Дело № 2-5668/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Благовещенск ***
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Благова К.С.,
при секретаре Красавцевой О.Н.,
с участием: помощника прокурора г. Благовещенска - Камбаровой Е.В.,
представителя истца Большаковой А.В. - Большакова А.К.,
представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Амурской области - Лой Д.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Большаковой Антонины Васильевны, к Администрации г. Благовещенска об оспаривании постановления, возложении обязанности признать нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Благовещенска, выступающий в защиту прав и законных интересов Большаковой А.В., обратился в суд с указанным иском, в котором просит: 1) признать постановление Администрации г. Благовещенска от *** *** «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» Большаковой А.В. незаконным; 2) обязать Администрацию г. Благовещенска признать Большакову А.В. нуждающейся в жилом помещении и включить в список участников долгосрочной целевой программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на 2009-2011 годы».
Исковое заявление принято к производству суда определением судьи от ***, которым к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены - Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов РФ.
Будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: представитель Администрации г. Благовещенска, просившая о рассмотрении дела в свое отсутствие, и представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Амурской области, не представившие сведений о причинах неявки и доказательств уважительности этих причин. При таких обстоятельствах и на основании правил ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.
В обоснование заявленных требований в заявлении указано, а в ходе судебного разбирательства помощником прокурора и представителем заявителя были даны устные пояснения об обстоятельствах того, что Большакова А.В., являющаяся ветераном Великой Отечественной войны и в этой связи имеющая право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», обратилась в Администрацию г. Благовещенска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** ***. Постановлением Администрации г. Благовещенска *** от *** Большаковой А.В. было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Поводом к отказу явилось обстоятельство обеспечения Большаковой А.В. жильем свыше учетной нормы. Оспариваемый отказ заявитель полагает неправомерным и совершенным Администрацией г. Благовещенска без наличия к тому достаточных правовых оснований, поскольку Большакова А.В., не имеющая собственного жилья и правом на приватизацию жилого помещения ранее не воспользовавшаяся, проживает на основании соглашения в квартире *** по ***, в которой помимо нее проживают - ее сын Большаков А.К., невестка ФИО1, внук - ФИО3, принадлежащей ее сыну Большакову А.К., площадь которой составляет 58,4 кв. метров. Изложенное свидетельствует о наличии оснований для признания Большаковой А.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Камбарова Е.В. и представитель истца Большаковой А.В. по доверенности Большаков А.К. на удовлетворении заявленных требований настаивали, пояснив об изложенных в заявлении обстоятельствах.
Согласно доводам письменного отзыва от ***, представитель ответчика Администрации г. Благовещенска по доверенности ФИО2 полагает иск не подлежащим удовлетворению. В обоснование возражений в отзыве указано, что *** Большаковой А.В. в орган местного самоуправления было подано заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем как ветерана Великой Отечественно войны. К заявлению Большаковой А.В. был представлен в орган местного самоуправления пакет документов из которого следовало, что с 1983 года по *** истец была зарегистрирована и проживала в ***. В данной квартире, общей площадью 57,5 кв. метров, истица проживала с сыном и невесткой. Собственником квартиры являлся Большаков А.К. С *** истица проживает и зарегистрирована в ***. Указанное жилое помещение, общей площадью 58,4 кв. метров, принадлежит на праве собственности Большакову А.К. и в нем проживает 4 человека - собственник, его жена, внук и истица. Внук, проживающий в квартире *** по ***, является также собственником 1/3 доли в квартире *** по ***, общей площадью 57,3 кв. метров. Как следует из положений ст. 50 ЖК РФ и ст. 7 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 14,0 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Поскольку в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, следовательно, учитывая указанные положения закона Большакова А.В. относится к членом семьи собственника - Большакова А.К. Таким образом, Большакова А.В. не относится к категории лиц нуждающихся в жилом помещении, так как у истицы превышен размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Доказательств временности проживания в квартире *** по *** истицей в администрацию г. Благовещенска представлено не было. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 54 ЖК РФ и п. 9 ст. 10 закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» допускающей отказ в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении граждан, в случае если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Большаковой А.В. было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ. При таких обстоятельствах Постановление администрации города Благовещенска как от *** *** вынесено в рамках действующего законодательства.
Явившийся в судебное заседание представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области заявлены прокурором г. Благовещенска в интересах Большаковой А.В. требования также не признал, сославшись в обоснование такой позиции на доводы тождественные доводам представителя Администрации г. Благовещенска.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Амурской области от *** ***, на основании Федерального закона от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) и Указа Президента Российской Федерации от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее -Указ ***), была утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на *** - *** годы» (далее - Программа).
Согласно преамбуле и пункту 1 Указа ***, Президент Российской Федерации, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановил считать необходимым завершить до *** обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до *** ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** № 5-ФЗ «О ветеранах».
*** Президентом Российской Федерации был издан вступающий в силу со дня его подписания Указ *** «О внесении изменений в Указ Президента РФ от *** *** «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которым из пункта 1 Указа *** были исключены слова «до ***» и «вставших на учет до ***».
Данное положение Указа *** получило свое отражение в подразделе 2.2 «Описание проблемы» упомянутой Программы. Согласно разделу IV Программы, мероприятия программы охватывают трехгодичный период, в котором предусмотрено улучшение жилищных условий участников программы, в том числе путем предоставления социальной выплаты участникам программы на улучшение жилищных условий, предоставления доплаты к социальной выплате на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Раздел V «Механизм реализации программы» указанной Программы определяет, что предоставление социальных выплат участникам программы на улучшение жилищных условий, а также доплат к социальным выплатам на приобретение (строительство) жилья ветеранам (инвалидам) Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от *** № 5-ФЗ «О ветеранах», осуществляется в соответствии с порядком и на условиях, установленных постановлением Правительства области.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Закона о ветеранах в редакции Федерального закона от *** № 135-ФЗ, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для категорий граждан, в числе прочих - членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Часть 1 статьи 23.2 указанного Закона в той же редакции закрепляет, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ. В силу части 6 той же статьи форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, для определения возможности предоставления указанной меры социальной поддержки необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту субъекта РФ, на территории которого у ветерана Великой Отечественной войны имеется намерение состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По мнению суда, при таких обстоятельствах для разрешения вопроса о нуждаемости в жилом помещении претендента на участие в долгосрочной целевой программе, утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от *** ***, следует обратиться к Закону Амурской области от *** ***-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» (далее - Закон ***-ОЗ).
В силу ст. 6 Закона ***-ОЗ и согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. При признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями граждан и членов их семей, которые привели к их отчуждению, ухудшению жилищных условий или уменьшению учетной нормы, совершенные в течение последних пяти лет (часть 3 стать 6).
Частью 5 статьи 7 Закона ***-ОЗ для граждан, которым предоставляются жилые помещения из государственного жилищного фонда области по договору социального найма и единовременные субсидии, устанавливаются учетная норма в размере 15 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Бессрочным и действующим на всей территории Российской Федерации удостоверением серии И *** на имя Большаковой А.В. подтверждается право заявителя на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» для участников Великой Отечественной войны.
*** Большаковой А.В. было подано на имя главы Администрации г. Благовещенска заявление о признании ее нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из дела следует, что отказ в признании Большаковой А.В. нуждающейся в жилом помещении совершен на основании постановления Администрации г. Благовещенска *** от ***. Из текста данного постановления, а также выписки из протокола *** заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Благовещенска от ***, следует, что отказ был совершен по причине обеспеченности Большаковой А.В. общей площадью жилого помещения в размере превышающем размер учетной нормы, а также наличия в собственности у внука Большаковой А.В. в собственности 1/3 доли квартиры *** по ***.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (подп. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как видно из представленных суду письменных доказательств, к заявлению от *** Большаковой А.В. был приложен пакет документов, согласно которым она вместе со своим сыном, невесткой и внуком проживают в квартире *** по ***, общая площадь которой составляет 58,4 кв. метров. также из данных документов следовало, что проживающий в данной квартире внук Большаковой А.В. является собственником 1/3 доли квартиры *** по ***.
Обстоятельства действительного проживания Большаковой А.В. в указанном жилом помещении, площадь которого составляет 58,4 кв. метров, и того, что фактически на каждого из проживающих в данной квартире приходится по 14,6 кв. метров общей площади жилого помещения, подтверждаются материалами дела и не оспаривались представителем ответчика.
Также материалами дела подтверждается отсутствие в собственности у Большаковой А.В. иных жилых помещений, равно как и факт того, что ранее правом на приватизацию жилого помещения она не воспользовалась.
При этом судом учитывается, что из доводов стороны истца усматривается, что Большакова А.В. проживает в данной квартире на основании соглашения, а имеющаяся у нее регистрация по данному адресу носит временный характер - с целью получения пенсии.
Таким образом, на каждого из совместно проживающих в квартире *** по *** приходится по 14,6 кв. метров, что менее размера учетной нормы жилого помещения, установленной частью 5 статьи 7 Закона ***.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Закона ***, отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда: не представлены все необходимые для постановки на учет документы; представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
При этом в качестве заслуживающего внимание обстоятельства дела суд учитывает нахождение заявителя Большаковой А.В., 1921 года рождения, в престарелом возрасте, а также то, что обстоятельства переезда Большаковой А.В. из *** в *** и ее регистрация в принадлежащем ее сыну жилом помещении не могут рассматриваться как злоупотребление непосредственно заявителем своими правами на обращение за постановкой ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доказательств наличия признаков злоупотребления правом в действия заявителя представителем ответчика суду в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором г. Благовещенска в интересах Большаковой А.В. требования законными и обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Признавая незаконным отказ Администрации г. Благовещенска в принятии Большаковой А.В. на учет нуждающихся в жилом помещении, суд в порядке устранения нарушенного права заявителя и согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 258 ГПК РФ полагает необходимым обязать Администрацию г. Благовещенска признать Большакову А.В. на нуждающейся в жилом помещении с целью участия в долгосрочной целевой программе «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** года».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах Большаковой Антонины Васильевны, - удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г. Благовещенска от *** *** «Об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» Большаковой Антонины Васильевны»
Обязать Администрацию г. Благовещенска признать Большакову Антонину Васильевну нуждающейся в жилом помещении и включить в список участников долгосрочной целевой программы «Социальная работа с ветеранами (инвалидами) Великой Отечественной войны, боевых действий, военной службы и семьями погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и боевых действий в Амурской области на ***-*** годы».
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья К.С. Благов