№2-5514/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** г. Благовещенск Благовещенский городской суд Амурской области в составе: Председательствующего судьи Пасютиной Т.В., При секретаре Фрольченко Е.В., С участием старшего помощника прокурора г. Благовещенска - Назаровой Татьяны Викторовны Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора гор. Благовещенска в интересах Рондик Андрея Игоревича к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации У С Т А Н О В И Л: Прокурор гор. Благовещенска, действующий в интересах Рондик Андрея Игоревича, обратился в Благовещенский городской суд с исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании бездействия в части не обеспечения средствами реабилитации - световыми и вибрационными сигнализаторами звука незаконным, обязании обеспечить инвалида соответствующими средствами реабилитации, в обоснование которого указал, что в прокуратуру г. Благовещенска обратился Рондик А.И., являющийся инвалидом детства 2 группы на бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не предоставления ему технических средств реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторов звука. Согласно индивидуальной программе реабилитации Рондик А.И. нуждается в технических средствах реабилитации: световых и вибрационных сигнализаторах звука. Согласно ст. 11 Федерального закона от *** *** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно правовых форм собственности. В соответствии со ст. 11.1 данного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями. С *** полномочия по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов возложены на Министерство социальной защиты населения Амурской области. Однако до настоящего времени Рондик А.И. средствами реабилитации не обеспечен, что и послужило основанием для обращения с заявлением в прокуратуру гор. Благовещенска. На основании изложенного, прокурор гор. Благовещенска просил удовлетворить заявленные требования. В судебном заседании представитель прокуратуры настаивала на заявленных прокурором гор. Благовещенска исковых требованиях, доводах искового заявления, в дополнение пояснила, что до настоящего времени ответчиком в добровольном порядке не исполнены взятые на себя обязательства по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида, Министерство социальной защиты Амурской области бездействует. Будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились: истец Рондик А.И. представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц - ГУ Амурское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Правительства Амурской области, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при данной явке. Правовая позиция Министерства социальной защиты населения Амурской области изложена в письменном отзыве от ***, согласно которому Рондик А.И. обратился с заявлением в министерство о предоставлении услуг по сурдопереводу. Министерством были выданы направления на получение соответствующих услуг. С заявлением об обеспечении его световыми и вибрационными сигнализаторами, телевизором с телетекстом ни в министерство, ни в ГБУ УСЗН Рондик А.И. в 2011 году не обращался. Личное дело Рондик А.И. в министерство не поступало, в связи с чем министерством было направлено письмо - запрос от *** с просьбой предоставить личное дело. Ответ на запрос до настоящего времени не поступал. Поскольку обеспечение инвалидов носит заявительный характер, правовых оснований для обеспечения Рондик А.И. техническими средствами не имеется. Из письменных возражений Правительства Амурской области от *** следует, что в соответствии с соглашением, утвержденным распоряжением Правительства РФ от *** ***, Правительству Амурской области с *** была передана часть федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Органом, уполномоченным на исполнение переданных полномочий, определено Министерство социальной защиты населения Амурской области. Обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации осуществляется по их заявлениям. В связи с этим необходимо установить поступало ли соответствующее заявление со всеми требуемыми документами в Министерство социальной защиты населения Амурской области. Необходимо также учитывать, что обеспечение граждан техническими средствами реабилитации требует значительных временных затрат, поскольку для этих целей на основании поступивших от граждан заявлений должна быть проведена процедура заключения государственного контракта, установленная Федеральным законом от *** № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, следует принять во внимание, что решение по настоящему делу об обязании обеспечить техническим средством реабилитации может повлиять на права других граждан, поставленных в очередь на обеспечение техническими средствами реабилитации ранее заявителя, т.к. исполнение решения суда может изменить существующую очередность. Министерством социальной защиты населения Амурской области надлежащим образом принимаются меры, направленные на реализацию прав заявителя. Просили суд в удовлетворении исковых требований отказать. Из письменных пояснений Управляющего ГУ - Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от *** следует, что в период с *** года по *** год региональное отделение обеспечивало инвалидов техническими средствами реабилитации в пределах средств, выделенных на эти цели из федерального бюджета. С *** в связи с передачей функций по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в ведение субъекта Российской федерации, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, протезами, протезно - ортопедическими осуществляется Министерством социальной защиты населения Амурской области. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу положений ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности. Статьями 2, 10 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации ***-р от ***, в качестве технических средств реабилитации включены сигнализаторы звука световые и вибрационные, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. В силу положений ст. 11.1 Федерального закона от *** N 181-ФЗ (ред. от ***) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Постановлением Правительства РФ от *** *** «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно пунктам 4-5 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения). Уполномоченный орган рассматривает заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Амурской области, утвержденным распоряжением Правительства РФ ***-р от ***, Правительству Амурской области передана часть федеральных полномочий по обеспечению имеющих место жительства в Амурской области лиц, признанных инвалидами, в соответствии с индивидуальными программой реабилитации техническими средствами реабилитации, при этом Правительство Амурской области предоставляет инвалидам технические средства реабилитации в порядке, определяемом правительством Амурской области по их личным заявлениям о предоставлении технических средств реабилитации, в том числе и переданным территориальным органом Фонда социального страхования РФ. Как следует из материалов дела Рондик Андрей Игоревич является инвалидом с детства, ему установлена вторая группа инвалидности бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ серии *** ***. Из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной ФГУ МСЭ на имя Рондик Андрея Игоревича усматривается, что ему установлена необходимость обеспечения техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука, срок проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР - бессрочно, в качестве исполнителя по обеспечению средствами техническими средствами реабилитации указан ФСС. Из материалов дела усматривается и не оспаривается лицами, участвующими в разбирательстве дела, что Рондик А.И. принят на учет для получения технических средств реабилитации. Сведения о Рондик А.И. как об инвалиде, нуждающемся в предоставлении вышеназванных технических средств реабилитации, были переданы ГУ АРО ФСС Министерству социальной защиты населения Амурской области во исполнение Соглашения *** от *** до *** в материалах дела имеется акт приема - передачи от ***, из приложения к которому усматривается, что личное дело Рондик А.И. в числе прочих было передано Министерству социальной защиты населения Амурской области. В этой связи довод ответчика о несоблюдении Рондик А.И. заявительного порядка и отсутствием в связи с этим незаконного бездействия со стороны ответчика, судом внимание не принимается. Постановлением Правительства Амурской области *** от *** утвержден Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Порядок). В соответствии с п.п. 1,2,3 указанного Порядка он распространяется также на инвалидов (ветеранов), вставших на учет по обеспечению техническими средствами в территориальных отделениях Амурского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) до ***. Обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами (изделиями) осуществляется министерством социальной защиты населения области. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - программа реабилитации). Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия). Министерством формируется очередь на получение технического средства (изделия) по дате подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия). В порядке очередности министерство оформляет направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку (далее - направление) в трех экземплярах. Один экземпляр направления выдается на руки или высылается по почте инвалиду (ветерану), второй направляется в организацию, отобранную министерством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, обеспечивающую техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление), третий экземпляр подшивается в личное дело инвалида (ветерана). Анализ приведенных норм права свидетельствует, что лицам, признанным инвалидами, гарантируется государством обеспечение средствами технической реабилитации, в том числе путем их предоставления. Поскольку обеспечение средствами технической реабилитации инвалидов способствует реализации основных направлений их реабилитации, создает необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, поэтому обеспечение их такими средствами реабилитации должно быть реальным и осуществляться в максимально короткие сроки, в противном случае инвалиды лишаются права на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Судом установлено, что Рондик А.И. длительное время не обеспечен средствами технической реабилитации инвалидов, и с января 2011 г. он не обеспечен указанными средствами именно Министерством социальной защиты населения Амурской области, в связи с чем заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействие Министерства социальной защиты населения Амурской области в части не обеспечения Рондик Андрея Игоревича техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука незаконным. Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечить Рондик Андрея Игоревича техническими средствами реабилитации - световым и вибрационным сигнализаторами звука. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья: Т.В. Пасютина