Решение о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации



                                ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

***                                                                                    г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Исаченко М.В.,

При секретаре Терзи Д.Л.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Райчихинска в интересах Сыркиной Валерии Александровны к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Райчихинска, действующий в интересах Сыркиной Валерии Александровны, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - цифровым слуховым аппаратом, незаконным, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что Сыркина Валерия Александровнаявляется инвалидом. *** Сыркиной В.А. выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. По указанной программе ей полагается цифровой слуховой аппарат, обязанность возложена на фонд социального страхования. Срок исполнения программы с *** до *** Федеральный закон от *** № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам возможности реабилитироваться, а именно устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Государственным Учреждением - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Сыркина В.А. поставлена на учет по обеспечению средствами реабилитации, однако, до настоящего времени средствами реабилитации не обеспечена. С *** обязанность по обеспечению Сыркиной В.А. средствами реабилитации возложена на Министерство социальной защиты населения Амурской области. На основании изложенного, прокурор *** просил удовлетворить заявленные требования.

Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: прокурор ***, истец Сыркина В.А., представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц Правительства Амурской области, ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области по доверенности ФИО1, следует, что с исковыми требованиями прокурора *** Министерство социальной защиты населения Амурской области не согласно в полном объеме. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется министерством социальной защиты населения Амурской области с *** в связи с передачей государственных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Указанные полномочия были переданы соглашением «между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Амурской области о передаче Правительству Амурской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от *** ***-р (далее - соглашение). В силу пункта 1.1. части 1 статьи 2 соглашения следует, что предоставление технических средств реабилитации инвалидам осуществляется в порядке, определяемом Правительством Амурской области.В соответствии с указанным пунктом соглашения, нормы порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должны распространять своё действие как на вновь обратившихся за техническими средствами инвалидов, так и инвалидов, подавших заявления на обеспечение техническими средствами реабилитации в Государственное учреждение - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации необходимо было разработать Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и осуществить закуп технических средств реабилитации в соответствии с условиями Федерального закона от *** № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает определённые сроки для конкурсных процедур. После утверждения *** Правительством РФ соглашения Министерство приступило к разработке порядков, регламентирующих механизм предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением. В конце *** года Министерством было разработано 8 порядков, в том числе и Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок). Указанный Порядок проходил юридическую экспертизу в Аппарате губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, а также был направлен последним в Прокуратуру Амурской области для проверки его на соответствие действующему законодательству. Прокуратурой Амурской области письмом от *** ***, адресованным в Аппарат губернатора Амурской области и Правительства Амурской области было предписано устранить ряд замечаний в Порядке. После устранения замечаний Прокуратуры Амурской области Порядок был утверждён постановлением Правительства Амурской области от *** N257. Без указанного Порядка министерство не имело право предоставлять меры социальной поддержки и социальные услуги, предусмотренные соглашением. Однако в целях защиты прав инвалидов министром социальной защиты населения области после поступления в *** года субвенций из федерального бюджета для исполнения переданных в соответствии с соглашением государственных полномочий, было принято решение о закупе технических средств реабилитации для инвалидов в соответствии с нормами закона № 94-ФЗ путём заключения договоров и государственных контрактов. Договор без проведения конкурсных процедур в силу норм закона № 94-ФЗ может быть заключен на закуп одноименных товаров в квартале на сумму не более *** рублей. С учётом указанной нормы Закона № 94-ФЗ министерством в *** года был заключён договор на сумму *** рубля на оказание услуг по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов ортопедической обувью (договор *** от ***). Во *** года был заключён договор на услуги по изготовлению протезами нижних конечностей (в том числе чехлами) на сумму *** рубле (договор *** от ***), договор на поставку тростей опорных, костылей на сумму *** (договор *** от *** года) и договор на поставку сигнализаторов звука для инвалидов на сумму *** рублей (договор *** от ***). Все закупленные на основании указанных договоров технические средства реабилитации относятся к группе одноимённых товаров «аппаратура медицинская». В настоящее время сформирована заявка для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона и для проведения запроса котировок на поставку слуховых аппаратов, в т.ч. с ушными вкладышами индивидуального изготовления. Работа по формированию заявок включала в себя: выявление потребностей в слуховых аппаратах, проведения мониторинга цен на данное техническое средство реабилитации, разработку технического задания и проекта государственного контракта на поставку слуховых аппаратов. Заявка для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона направлена *** в Управление государственного заказа Амурской области. Победителем запроса котировок АПН поставку слуховых аппаратов явилось - ООО «Медпром», с которым министерством заключен государственный контракт *** от ***. Победителем электронного аукциона явилось ЗАО «Торгсервис» с которым министерством заключен государственный контракт *** от ***. Сыркина В.А. стоит в очереди на обеспечение слуховым аппаратом под № 56 и будет обеспечена в рамках заключенных государственных контрактов, в порядке очередности в зависимости от даты постановки ее на учет в соответствии с нормами Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от *** года ***. В случае удовлетворения требований прокурора будут нарушены права 55 человек, подавших заявление на обеспечение цифровым слуховым аппаратом. В случае, если Сыркина В.А. не желает ждать совей очереди на технические средства реабилитации, она вправе приобрести самостоятельно технические средства реабилитации и обратится в министерство за компенсацией расходов произведенных на их приобретение. Денежные средства на выплату компенсации в министерстве имеются, и выплата компенсации инвалидам производится в соответствии с нормами Порядка компенсации расходов на приобретение, ремонт или замену технических средств реабилитации, утвержденного постановлением Правительства амурской области от *** ***. По состоянию на *** министерством за первый и *** года было заключёно на предоставление мер социальной поддержки и социальных услуг, предусмотренных соглашением, 28 договоров на сумму *** рубль *** копеек и 81 государственный контракт на сумму *** рублей *** копеек. Из изложенного следует, что министерство принимает все необходимые действия для исполнения норм соглашения, в том числе и для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Следует также отметить, что законодательством РФ не определён срок в течение которого инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации, а потому министерство сроков для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не нарушает. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Позиция Государственного учреждения - Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому, в период с *** годы региональное отделение обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С *** в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. А также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта российской Федерации. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Протезами, протезно-ортопедичискими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области. Согласно акта приема-передачи сведений от *** личное учетное дело Сыркиной В.А. передано в Министерство социальной защиты населения Амурской области для обеспечения техническими средствами реабилитации.

