Дело № 2-5212/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Кизикиной О.А.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Потаповой Е.В.,
истца ЕА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах ЕА, к Администрации г. Благовещенска о возложении обязанностей поставить на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов ЕА, обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Администрацию г. Благовещенска поставить ЕА на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и предоставить ей жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: Министерство финансов РФ, Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области.
Будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель ответчика Администрации г. Благовещенска, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители третьих лиц Министерства финансов Амурской области, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства образования и науки Амурской области, не представившие сведений о причинах неявки и доказательств уважительности таких причин. При таких обстоятельствах и на основании п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
В обоснование заявленного в иске указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В. суду даны устные пояснения о том, что решениями Магдагачинского районного суда от *** и *** годов родители ЕА - ЕА и АИ были лишены родительских прав. В соответствии с постановлением главы местного самоуправления *** Амурской области от *** *** ЕА была определена в государственное учреждение для дальнейшего воспитания и проживания. Постановлением главы администрации местного самоуправления *** от *** *** ЕА была включена в список на внеочередное получение жилой площади. Постановлением главы Администрации *** *** от ***, на основании поданного ЕА заявления и ходатайства отдела образования *** от ***, истец была снята с учета для получения жилой площади на территории данного населенного пункта, в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Благовещенск. Жилых помещений в собственности либо в пользовании на условиях социального найма у ЕА не имеется. В период с *** по *** ЕА обучалась в ПК г. Благовещенска, что подтверждается дипломом об от ***. В настоящее время ЕА проживет и работает в г. Благовещенске. На заявление ЕА в Администрацию г. Благовещенска с просьбой о постановке на учет и предоставлении ей жилья истцу даны ответы от *** и от ***, из которых следует, что комиссией по жилищным вопросам отказано в принятии истца на указанный учет и в предоставлении жилья во внеочередном порядке. В то же время, ЕА в установленном законом порядке была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в ***, затем снялась с учета, поскольку местом ее жительства в настоящее время является г. Благовещенск. При таких обстоятельствах органом местного самоуправления г. Благовещенска ЕА неправомерно отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке и в предоставлении жилья, что является нарушением Федерального закона от *** *** «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 ЖК РФ, Закона Амурской области от *** *** «О жилищной политике в Амурской области».
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Потапова Е.В. и истец ЕА на удовлетворении заявленных требований настаивали, пояснив об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Позиция представителя Администрации г. Благовещенска изложена в представленному суду письменном отзыве, согласно доводам которого ответчик иск не признает. В обоснование возражений указано, что истица администрацией поселка Магдагачи была включена в список на внеочередное получение жилой площади как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в связи с чем и в соответствии со ст. 8 ГК РФ обязательства по обеспечению истицы вне очереди жилым помещением после окончания ею учебного заведения возникли у администрации ***. В нарушение ст. 309 ГК РФ указанные обязательства по обеспечению истицы жильем не были исполнены должным образом, в связи с чем с *** года по настоящее время истица не обеспечена жилым помещением. Поскольку истица не утратила оснований для получения жилья по категории детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, у администрации поселка Магдагачи отсутствовали законные основания для снятия ЕА с учета в качестве нуждающейся по указанной категории. В силу положений ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом, следовательно, обязательства по обеспечению истицы жилым помещением администрацией поселка Магдагачи не были прекращены. Из положений ст. 12 ГК РФ следует, что суд, установив, что противоречие акта государственного органа или органа местного самоуправления закону, не применяет его при рассмотрении дела. Поскольку Постановление главы администрации поселка Магдагачи от *** *** «О снятии с учета для получения жилой площади ЕА» принято с нарушением норм действующего законодательства, постольку учитывать его при рассмотрении дела как основание прекращения обязательства администрации поселка Магдагачи по обеспечению жильем истицы не имеется. В этой связи у Администрации г. Благовещенска не возникло обязанности по постановки истицы на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлению истицы жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей ввиду наличия данного обязательства у администрации поселка Магдагачи.
Выслушав пояснения помощника прокурора и истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от *** ***, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 5 Закона РФ от *** *** «Об основах федеральной жилищной политики» (в ред. Федеральных законов от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***), граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Из материалов дела видно, что ЕА, *** года рождения, является лицом, имеющим право на внеочередное получение жилого помещения с *** года, поскольку ее родители - мать ЕА и отец АИ были лишены родительских прав решениями Магдагачинского районного суда Амурской области от *** и от *** соответственно.
Постановлением главы местного самоуправления *** Амурской области *** от *** ЕА была определена в сиротское интернатное учреждение.
Постановлением главы администрации *** от *** ЕА была включена в список на внеочередное получение жилой площади.
Как указано в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по смыслу указанной статьи такая обязанность возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ч. 8 Федерального закона РФ *** от *** «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно абз. 1 ч. 3 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ***-ОЗ от *** (в редакции от ***) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Обстоятельства отсутствия у ЕА в собственности либо в пользовании на условиях социального найма жилого помещения как на территории г. Благовещенска, так и на территории *** Амурской области - подтверждаются материалами дела и ответчиком не оспорены.
Таким образом, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ ЕА имеет право на внеочередное предоставление ей органом местного самоуправления жилого помещения.
Как следует из материалов дела, *** главой рабочего поселка (поселка городского типа) *** Амурской области вынесено Постановление ***, которым ЕА была снята с учета для получения жилой площади, в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Благовещенск Амурской области.
*** Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска ЕА была направлено письмо за ***, которым ей было отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории г. Благовещенска. При этом в тексте данного письма, со ссылкой на состоявшееся *** заседание комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска, указано, что вынесение администрацией *** вышеуказанного Постановления *** не освобождает данный орган местного самоуправления от обязанности по обеспечению ЕА жилым помещением во внеочередном порядке в связи с окончанием образовательного учреждения в *** года.
Из представленной суду копии диплома *** от *** следует, что в период с *** года по *** истица обучалась по очной форме в ПК
Согласно трудовому договору *** от ***, заключенному между Областным государственным учреждением здравоохранения ДР и ЕА, последняя является работником данного учреждения, расположенного в г. Благовещенске Амурской области.
Из справки отдела регистрации МП г. Благовещенска «Единый информационно-расчетный центр» от *** усматривается, что ЕА зарегистрирована по адресу - г. Благовещенск, ***.
Понятие места жительства, с которым законодатель связывает реализацию гражданами ряда принадлежащим им прав и обязанностей, в том числе права на жилище, раскрывается в ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. В частности, в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от *** ***, под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
Как следует из выше установленных судом обстоятельств, в настоящее время избранным ЕА после окончания учебного заведения местом жительства является г. Благовещенск, в связи с чем доводы ответчика об отсутствии у Администрации г. Благовещенска обязанности по постановке ЕА на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории г. Благовещенска, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, расцениваются судом как необоснованные, а отказ в постановке истца на такой учет суд полагает незаконным. В этой связи заявленное прокурором г. Благовещенска в интересах ЕА требование о возложении на Администрацию г. Благовещенска обязанности поставить ЕА на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке является законным и обоснованным, а поэтому подлежит удовлетворению.
При этом судом учитываются положения пункта 2 Порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, разработанного в соответствии с вышеприведенными положениями ст. 4 Закона Амурской области и утвержденного Постановлением *** от *** N 222, которым предусмотрено, что однократное внеочередное обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета.
Доводы представителя Администрации г. Благовещенска о том, что в рассматриваемой ситуации и в соответствии со ст. 12 ГК РФ не имеется снований для учета Постановления главы администрации поселка Магдагачи от *** в качестве основания для прекращения обязательства администрации поселка Магдагачи по обеспечению жильем истцы, судом отвергаются как необоснованные, поскольку признаков несоответствия этого постановления вышеприведенным законоположениям не усматривается. При этом судом учитывается, что по смыслу ст. 1 Закона РФ от *** *** «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Предусмотренные указанным ранее Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст. 5).
Постановлением Правительства Амурской области от *** *** был утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенций осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно приложению *** к Закону Амурской области *** от ***, в бюджете Амурской области на *** год предусмотрены субвенции местным бюджетам на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в том числе, для муниципального образования г. Благовещенска - в размере ***.
Однако, как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика, до настоящего времени жилое помещение истцу ЕА органом местного самоуправления - Администрацией г. Благовещенска не предоставлено.
При этом судом учитывается, что само по себе отсутствие в деле доказательств принятия ЕА на соответствующий учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения существенного правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку в данном случае постановка такого лица на указанных учет сама по себе не является основанием возникновения у лица права на получение жилья, а лишь фиксирует и подтверждает на соответствующем уровне наличие уже существующего у него права на внеочередное получение жилья, и обязанности соответствующего органа государственной власти по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, по мнению суда, обязанность по внеочередному однократному предоставлению жилого помещения истцу по договору социального найма лежит на органе местного самоуправления, то есть на Администрации г. Благовещенска.
При этом общая площадь подлежащего предоставлению истцу жилого помещения, в силу ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и постановления мэра г. Благовещенска от *** *** «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма» не может быть менее 18 кв. метров.
С учетом изложенного суд считает требование прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах ЕА, следует удовлетворить, обязав Администрацию г. Благовещенска предоставить ЕА жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим условиям, в г. Благовещенске, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма. При этом судом учитывается, что действующее жилищное законодательство признает жилым помещением (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ) изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
На основании изложенного м руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах ЕА, - удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Благовещенска поставить ЕА на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке, и предоставить ЕА жилое помещение в черте г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим условиям, общей площадью не менее 18 кв. метров, по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов