Решение о взыскании денежных средств



                                   Дело № 2-5190/11

                                                                                                                                   

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Благовещенск                                           ***

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Благова К.С.,

при секретаре Кизикиной О.А.,

с участием: истца Лазаревой Н.П.,

представителя ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области - Лой Д.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лазаревой Надежды Петровны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Лазарева Н.П. обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать в свою пользу с Министерства социальной защиты населения Амурской области компенсацию за приобретенный слуховой аппарат в сумме *** рублей; понесенные судебные расходы, а также компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.

Исковое заявление принято к производству Благовещенского городского суда согласно определению судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Амурской области.

В судебном заседании истец Лазарева Н.П. отказалась от иска в части требования о взыскании компенсации морального вреда в размере *** рублей. Определением от *** данный отказ судом принят в порядке ст. 39 ГПК РФ и производство по делу в указанной части прекращено.

Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом в него не явились - представитель ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представитель Министерства финансов РФ, сведений о причинах неявки которого доказательств уважительности таких причин суду представлено не было. При таких обстоятельствах и на основании правил п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

В обоснование иска в остальной части требований в заявлении указано, а в данном судебном заседании истцом Лазаревой Н.П. даны суду устные пояснения об обстоятельствах того, что она является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, в том числе по слуху. *** подала в ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования РФ заявление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов истцу положено моноуральное слухопротезирование цифровым программируемым многоканальным слуховым, заушным, мощным слуховым аппаратом. По договору от *** истцом был приобретен слуховой аппарат *** серия ***, за *** рублей. *** истцом было подано в ГУ Амурского регионального отделения Фонда социального страхования заявление о выплате компенсации стоимости приобретенного ей слухового аппарата, технические характеристики которого полностью соответствовали характеристикам необходимого ей в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. С *** года все функции ГУ ФСС РФ были переданы Министерству социальной защиты населения Амурской области. *** на расчетный счет истца, в качестве компенсации за приобретенный ей слуховой аппарат, была переведена денежная сумма в размере *** рублей. При обращении истца в Министерство социальной защиты населения Амурской области ей было указано на то, что иных выплат в счет компенсации за приобретенное средство реабилитации ей не причитается. Данные действия ответчика истец полагает незаконными и нарушающими ее права, а оставшуюся разницу между выплаченной ей суммой и ценой, за которую был приобретен слуховой аппарат, подлежащей взысканию с ответчика.

Явившийся в судебное заседание представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области суду пояснил, что в настоящее время Министерством положительно разрешен вопрос о необходимости выплаты инвалидам денежных средств за самостоятельно приобретенные ими технические средства реабилитации в соответствии с разработанными в их отношении индивидуальными программами реабилитации, по ценам фактического приобретения. Данные выплаты будут произведены в самое ближайшее время. Решение о выплате инвалидам компенсаций по ценам фактического приобретения технических средств реабилитации принималось соответствующей комиссией Министерства по результатам исследования, в числе прочих материалов, материалов учетного дела инвалида Лазаревой Н.П.. Не оспаривает, что Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от *** ***н, которым предусмотрено возмещение инвалидам расходов по самостоятельному приобретению технических средств реабилитации в размере по итогам последнего по времени размещения заказа на поставку этих средств - применению к спорному правоотношению не подлежит ввиду вступления его в силу лишь ***, тогда как спорное правоотношении возникло ранее.

Согласно доводам письменного отзыва на иск третьего лица ГУ Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, в период ***-*** годов региональное отделение Фонда обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С ***, в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта Российской Федерации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области. Согласно акта приема-передачи сведений от *** личное учетное дело Лазаревой Н.П. передано в Министерство социальной защиты населения Амурской области для обеспечения техническими средствами реабилитации.

Выслушав пояснения участников процесса и исследовав доказательства дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.

Статьями 2, 10 Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Пунктом 15(1) данных Правил предусмотрено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно пункту 2 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от *** ***н, (далее - Порядок), компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от *** № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.

Согласно пункту 3 Порядка компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, с учетом классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В силу пункта 5 Порядка, компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации.

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации.

Судом установлено, что в порядке ст. 26.8 Федерального закона от *** № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Амурской области заключено соглашение, утвержденное распоряжением Правительства РФ ***-р от ***.

