерство социальной защиты населения. Кроме того, обеспечение техническими средствами реабилитации началось сразу после передачи полномочий, данные об обеспечении граждан средствами реабилитации будут представлены министерством социальной защиты населения Амурской области. В этой связи в отзыве указано на несогласие с заявленными истцом требованиями и изложена просьба об отказе в их удовлетворении.
Согласно доводам письменного отзыва третьего лица ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от ***, в период ***-*** годов региональное отделение Фонда обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С ***, в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта Российской Федерации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области. Согласно акта приема-передачи сведений от *** личное учетное дело Касьянова И.В. передано в Министерство социальной защиты населения Амурской области для обеспечения техническими средствами реабилитации.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
Статьями 2, 10 Федерального закона от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации *** от ***, в качестве технических средств реабилитации включены трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, ортопедическая обувь.
В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ *** от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам в порядке, определенном правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.
Как следует из материалов дела, Касьянов Игорь Викторович является инвалидом первой группы, инвалидность ему установлена бессрочно, что подтверждается справкой серии ***.
Из материалов ученого дела Касьянова И.В. усматривается, что *** в отношении истца была составлена программа реабилитации инвалида, исполнителем которой в ней было указано АРО ФСС. В рамках данной программы и в соответствии с перечисленным в ней перечнем средств технической реабилитации, необходимых Касьянову И.В., *** он обращался в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, в котором просил поставить его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации - первичный протез левой голени 1 штука, функциональный косметический протез обоих предплечий - 2 штуки, рабочий протез правого предплечья, накладки к рабочему предплечью, комплект самообслуживания, вкладной башмачок на правую стопу, обувь на протез, обувь на вкладной башмачок, кресло-коляска.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида от ***, выданной ФГУ МСЭ на имя Касьянова И.В., усматривается, что истцу установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) - сложной ортопедической обувью на левую стопу, костылями, креслом-коляской комнатной, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан с *** и бессрочно, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС.
Из материалов дела усматривается, что сведения о Касьянове И.В., как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС в Министерство социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***.
Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).
В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению *** к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).
Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Судом установлено, что Касьянов И.В. длительное время (с *** года) не обеспечен средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** года он не обеспечен средствами реабилитации в виде сложной ортопедической обуви на левую стопу, костылей именно Министерством социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем исковые требования в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области о наличии предпринимаемых уполномоченными органами всех необходимых мер для обеспечения инвалидов области средствами технической реабилитации, в качестве которых указано на разработку Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, проведение мониторинга цен на средства технической реабилитации, совершение действий по заключению государственных контрактов на поставку ТСР, подготовку документации для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона, заключение договоров на поставку ТСР, совершение которых подтверждено документами, представленными суду, поскольку предпринимаемые меры на момент рассмотрения настоящего спора не обеспечили реального предоставления Касьянову И.В. средств технической реабилитации инвалидов в виде сложной ортопедической обуви на левую стопу, костылей, либо возможности назвать конкретные сроки обеспечения указанного инвалида данными техническими средствами реабилитации, и, следовательно, по мнению суда, являются недостаточными.
Суд также полагает несостоятельной ссылку представителя Министерства социальной защиты населения на отсутствие в законодательстве РФ сроков, в течение которых инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации. Исходя из предназначения средств технической реабилитации, целей реабилитации инвалидов и смысла социальной поддержки инвалидов как таковых, предоставление инвалиду необходимых средств технической реабилитации должно осуществляться во всяком случае в разумные сроки, которые в отношении Касьянова И.В. нарушены, поскольку не обеспечение последнего средствами реабилитации непосредственно со стороны ответчика составило более пяти месяцев.
В удовлетворении части исковых требований, касающихся признания незаконным бездействия Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Касьянова И.В. средством реабилитации в виде кресла-коляски комнатной и возложении на данного ответчика обязанности по обеспечению истца указанным средством технической реабилитации, суд полагает необходимым отказать, поскольку креслом-коляской комнатной Касьянов И.В. был обеспечен в *** году на основании выданного ему ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ *** направления на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий ***.
При этом судом учитывается, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от *** *** «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования креслами-колясками с ручным приводом: комнатные - не менее 6 лет, прогулочные - не менее 4 лет, кресла-коляски активного типа - не менее 4 лет; кресла-коляски с электроприводом - не менее 5 лет.
Согласно пункту 10 постановления Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» и пункту 12 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** ***, инвалид (ветеран) имеет право на замену ранее предоставленного технического средства (изделия) в случае: истечения срока пользования техническим средством (изделием), установленного приказом Минздравсоцразвития РФ от *** ***, при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида (ветерана) техническими средствами (изделиями), невозможности осуществления ремонта; необходимости досрочной замены.
Между тем, доказательств того, что предоставленное Касьянову И.В. в *** году средство технической реабилитации - кресло-коляска комнатная, нуждается в досрочной замене ввиду невозможности осуществления ее ремонта, а также доказательств обращения Касьянова И.В. за получением заключения об отсутствии противопоказаний к его обеспечению указанным средством реабилитации, суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлено не было. В связи с чем законных оснований для удовлетворения иска прокурора *** в указанной части не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора *** Амурской области, действующего в интересах Касьянова Игоря Викторовича - удовлетворить в части.
Признать бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Касьянова Игоря Викторовича средствами реабилитации - сложной ортопедической обувью на левую стопу, костылями - незаконным.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Касьянова Игоря Викторовича средствами реабилитации - сложной ортопедической обувью на левую стопу, костылями.
В удовлетворении остальной части искового заявления прокурора *** Амурской области, действующего в интересах Касьянова Игоря Викторовича - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов