Решение о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для огородничества



                 Дело № 2 - _____/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

***                                                                                  г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Исаченко М.В.,

При секретаре Терзи Д.Л.,

С участием представителей истца Кирюхиной М.М. - Кузнецовой А.Э., Витько Т.А.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирюхиной Марии Михайловны к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для огородничества, -

у с т а н о в и л:

Кирюхина Мария Михайловна обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным отказа № *** от *** в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В обоснование заявленных требований истец указала, что неоднократно обращалась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 415 кв.м., расположенного в районе *** под огородничество. На указанное обращение был получен отказ в предоставлении земельного участка в собственность № *** от ***, считает указанный отказ неправомерным, полагает, что имеет право на получение земельного участка в собственность по основаниям, установленным законом Амурской области от *** *** «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Амурской области». Данный земельный участок был предоставлен ей на основании постановления мэра г. Благовещенска от *** *** в аренду для огорода. Постановлением мэра г. Благовещенска *** от *** изменено целевое назначение и частично прекращено право на земельный участок площадью 185 кв.м. Остальным земельным участком она пользуется длительное время.

В ходе судебного заседания представитель истца поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении, привела доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в дополнение указала, что на момент предоставления указанного земельного участка истцу в аренду Правила землепользования не действовали, следовательно, он не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Стороны, будучи уведомленными надлежащим образом о времени и месте разбирательства, в судебное заседание не явились. В материалах дела имеется заявление ответчика о рассмотрении настоящего гражданского дела в их отсутствие. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Из письменного отзыва администрации г. Благовещенска, следует, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого решения, позволяющих сделать вывод о том, что решение от ****** принято в нарушение требований действующего законодательства. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что решением от ****** администрацией г. Благовещенска ей отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***. Полагает, что обладает правом на приобретение спорного земельного участка в собственность бесплатно в силу положений Закона Амурской области *** от ***. Вместе с тем, из материалов дела не следует, что обжалуемое решение администрации г. Благовещенска принято по заявлению истицы о предоставлении спорного земельного участка в собственность бесплатно. Данное решение принято по результатам рассмотрения обращения Витько Т.А. (внучки Кирюхиной М.М.), в котором содержится просьба о помощи в приобретении земельного участка, однако о каком виде права идет речь в заявлении, определить не представляется возможным. При этом, очевидно, что обжалуемое решение не является ответом на заявление Кирюхиной М.М. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В ответе от ****** администрацией г. Благовещенска с учетом норм действующего законодательства дано разъяснение, на каком виде права (аренда) может использоваться Кирюхиной М.М. земельный участок по договору от *** ***. Разъяснено также и то, что разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует требованиям градостроительного регламента зоны Ж-1А, в границах которой земельный участок находится. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от *** ***, градостроительный регламент зоны жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв.м. (Ж-1А) не предусматривает такого вида разрешенного использования земельного участка как «огородничество». Несостоятельна ссылка истца на положения Закона Амурской области *** от *** в обоснование позиции о наличии права на бесплатное приобретение спорного земельного участка. Во-первых, решением от *** *** администрация г. Благовещенска отказала Витько Т.А., действующей по доверенности за Кирюхину М.М., в предоставлении в собственность (бесплатно) спорного земельного участка. Данное решение действительно, никем не оспорено и не обжаловано. Во-вторых, действующее земельное законодательство (п. 4 ст. 3, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от *** № 137-ФЗ) четко определяет случаи бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков: когда земельный участок находится у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения; когда граждане РФ имеют в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими до вступления в законную силу Закона СССР от *** *** по сделкам ненадлежаще оформленным; когда у гражданина имеется правоустанавливающий документ на земельный участок, из содержания которого не ясно, на каком праве данный земельный участок был предоставлен. На момент обращения истца в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка не было представлено документов, подтверждающих право истца на бесплатное приобретение земельного участка, на основании которых можно было бы отнести заявителя к вышеперечисленным категориям граждан. Поскольку истец не относится к категории граждан, которым в соответствии с действующим законодательством может быть предоставлен земельный участок в собственность бесплатно, администрацией было правомерно отказано в таком предоставлении. В-третьих, площадь спорного земельного участка составляет 300 кв.м., минимальный размер земельного участка для огородничества, предоставляемого из земель государственной и муниципального собственность, в соответствии со ст. 5 Закона Амурской области 422-03 - 400 кв.м. Администрация г. Благовещенска просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что решением от ****** администрацией г. Благовещенска ей отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером ***. Полагает, что обладает правом на приобретение спорного земельного участка в собственность бесплатно в силу положений Закона Амурской области *** от ***

Из материалов дела следует, что обжалуемое решение принято по результатам рассмотрения обращения Витько Т.А. (внучки Кирюхиной М.М.), в котором содержится просьба о помощи в приобретении земельного участка.

Так, из письменного ответа от ****** администрации г. Благовещенска на заявление вх. номер *** от *** следует, что Витько Т.А. дано разъяснение, на каком виде права (аренда) может использоваться Кирюхиной М.М. земельный участок по договору от *** ***. Кроме этого, разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует требованиям градостроительного регламента зоны Ж-1А, в границах которой земельный участок находится. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от *** ***, градостроительный регламент зоны жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв.м. (Ж-1А) не предусматривает такого вида разрешенного использования земельного участка как «огородничество».

В силу ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу ч.4 той же нормы не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно ст.ст. 30, 8 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 11 Земельного Кодекса РФ виды разрешённого использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Из представленной суду выкопировки из карты градостроительного зонирования следует, что запрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3 - х этажей с участками не менее 300 кв.м. (Ж - 1А).

В соответствии со ст. 23.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска, утвержденных Решением Благовещенской городской Думы от *** *** эта зона выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов низкой плотности застройки - отдельно стоящих жилых домов усадебного типа, коттеджей и блокированных жилых домов этажностью не выше 3-х этажей с земельными участками не менее 300 кв. м. Развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий в соответствующих среде формах.

В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утверждённых Решением Благовещенской городской Думы *** от ***, настоящие Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе Благовещенске систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании, для защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.                                                                                                   

Указанными Правилами устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, которые определяют правовой режим земельных участков для каждой территориальной зоны.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные, вспомогательные.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что запрашиваемый земельный участок для огородничества расположен в зоне, градостроительным регламентом которой не предусмотрено использование земельных участков для огородничества.

Согласно ч.1 ст. 3 Правил, они применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Из материалов дела следует, что правоотношения между непосредственно истцом и администрацией города по вопросу о предоставлении ей земельного участка для огородничества в собственность возникли в момент действия Правил, следовательно, Правила подлежат применению. С учетом зонирования этот земельный участок не может использоваться под огородничество, поэтому требование о передаче участка в собственность с целевым назначением под огородничество не является законным.

Обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что истица владела и пользовалась земельным участком только на условиях аренды и в период действия Правил поставила вопрос о передаче ей земельного участка на другом виде права - праве собственности.

Таким образом, оснований для признания решения администрации г. Благовещенска незаконным у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Кирюхиной Марии Михайловне в иске к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения № *** от *** об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно - отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья:                                М.В. Исаченко