Дело № 2 - 5327/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Благовещенск *** Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Исаченко М.В., при секретаре Терзи Д.Л., с участием представителя ответчика администрации г. Благовещенска - Денисовой И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климковича Владимира Анатольевича к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок, Установил: Климкович В.А. обратился в Благовещенский городской суд с указанным иском к администрации г. Благовещенска, в обоснование требований указал, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***, на основании договора дарения от *** С ***. по настоящее время он открыто, непрерывно и добросовестно пользуется жилым домом и земельным участком, на котором расположен жилой дом. Решив узаконить свое право на земельный участок, под объектом недвижимости, принадлежащем ему на праве собственности, Климкович В.А. обратился в администрацию г. Благовещенска для заключения договора аренды земельного участка. Постановлением мэра г. Благовещенска от *** *** Климкович В.А. был предоставлен земельный участок, общей площадью - 2017 кв. м. с кадастровым *** для индивидуального жилья на условиях аренды. В дальнейшем был заключен договор *** от *** о передаче в аренду земельного участка сроком действия с *** по ***, данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службе по Амурской области *** Согласно справки КУМИ г. Благовещенска от *** *** задолженности по арендной плате за землю не имеется. В *** г. он обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в собственность за плату, однако, *** администрация г. Благовещенска отказала в предоставление участка в собственность, в связи с тем, что запрашиваемый земельный участок относится к государственной собственности, расположен на территории, которая Решением облисполкома *** от *** определена памятником природы урочища «Мухинка». В соответствии с п. 1,3 ст. 95, п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российское Федерации, памятники природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий, земли в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте и не предоставляются в частную собственность. Считает данный отказ не законным и не обоснованным. В силу статьи 6 ЗК Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 660, кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По правилам пункта 3 статьи 14 Федерального закона от *** N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель. Действующим земельным кодексом РФ предусмотрены ограничения для предоставления земельных участков в частную собственность. Так, частью 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Иных ограничений для оборота земельных участков Земельный кодекс РФ не содержит. Информации о том, что запрашиваемый земельный участок Климкович В.А. ограничен в обороте, либо изъят из него в нарушение ст. 56 ГПК РФ не имеется. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9, часть 2), граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст. 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, часть 3). Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс РФ. Считает, что отказ администрации г. Благовещенска не обоснован, противоречит действующему законодательству, нарушает законные права и интересы гражданина Климкович Владимира Анатольевича - собственника зданий и строений, расположенных на земельном участке. На основании ч. 2 ст. 15 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В силу ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 72 Конституции Российской Федерации, частями 1, 3 статьи 2 ЗК РФ установлено, что вопросы земельного законодательства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Часть 2 ст. 16 ЗК РФ разграничивает государственную собственность на землю собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность). Пунктом 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления, распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанны землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строен сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Просит признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска от *** *** в предоставлении земельного участка в собственность за плату; обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ФИО1 земельный участок площадью - 2017 кв.м. с кадастровым *** для индивидуального жилья в собственность за плату; взыскать с администрации г. Благовещенска государственную пошлину в размере 200 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере - *** рублей. Представитель ответчика администрации г. Благовещенска не согласилась с заявленными требованиями, поддержала пояснения, изложенные в письменном отзыве, из которого следует, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что отказ от *** *** вынесен в нарушение требований действующего законодательства, а также нарушает права и свободы заявителя: Как следует из обжалуемого отказа, запрашиваемый земельный участок расположен на территории памятника природы урочища «Мухинка». На основании решения исполнительного комитета Амурского областного совета народных депутатов от *** *** зона отдыха «Мухинка» признана памятником природы. Решением исполнительного комитета Амурского областного совета народных депутатов от *** *** утвержден режим использования и охраны урочища «Мухинка». Постановлением губернатора Амурской области от *** *** утверждено картографическое описание границ памятника природы областного значения урочища «Мухинка», а также режим охраны и использования названного памятника природы. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно ч. 4 ст. 27 из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса). Согласно ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (ч. 2 ст. 95 ЗК РФ). В соответствии с положениями ч. 10 ст. 95 Земельного кодекса РФ земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев. Таким образом, законодателем предусмотрен особый правовой режим в отношении земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий, который не предусматривает возможности предоставления таких земельных участков в собственность физических и юридических лиц. В связи с чем, обжалуемый отказ администрации города является законным и обоснованным. Кроме того, указала, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от *** N 454-0, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Разумность размеров как категория оценочная определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела, произведенной оплаты представителя и т.