Дело *** именем Российской Федерации *** город Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Никитина В.Г., при секретаре Пятковой И.Е., с участием представителя истца Ляшок О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парфенова Алексея Владимировича к администрации города Благовещенска о признании незаконным решения об отказе в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным домом, устранении допущенного нарушения, УСТАНОВИЛ: Парфенов А.В. в лице своего представителя Ляшок О.А. обратился в суд с данным исковым заявлением, в обоснование которого указал, на основании договора купли-продажи от *** он является собственником квартиры *** в двухквартирном доме *** по ***. Квартира под *** этого дома находится в муниципальной собственности. С целью получения возможности юридического оформления общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен указанный двухквартирный дом, собственниками квартир при заочной форме голосования было принято решение от *** о формировании границ земельного участка и избрании уполномоченного представителя собственников жилья - Ляшок О.А. *** вместе с названным решением собственников жилья двухквартирного дома в администрацию г. Благовещенска было подано заявление о формировании земельного участка, находящегося в квартале *** города Благовещенска, на котором расположен указанный многоквартирный дом *** по пер. ***. Письмом *** от *** за подписью заместителя главы администрации г. Благовещенска ФИО1, истцу было отказано в формировании указанного земельного участка на том основании, что на сегодняшний день не разработан проект планировки и проект межевания территории квартала *** города Благовещенска. При этом не сообщается, когда органом местного самоуправления указанные проекты будут изготовлены и земельный участок сформирован. В соответствии с действующим законодательством формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является обязанностью органа местного самоуправления в случае принятия собственниками жилых помещений этого дома решения о формировании участка и обращении с заявлением о его формировании в орган местного самоуправления. Согласно п. 26 ст. 4 Устава муниципального образования г. Благовещенска обязанностью органа местного самоуправления является утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории. По мнению истца, администрация г. Благовещенска не исполняет свои обязанности по разработке проектов планировки и межевания территории квартала *** г. Благовещенска, в результате чего отказывается исполнять свою обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом, тем самым нарушая право истца на переход бесплатно в общую долевую собственность и собственника квартиры *** в многоквартирном доме земельного участка, на котором он расположен. Своим бездействием, по мнению истца, администрация г. Благовещенска создает препятствия к осуществлению истцом его права на получение в собственность доли земельного участка под многоквартирным домом и юридического оформления (регистрации) этого права, реализации прав собственника. На основании изложенного, просит суд признать бездействие администрации г. Благовещенска, заключающееся в отказе в формировании земельного участка, находящегося в квартале *** города Благовещенска, на котором расположен многоквартирный дом *** по ***, незаконным, препятствующим осуществлению прав истца на получение в собственность доли земельного участка под указанным многоквартирным домом и юридического оформления (регистрации) этого права собственности, реализации прав собственника; обязать администрацию г. Благовещенска устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению указанных прав в установленный судом срок. В судебном заседании представитель истца Ляшок О.А. настаивала на заявленных требованиях, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Из письменного отзыва представителя администрации города Благовещенска Денисовой И.А. следует, что администрация города Благовещенска возражает относительно заявленных требований, в обоснование своих возражений указала, что по заявлению уполномоченного представителя собственников помещений в многоквартирном жилом доме ***1 по ***, Ляшок О.А. от *** вх. ***з о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом *** по пер. Советскому, администрацией города Благовещенска принято решение от *** *** об отказе в формировании земельного участка. В связи с чем полагает, что истцом неверно определен предмет обжалования - ответчик не допускал бездействия при рассмотрении заявления Ляшок О.А. Как следует из мотивировочной части искового заявления, истец не согласен с решением администрации города Благовещенска от *** *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***. Администрация города Благовещенска полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что обжалуемый отказ принят в нарушение требований действующего законодательства, а также нарушает права и свободы заявителя. Как следует из ответа администрации города Благовещенска от *** ***, истцу отказано в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома, поскольку территория квартала *** не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории. Как следует из материалов дела, жилой дом по ***, является многоквартирным - в соответствии с п. 6 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденным Постановлением Правительства РФ от *** ***, многоквартирным домом признается совокупность двух или более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными жилыми домами, одна из которых - образование земельного участка посредством подготовки проектов планировки и межевания территорий, на что и было правомерно указано в обжалуемом решении администрации города Благовещенска. Техническая документация, и материалы инвентаризации квартала *** подтверждают фактическое использование единого земельного участка для группы многоквартирных жилых домов, включая и дом по ***. Положениями ст. 42, 43 Градостроительного кодекса предусмотрено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, градостроительных норм и правил в рамках подготовки проектов планировки и межевания застроенных территорий. Поскольку на дату рассмотрения заявления Ляшок О.А. проект планировки и межевания территории квартала *** отсутствовал, у администрации города Благовещенска отсутствовала возможность формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по ***. На основании изложенного, представитель администрация города Благовещенска полагала, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат. В судебное заседание не явились истец Парфенов А.В., о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя. В судебное заседание также не явился представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, письменный отзыв не представил. Настоящее гражданское дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие указанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Выслушав представителя истца Ляшок О.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствие с частями 1, 2 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно статьи 3 Земельного кодекса РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Как следует из материалов дела, *** представителем собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме *** по пер. Советский в г. Благовещенске подано заявление на имя главы администрации города Благовещенска с просьбой о формировании земельного участка, находящегося в квартале *** города Благовещенска, на котором расположен многоквартирный жилом дом *** по пер. Советский в г. Благовещенске. По результатам рассмотрения указанного заявления, *** администрацией города Благовещенска на Ляшок О.