В силу указанного соглашения Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам в порядке, определенном правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.

Как следует из материалов дела, Лазарева Н.П. является инвалидом третьей группы, инвалидность ей установлена на срок до ***, что подтверждается справкой серии *** ***.

Из материалов учетного дела Лазаревой Н.П. усматривается, что *** в отношении истца была составлена программа реабилитации инвалида, исполнителем которой указано ФСС, а срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - до ***. В рамках данной программы и в соответствии с перечисленным в ней перечнем необходимых средств технической реабилитации, *** Лазарева Н.П. обратилась в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением, в котором просила поставить ее на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, в число которых включен цифровой программируемый многоканальный мощный заушный слуховой аппарат.

Судом установлено, что Лазарева Н.П., длительное время (с *** года) не была обеспечена средством технической реабилитации в виде вышеуказанного слухового аппарата, в связи чем, *** она заключила с Центром здорового слуха «Аудиофарм» договор купли-продажи, по условиям которого приобрела за свой счет за *** рублей слуховой аппарат *** серия ***. Факт оплаты истом стоимости приобретенного слухового аппарата в указанном размере подтверждается имеющейся в деле копией чека *** от ***.

*** истец обратилась в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, приложив к заявлению копии договора купли-продажи, квитанции к приходному кассовому ордеру и кассового чека.

Из материалов дела усматривается, что сведения о Лазаревой Н.П. как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС в Министерство социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** по акту от ***.

Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок).

В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, выплаты компенсации за самостоятельное приобретение инвалидом соответствующего технического средства (изделия).

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) может быть приобретено инвалидом (ветераном) самостоятельно за счет собственных средств с последующей компенсацией расходов, понесенных на его приобретение. Размер компенсации, порядок ее назначения и выплаты устанавливаются Правительством области.

*** на Министерство социальной защиты населения Амурской области перечислило на расчетный счет Лазаревой Н.П. компенсацию за самостоятельно приобретенное ей техническое средство в сумме *** рублей. В выплате оставшейся части компенсации в размере *** рублей, составляющей разность между стоимостью приобретенного слухового аппарата и суммой фактически выплаченных денежных средств, истцу было отказано и такая выплата ответчиком до настоящего времени не произведена.

Между тем, из анализа вышеприведенных положений как федерального, так и областного законодательства следует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем выплаты компенсаций в случае самостоятельного приобретения инвалидами таких технических средств.

В этой связи бездействие ответчика, заключающееся в невыплате истцу в полном объеме компенсации за самостоятельно приобретенное ей техническое средство реабилитации, расценивается судом как необоснованное уклонение от исполнения имеющейся у Министерства социальной защиты населения Амурской области обязанности по произведению такой выплаты.

Кроме того, судом принимается во внимание представленная ответчиком выписка из протокола заседания комиссии по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные и оплаченные инвалидами (ветеранами) технические средства реабилитации и полученные услуги *** от ***. Согласно данной выписке, полномочной комиссией ответчика принято решение о необходимости произведения выплат инвалидам компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и услуги инвалидам (ветеранам) по фактической цене приобретения технического средства реабилитации, вне зависимости от даты подачи заявления на их компенсацию. Как следует из пояснений представителя ответчика в данном заседании, при принятии указанного решения комиссией исследовались, в числе прочих материалов, материалы учетного дела инвалида Лазаревой Н.П..

На основании изложенного, учитывая приведенные законоположения, совокупность установленных обстоятельств, а также позицию представителя ответчика, не оспаривавшего наличие у Министерства обязанности по выплате истцу компенсации в заявленном размере, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области компенсации за приобретенный слуховой аппарат в сумме *** рублей.

Учитывая удовлетворение заявленного истцом Лазаревой Н.П. требования, с ответчика в ее пользу по правилам ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию уплаченная ей государственная пошлина в сумме 1745,33 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Лазаревой Надежды Петровны удовлетворить.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения *** в пользу Лазаревой Надежды Петровны компенсацию за приобретенный слуховой аппарат в сумме *** рублей, а также судебные расходы в сумме 1745 рублей 33 копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья К.С. Благов