д. Следовательно, при оценке разумности заявленных ФИО1, расходов в сумме *** рублей необходимо обратить внимание на сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, на объем доказательной базы по конкретному делу, продолжительность подготовки к рассмотрению дела. Учитывая тот факт, что характер рассматриваемого спора и категория дела не представляются особенно сложными; на момент принятия заявления к судебному производству сложилась соответствующая судебная практика по спорному вопросу; объем подготовленного материала (документов), полагает, что размер взыскиваемой суммы на оплату услуг представителя в сумме *** рублей превышает разумные пределы и является чрезмерно большим. На основании изложенного, администрация г. Благовещенска просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела извещен надлежаще в соответствие с правилами ст. 113 ГПК РФ, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что подтверждается телефонограммой от ***. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие истца Климковича В.А. Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующим выводам. В судебном заседании установлено, что спор возник относительно права истца на получение земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного в ***, площадью 2 017 кв.метров в собственность за плату. Из материалов дела следует, что вышеуказанный земельный участок используется под индивидуальный жилой дом в ***, принадлежащий истцу на праве собственности в соответствии с договором дарения от ***, и следует из свидетельства о государственной регистрации права серия *** от ***. Из материалов дела следует, что пользование земельным участком осуществляется на условиях договора аренды *** от ***, заключенного между Климкович В.А. и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска. В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) *** от *** спорный земельный участок, площадью 2017 ± 16 кв.метров расположен в ***. Разрешенное использование земельного участка: индивидуальный жилой дом. Кадастровый номер земельного участка ***. На основании ч.2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законом могут находиться в частной собственности. В силу ч.1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 72 Конституции Российской Федерации, частями 1, 3 статьи 2 ЗК РФ установлено, что вопросы земельного законодательства относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Часть 2 статьи 16 ЗК РФ разграничивает государственную собственность на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальная собственность). Пунктом 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. В силу ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Как следует из ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно сообщению *** от *** Климковичу В.А. в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в *** для жилого дома было отказано со ссылкой на п.1,3 ст.95, п. 2 ст.27 ЗК РФ по основаниям, что запрашиваемый земельный участок относится к государственной собственности расположен на территории, которая решением облисполкома *** *** определена памятником природы урочища «Мухинка». Однако вышеуказанный отказ является незаконным, поскольку приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений, ограничивающих право гражданина на бесплатное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Ссылки ответчика на положения ст.27, 95 ЗК РФ основаны на неверном толка закона Пунктом 1 ст. 95 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория; запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. В силу п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Однако вышеуказанные нормы не распространяются на случаи, когда земельный участок был предоставлен под индивидуальное жилье, поскольку нормами земельного законодательства предусмотрено исключительное право граждан-собственников зданий на приватизацию таких земельных участков. Кроме того, судом принимается во внимание, что право собственности на объект недвижимости, расположенный на спорном земельном участке перешло к Климковичу В.А. на основании договора от *** от ФИО2, которому указанный жилой дом принадлежал на основании договора купли-продажи от ***, то есть право собственности ФИО2 на жилой дом возникло до придания статуса памятника природы областного значения урочище «Мухинка». Принимая во внимание, что истец обладает правом на получение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен принадлежащей ему на праве собственности жилой дом, на администрацию г. Благовещенска надлежит возложить обязанность предоставить Климковичу В.А. в собственность за плату земельный участок, общей площадью 2017 км.м., с кадастровым номером ***, для индивидуального жилья. Всоответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст.96 ГПК РФ. Из материалов дела следует, что за оформление доверенности на имя ФИО3 истцом было уплачено по тарифу *** рублей, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. При обращении в суд с настоящим иском, истцом была уплачена государственная пошлина в размере *** рублей, что подтверждается чеком-ордером от ***, при этом при подаче настоящего иска, подлежит уплате государственная пошлина в размере 200 рублей, на основании изложенного, с ответчика в пользу истца подлежат взыскании расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Расходы на представителя подлежат снижению до *** руб., что будет соответствовать требованиям разумности и справедливости, учитывая количество судебных заседаний по делу, количество судебных заседаний по делу, сложность дела. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Климковича Владимира Анатольевича - удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Благовещенска от *** *** в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Обязать администрацию г. Благовещенска предоставить Климковичу Владимиру Анатольевичу земельный участок площадью - 2017 кв.м. с кадастровым *** для индивидуального жилья в собственность за плату. Взыскать с администрации г. Благовещенска в пользу Климковича Владимира Анатольевича государственную пошлину в размере 200 рублей; расходы на оформление доверенности в размере *** рублей. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней, срок исчисляя с даты изготовления мотивированного решения суда. Судья М.В. Исаченко