Из письменных возражений Правительства Амурской области от *** следует, что в соответствии с соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ от *** ***, Правительству Амурской области с *** была передана часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Органом, уполномоченным на исполнение переданных полномочий, определено Министерство социальной защиты населения Амурской области. Обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществляется по их заявлениям. В связи с этим необходимо установить поступало ли соответствующее заявление со всеми требуемыми документами в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Необходимо также учитывать, что обеспечение граждан техническими средствами реабилитации требует значительных временных затрат, поскольку для этих целей на основании поступивших от граждан заявлений должна быть проведена процедура заключения государственного контракта, установленная Федеральным законом от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, следует принять во внимание, что решение по настоящему делу об обязании обеспечить техническим средством реабилитации может повлиять на права других граждан, поставленных в очередь на обеспечение техническими средствами реабилитации ранее заявителя, т.к. исполнение решения суда может изменить существующую очередность. Министерством социальной защиты населения Амурской области надлежащим образом принимаются меры, направленные на реализацию прав заявителя. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в том числе по инвалидности.

Статьями 2, 10 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные, протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы, специальная одежда.

В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ *** от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам технические средства реабилитации в порядке, определяемом правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ.

Как следует из материалов дела Сыркина Валерия Александровна является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ***, что подтверждается справкой ***.

Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Сыркиной Валерии Александровны, усматривается, что ей установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - цифровым слуховым аппаратом, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР указан с ***, в качестве исполнителя по обеспечению техническими средствами реабилитации указан ФСС в срок до ***.

*** Сыркина В.А. принята на учет для получения технических средств реабилитации, что усматривается из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в судебном разбирательстве.

Из материалов дела усматривается, что сведения о Сыркиной В.А. как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до ***

Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана).

Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что Сыркина В.А. длительное время не обеспечена средствами технической реабилитации инвалидов, и с *** г. он не обеспечена указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом не могут быть приняты во внимание возражения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что принимаются все необходимые меры для обеспечения инвалидов области средствами технической реабилитации - разработка Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, проведение мониторинга цен на средства технической реабилитации, совершение действий по заключению государственных контрактов на поставку ТСР, подготовка документации для проведения торгов в форме открытого электронного аукциона, заключение договоров на поставку ТСР, совершение которых подтверждено документами, представленными ответчиком, поскольку проводимые меры на момент рассмотрения настоящего спора не обеспечили реального предоставления Сыркиной В.А. цифровым слуховым аппаратом, либо возможности назвать конкретные сроки обеспечения указанного инвалида техническими средствами реабилитации, а, следовательно, по мнению суда, являются недостаточными.

Суд также полагает несостоятельной ссылку представителя Министерства социальной защиты населения на отсутствие в законодательстве РФ сроков, в течение которых инвалиду должно быть предоставлено техническое средство реабилитации. Вместе с тем, как указывалось выше, исходя из предназначения средств технической реабилитации, целей реабилитации инвалидов и смысла социальной поддержки инвалидов как таковых предоставление инвалиду необходимых средств технической реабилитации должно осуществляться во всяком случае в разумные сроки, которые в отношении Сыркиной В.А. нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Сыркиной Валерии Александровны средствами реабилитации - цифровым слуховым аппаратом незаконным.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Сыркину Валерию Александровну средствами реабилитации - цифровым слуховым аппаратом.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

          Председательствующий судья:                                    М.В. Исаченко