А. был дан ответ ***, в котором указано, что согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от *** № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления. Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от *** № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний, в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 42, 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка проектов планировки и проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. При этом размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных норм и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Поэтому, для формирования земельного участка для многоквартирного дома по адресу: пер. Советский, 49/1 в квартале 231 должен быть утвержден в установленном порядке проект планировки и межевания территории квартала 231. На сегодняшний день такой проект не разработан. С учетом вышеизложенного, только после разработки и утверждения в установленном порядке проекта планировки и проекта межевания территории квартала *** города Благовещенска, администрацией города Благовещенска будет возможно обеспечение работ по формированию земельного участка для многоквартирного дома по *** и проведение его государственного кадастрового учета. Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился с настоящим исковым заявлением в суд. Из содержания искового заявления усматривается, что истцом оспаривается отказ администрации города Благовещенска в формировании земельного участка для многоквартирного дома по *** в связи с отсутствием проекта планировки и проекта межевания территории указанного квартала города Благовещенска. Рассматривая законность и обоснованность решения администрации города Благовещенска *** от *** об отказе в формировании земельного участка для многоквартирного дома по *** по указанным выше основаниям, суд исходит из следующего. Как следует из оспариваемого ответа администрации города Благовещенска от *** ***, единственным основанием к отказу истцу в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по *** явилось отсутствие документации по планировке и межеванию территории, в границах которой расположен земельный участок. Согласно свидетельства о государственной регистрации права от *** № *** Парфенову Алексею Владимировичу на праве собственности принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: *** Согласно реестру муниципальной собственности от *** квартира *** по *** находится в собственности муниципального образования города Благовещенска. Согласно постановлению Правительства РФ от *** *** «Об утвержденииПоложения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Судом установлено, что жилой дом по пер. Советский, 49/1 является многоквартирным. Согласно пункту 3 ст. 16 Федерального закона от *** № 189-ФЗ (ред. от ***) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4). С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5). Согласно ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом РФ от *** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Согласно п. 10 ст. 38 Федерального закона РФ от *** № 221-ФЗ образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона РФ *** № 191-ФЗ «О ведении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Таким образом, действующим законодательством предусмотрен ряд особенностей, связанных с формированием земельных участков под многоквартирными жилыми домами, одна из которых - образование земельного участка посредством подготовки проектов планировки и межевания территорий. Между тем, рассматривая отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории квартала *** города Благовещенска в качестве основания для отказа истцу в формировании земельного участка для многоквартирного дома, суд приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что истец обратился в администрацию города Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома *** по *** с целью дальнейшего оформления земельного участка в общую долевую собственность, то есть для целей, не связанных со строительством. Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Как следует из статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Согласно частям 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территории (часть 2). В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2 статьи 43). Согласно статьи 45 названного Кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства регионального значения (часть 3). Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение объектов капитального строительства местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий (часть 4). Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5). Из анализа приведенных норм права следует, что обязанность по обеспечению подготовки документации по планировке и межеванию территории поселения лежит на органе местного самоуправления, которая в настоящее время, как следует из оспариваемого отказа администрации города Благовещенска, отсутствует в силу независящих от истца причин, следовательно, указанное обстоятельство не может быть признано достаточным основанием для отказа Парфенову А.В. и Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска в формировании земельного участка для многоквартирного жилого дома по ***, а ссылка на отсутствие данной документации, изложенная в отказе, признается судом незаконной. В связи с изложенным, оспариваемый отказ администрации города Благовещенска в формировании земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом по пер. Советский, 49/1 по единственному о основанию отсутствия проектов планировки и межевания территории следует признать незаконным. В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд принимает во внимание, что единственным основанием к отказу истцу в формировании земельного участка явилось отсутствие проектов планировки и межевания территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок. При этом, иные обстоятельства возможности формирования земельного участка для многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: *** не выяснялись. Из анализа п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», следует, что суд, признавая действия должностного лица, органа местного самоуправления незаконными, не вправе, определяя способ восстановления нарушенного права, предрешать решение данного органа власти в случае повторного рассмотрения им заявления по спорному вопросу. Поскольку отказ администрации города Благовещенска в формировании спорного земельного участка судом признан незаконным, в порядке устранения допущенного нарушения на администрацию города Благовещенска следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о формировании земельного участка в *** квартале города Благовещенска по заявлению представителя собственников помещений многоквартирного жилого дома *** по *** от *** входящий ***з. С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным решение администрации города Благовещенска от *** об отказе в формировании земельного участка в *** квартале города Благовещенска по заявлению представителя собственников помещений многоквартирного жилого дома *** по пер. *** Ляшок О.А. от *** входящий ***. Обязать администрацию города Благовещенска повторно рассмотреть вопрос о формировании земельного участка в *** квартале города Благовещенска по заявлению представителя собственников помещений многоквартирного жилого дома *** по *** Ляшок О.А. от *** входящий ***з. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято ***. Председательствующий Никитин В.Г.